Разделы презентаций


ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Содержание

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииКлассификация групп, изучаемых в социальной психологии Группы Условные Лабораторные Реальные Естественные Большие Стихийные Устойчивые Малые Становящиеся Развитые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ

ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ  МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Факультет психологии

Слайд 2Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Классификация групп, изучаемых

в социальной психологии
Группы

Условные

Лабораторные

Реальные

Естественные

Большие

Стихийные

Устойчивые

Малые

Становящиеся

Развитые

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииКлассификация групп, изучаемых в социальной психологии Группы Условные Лабораторные Реальные

Слайд 3Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Первый этап

исследований малой группы: коактные группы
Н. Трипплет (1920-е годы) продемонстрировал влияние

простого присутствия других на результаты деятельности. Коакция – одновременное действие рядом.


Эффект социальной фасилитации – присутствие других облегчает действия человека.
Эффект социальной ингибиции – возможно торможение, сдерживание действий под влиянием других.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Первый этап исследований малой группы: коактные группыН. Трипплет (1920-е

Слайд 4Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Второй этап:

учет характера взаимодействия, типа деятельности

И. Штайнер: влияние соотношения индивидуальных вкладов

и группового продукта. Тезис о социальной лености.
Социальная леность – стремление некоторых членов группы при решении групповых задач спрятаться от работы за счет других.

Р. Зайонц (1965): эффекты социальной фасилитации / ингибиции зависят от:
степени обученности;
сложности задач;
самооценки и др.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Второй этап: учет характера взаимодействия, типа деятельностиИ. Штайнер: влияние

Слайд 5Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Третий этап:

разветвление исследований малой группы
Композиция группы

(ее состав);
Структура группы;
Групповые процессы;
Подходы к описанию совместной деятельности.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Третий этап: разветвление исследований малой группыКомпозиция группы

Слайд 6Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Малая группа –

это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных

личных контактов.



Нижний предел: диада или триада? В большинстве исследований число членов колеблется между 2 и 7 (диада упоминается около 71% случаев). Присутствие третьего лица задает новую позицию наблюдателя.

Верхний предел. Жесткий количественный предел не установлен. Численность продиктована потребностью в совместной деятельности.

Малая группа: определение и границы

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииМалая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают

Слайд 7Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Структура межличностных

отношений
Статус или позиция индивида обозначает его место в группе.

Индивид может быть «звездой», изгоем или иметь средний для группы статус.
Роль – это динамический аспект статуса, групповые ожидания относительно функций, которые

индивид выполняет в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Структура межличностных отношений Статус или позиция индивида обозначает его

Слайд 8Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Система «групповых

ожиданий». Групповые нормы и санкции.
Групповые нормы – это правила,

которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы совместная деятельность была возможна.



Групповые нормы связаны с ценностями - принятием или отвержением социально значимых явлений.

Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» индивида к соблюдению норм.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Система «групповых ожиданий». Групповые нормы и санкции. Групповые нормы

Слайд 9Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Структура власти

в малой группе.
Структура власти в малой группе – это

чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Формы власти:


Награждающая власть опирается на возможность награждать, одаривать, давать блага.
Принуждающая власть опирается на возможность наказывать.
Экспертная власть опирается на особые знания, которые могут быть востребованы в специальных ситуациях.
Информационная власть опирается на владение информацией и каналами ее распространения.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Структура власти в малой группе. Структура власти в малой

Слайд 10Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Структура коммуникации:

типы коммуникативных

сетей

Колесо

Цепь

Круг

Сложный круг

Игрек

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСтруктура коммуникации:

Слайд 11Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Классификация малых групп


По степени близости контактов (Ч. Кули).
Первичные – основаны на

непосредственных контактах. Вторичные – опосредованные контакты (средства связи, например).

По степени формализации (Э. Мэйо, Хоторнские эксперименты).
Формальные – четко заданы статусы и роли членов, предписаны групповыми нормами и заданы в системе подчинения структуре власти. Неформальные – возникают стихийно, статусы и роли не предписаны, нет заданной системы отношений по вертикали.

По значимости норм для индивида (Г. Хаймен).
Группы членства – группы, членом которых индивид является. Референтные группы, нормы которых индивиды принимают, даже если не включены в них реально (функции: сравнительная и нормативная).
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииКлассификация малых групп По степени близости контактов (Ч. Кули). Первичные

Слайд 12Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Социометрическое направление

исследований: Дж. Морено
Напряжения и конфликты в группе вызваны несовпадением

микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий индивидов, часто не совпадает с характером их участия в различных формах жизнедеятельности группы.

Фокус исследований: структура межличностных эмоциональных отношений. Социометрическая методика – фиксация выборов индивидами друг друга в группе.
Направление уязвимо по теоретическим посылкам, хотя социометрическая методика широко используется.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Социометрическое направление исследований: Дж. Морено Напряжения и конфликты в

Слайд 13Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Социологическое направление

исследований: Э. Мэйо
Хоторнские эксперименты («Вестерн Электрик» 24-36 гг.): выявление

условий роста производительности труда сборщиц реле.
В экспериментальной и контрольной группах варьировались условия труда (например, освещенность). Наблюдался рост производительности в обеих группах, даже после устранения варьируемых условий.



Выводы: Факт участия в эксперименте оказал влияние на (1) социабильность – потребность в причастности; (2) неформальную структуру отношений. Открытие неформальной структуры отношений имело большое теоретическое и практическое значение. Возникла школа «человеческих отношений».

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Социологическое направление исследований: Э. Мэйо Хоторнские эксперименты («Вестерн Электрик»

Слайд 14Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Школа групповой

динамики
Связана с именем Курта Левина. Опиралась на созданную Левиным «теорию

поля». Центральная идея – поведение есть функция человека и среды: B=f (P, E) – была развита применительно к науке о группах.
Методология: создание в лаборатории групп с заданными характеристиками и последующее изучение их функционирования. Теоретические конструкты сейчас не разделяются, но принимаются проблематика и методики.

Проблематика:
Природа групп, их взаимосвязь с индивидами и другими группами;
Условия их формирования и эффективного функционирования;
Образование характеристик (норм, сплоченности, мотивов, лидерства);
Групповые процессы: конфликты, принятие решений и др.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии Школа групповой динамикиСвязана с именем Курта Левина. Опиралась на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика