Разделы презентаций


Общие сведения об алалии

Содержание

ПланОпределение алалииПричины, локализация, структура нарушенияИстория понятия «алалия»Дискуссионные вопросы в проблеме алалии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общие сведения об алалии
Шереметьева Е.В.

Общие сведения об алалииШереметьева Е.В.

Слайд 2План
Определение алалии
Причины, локализация, структура нарушения
История понятия «алалия»
Дискуссионные вопросы в проблеме

алалии

ПланОпределение алалииПричины, локализация, структура нарушенияИстория понятия «алалия»Дискуссионные вопросы в проблеме алалии

Слайд 3Литература
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – Разд.4.
Визель

Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005 – С. 170 –

173.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – Разд. II.
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой , С.Н. Шаховской. – М., 2002. – С.331-389.
Недоразвитие и утрата речи / Ред. Л.И. Белякова и др. – М., 1985.
Патология речи. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1971 – С 30-40.
Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969 – Гл.7.
Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии \\ Дети с проблемами в развитии. – № 2. - 2004. – С.4-6.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.
ЛитератураБеккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – Разд.4.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005 –

Слайд 4В клинико-педагогической классификации алалия относится к нарушениям структурно-семантического (внутреннего) оформления

высказывания, системным, полиморфным нарушениям речи

В клинико-педагогической классификации алалия относится к нарушениям структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системным, полиморфным нарушениям речи

Слайд 5Алалия
Первичное языковое расстройство, т.е. при алалии расстраивается особая автономная знаковая

система, имеющая специфическое строение и функционирование. Дети с алалией с

самого начала усваивают язык по патологическому типу
АлалияПервичное языковое расстройство, т.е. при алалии расстраивается особая автономная знаковая система, имеющая специфическое строение и функционирование. Дети

Слайд 6Для алалии как нозологической единицы характерно нарушение всех подсистем языка:

семантической, лексической, синтаксической, морфологической и фонематической.

Для алалии как нозологической единицы характерно нарушение всех подсистем языка: семантической, лексической, синтаксической, морфологической и фонематической.

Слайд 7Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и

проявляться в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной

речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем: тяжелая, средней тяжести и легкая степени нарушения системы языка
Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в границах от полного (или почти

Слайд 8Терминология
Алалия, афазия развития, онтогенетическая афазия

ТерминологияАлалия, афазия развития, онтогенетическая афазия

Слайд 9Алалия - это
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых

зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

ребенка
Алалия - этоотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или

Слайд 10М.Е. Хватцев
Алалия – полное или частичное отсутствие речи при наличии

достаточных для ее развития интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных

органов
М.Е. ХватцевАлалия – полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для ее развития интеллектуальных возможностей, остроты

Слайд 11Г.В. Чиркина
Алалия – отсутствие речи или ее системное недоразвитие у

детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте

Г.В. ЧиркинаАлалия – отсутствие речи или ее системное недоразвитие у детей при нормальном слухе и первично сохранном

Слайд 12Два этапа исследования проблемы алалии
С 1875 года (со времени первого

развернутого описания алалии Р. Коэном) до 60-ых годов 20 века
С

60-ых годов до настоящего времени
Два этапа исследования проблемы алалииС 1875 года (со времени первого развернутого описания алалии Р. Коэном) до 60-ых

Слайд 13Первый этап
Те или иные внешние черты объекта принимались за его

сущность. Внутренние же свойства объекта, их отношения фактически не рассматривались.

Причины расстройства языкового механизма связывали с нарушением моторики либо различных психических процессов.
Первый этапТе или иные внешние черты объекта принимались за его сущность. Внутренние же свойства объекта, их отношения

Слайд 14Второй этап
Выявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса. При этом

доминирующими стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения

Второй этапВыявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса. При этом доминирующими стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения

Слайд 15Впервые алалия была выделена
В 1875 году Кларусом. Среди 50 случаев

афазии у детей он обнаружил несколько случаев «врожденной афазии»

Впервые алалия была выделенаВ 1875 году Кларусом. Среди 50 случаев афазии у детей он обнаружил несколько случаев

Слайд 16А. Куссмауль 1877
Описал несколько случаев своеобразного отсутствия речи у детей,

имевших, казалось бы все предпосылки для ее усвоения, и назвал

это расстройство врожденной афазией
А. Куссмауль 1877Описал несколько случаев своеобразного отсутствия речи у детей, имевших, казалось бы все предпосылки для ее

Слайд 17И.А. Бодуэн де Куртенэ 1885-1886
Дал блестящее лингвистическое описание случая врожденной

афазии. Врожденная афазия демонстрирует нам патологический тип усвоения языка, неусвоение

правил его функционирования
И.А. Бодуэн де Куртенэ 1885-1886Дал блестящее лингвистическое описание случая врожденной афазии. Врожденная афазия демонстрирует нам патологический тип

Слайд 18Р. Коэн 1888
Впервые представил развернутую картину «идиопатической алалии» («слухонемоты»), высказав

суждения об ее этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, динамике,

симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей
Р. Коэн 1888Впервые представил развернутую картину «идиопатической алалии» («слухонемоты»), высказав суждения об ее этиологии, характере повреждения речевого

Слайд 19Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931)
утверждали,

что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические

обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931) утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются

Слайд 20А. Трейтель (1901)
считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти

А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти

Слайд 21А. Либман (1901)
связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной

недостаточностью

А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью

Слайд 22А. Ивинг (1963)
указывал на отсутствие у детей моторного образа

слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях

мозга
А. Ивинг (1963) указывал на отсутствие у детей моторного образа слова как ведущего проявления в картине речевой

Слайд 23Р. Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961),

В. А. Ковшиков (1985)

отмечали ведущую роль в возникновении алалии

родовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных
Р. Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961), В. А. Ковшиков (1985) отмечали ведущую роль

Слайд 24Причины алалии
Родовые травмы и асфиксии как следствие внутриутробной патологии
внутриутробные энцефалиты,

менингиты
неблагоприятные условия развития
интоксикация плода
врожденная отягощенность
внутриутробные или ранние

прижизненные травмы мозга
болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Причины алалииРодовые травмы и асфиксии как следствие внутриутробной патологиивнутриутробные энцефалиты, менингиты неблагоприятные условия развития интоксикация плода врожденная

Слайд 25Е. М. Мастюкова (1981)
при действии любого вредного фактора в

пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится

еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. У ребенка в таком случае отмечается ММД — минимальная мозговая дисфункция
Е. М. Мастюкова (1981) при действии любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора

Слайд 26С. С. Корсаков и Н. И. Красногорский
алалия бывает следствием

соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь

гипотрофии
С. С. Корсаков и  Н. И. Красногорский алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной

Слайд 27Ю. А. Флоренская
в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения

питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных

путей
Ю. А. Флоренская в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения питания и сна в раннем детстве, часто

Слайд 28Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лухзингер, А. Салей,

1977

подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии

Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лухзингер, А. Салей, 1977 подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в

Слайд 29М. Совак (1971)
расширяя понятие «алалия», охватывают им все случаи

отсутствия речи, ее замедленного формирования, не связанного с мутизмом как

неврологическим отсутствием речи, отличающегося от распада речи при деменции и шизофрении, от снижения слуха и олигофрении
М. Совак (1971) расширяя понятие «алалия», охватывают им все случаи отсутствия речи, ее замедленного формирования, не связанного

Слайд 30К. П. Беккер и М. Совак (1981)
выделяют в картине

речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или

их комбинаций
К. П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических,

Слайд 31Проблема
То, что раньше называлось слухонемотой, по мнению исследователей, проявляется в

задержке речевого развития специфического характера, обусловленной моторно-кинес-тетическими нарушениями или неблагоприятным

социальным воздействием
Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не имеет единой нозологии
Симптомы выражены в различной степени, от тотальной до частичной немоты
ПроблемаТо, что раньше называлось слухонемотой, по мнению исследователей, проявляется в задержке речевого развития специфического характера, обусловленной моторно-кинес-тетическими

Слайд 32М. Критчли (1974)
подчеркивает наличие орально-фасциальных дискоординаций
дефектность двигательных навыков

губ и языка
неправильное использование и понимание словесных символов
Детская афазия (алалия)

определяется как неспособность или ограниченная способность ребенка использовать для общения символы (речевая асимволия)
М. Критчли (1974) подчеркивает наличие орально-фасциальных дискоординаций дефектность двигательных навыков губ и языканеправильное использование и понимание словесных

Слайд 33Всемирная неврологическая федерация (Италия, Варенна, 1966)

предложено полностью отказаться от

термина «афазия», когда речь недоразвита, однако рекомендованные для обозначения таких

случаев термины «врожденная алогия», «дисфазия» широкого распространения не получили
Всемирная неврологическая федерация (Италия, Варенна, 1966) предложено полностью отказаться от термина «афазия», когда речь недоразвита, однако рекомендованные

Слайд 34При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми

существуют сложные опосредованные соотношения
В симптоматике расстройств при алалии преобладающими

являются языковые нарушения
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения В симптоматике расстройств

Слайд 35Алалия
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все

ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй
Среди неречевых расстройств при

алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы
АлалияАлалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй Среди

Слайд 36до начала XIX все формы потери речи соединяли под термином

алалия и говорили о них наряду с афонией

до начала XIX все формы потери речи соединяли под термином алалия и говорили о них наряду с

Слайд 37И. Франк
рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования

и противопоставляет ее магилалии как нарушению произношения вследствие затруднений в

артикуляции
и алалия, и магилалия рассматривает как степени дислалии, под которой подразумевает нарушение произношения, обусловленное артикуляционными трудностями
И. Франк рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и противопоставляет ее магилалии как нарушению произношения

Слайд 38Р. Шультесс 1830
выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но,

как и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными

расстройствами
алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией
Р. Шультесс 1830выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ее в

Слайд 39А. Куссмауль
относил алалию к нарушениям речи, связанным с артикуляционными

расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин anartria literalis (отсутствие

артикуляции звуков)
выделяет нарушения, которые он назвал расстройствами дикции. К ним он относит нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями
А. Куссмауль относил алалию к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин

Слайд 4060-е годы XIX в. Труссо
предложил термин «афазия», который сменил

используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи


60-е годы XIX в. Труссо предложил термин «афазия», который сменил используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались

Слайд 41Р. Коэн (1888)
называет алалию слухонемотой (немота при сохранном слухе

в отличие от глухонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха)

или идиопатической алалией (безречие неясного происхождения)
Р. Коэн (1888) называет алалию слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты, т. е. немоты

Слайд 42к 30-м годам XX столетия
понятия «алалия» и «афазия» окончательно

разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад


к 30-м годам XX столетия понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия —

Слайд 43Вклад в изучение алалии внесли
Г. Гутцман (1894), А. Либманн

(1900), М. В. Богданов-Березовский 1909), Э. Фрешельс (1931), а в

более позднее время М. Б Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Б М. Гриншпун, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи
Вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский 1909), Э. Фрешельс

Слайд 44Дискуссионные вопросы в проблеме алалии
о механизмах алалии
объяснительные концепции механизма

алалии:
сенсомоторные
психологические
языковые

Дискуссионные вопросы в проблеме алалии о механизмах алалииобъяснительные концепции механизма алалии:сенсомоторныепсихологическиеязыковые

Слайд 45Сенсомоторные концепции
связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций

(слуховой агнозией, апраксией)

Сенсомоторные концепциисвязывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией)

Слайд 46Психологические концепции
при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности

Психологические концепциипри алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности

Слайд 47Языковые концепции
связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия

и порождения речевых высказываний

Языковые концепциисвязывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика