Слайд 1Общие сведения
о грузоподъемном оборудовании
Лекция №3
.
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное Государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Архитектурно – строительный факультет
Кафедра
технологии строительного производства
Уханов Владимир Сергеевич
доцент кафедры технологии строительного производства
Слайд 2Общие сведения о грузоподъемном оборудовании
Цель : изучить
назначение и состав грузоподъемного оборудования, механизмы и элементы грузоподъемных машин,
общие сведения о кранах, классификация
План лекции
1. Назначение и состав грузоподъемного
оборудования
2.Основные механизмы грузоподъемных машин
Грузозахватные приспособления .
3. Автомобильные краны:
классификация, индексация, устройство.
4. Мостовые однобалочные и двухбалочные краны:схемы,общее устройство.
Слайд 31.Назначение и состав грузоподъемного оборудования
Грузоподъемное оборудование
является составной частью технологического оборудования и предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных,
монтажно-демонтажных работ
Грузоподъемное оборудование включает грузоподъемные машины (ГПМ) и грузозахватные приспособления (ГЗП).
ГПМ предназначены для подъема и перемещения в пространстве
различных грузов. ГЗП служат для соединения крюка ГПМ с поднимаемым грузом (строповки груза)
ГПМ подразделяются на три группы: простейшие грузоподъемные машины (домкраты, лебедки, тали), подъемники, грузоподъемные краны (стрелового и мостового типов). ГЗП можно разделить на две группы: съемные, навешиваемые на крюк крана, и съемные, закрепляемые на поднимаемом грузе.
ГЗП не являются принадлежностью ГПМ и представляют собой самостоятельные изделия многократного использования
Слайд 4Домкраты
Предназначены для подъема грузов на небольшую высоту (до
1,0 м). Применяются при ремонтных и монтажных работах. Привод домкратов
может быть ручным или машинным. По типу механизма, позволяющего получить выигрыш в силе, домкраты подразделяются на винтовые, реечные, гидравлические и камерные.
Домкраты: а – винтовой: 1-гайка; 2-винт; б – реечный: 1-зубчатая рейка;2-шестерня,
связанная с рукояткой; в – гидравлический: 1-плунжеры; г – камерный: 1-подвод сжатого воздуха от компрессора, баллона, ножного насоса
Слайд 5Лебедки
Предназначены для прямолинейного перемещения грузов. Различают: подъемные лебедки,
используемые для вертикального подъема свободно подвешенного груза, и тяговые, которые
служат для перемещения груза или тележки с грузом в горизонтальном направлении
Лебедки: а – тяговая: 1-привод; 2-барабан; 3-канат; 4-груз;
б – подъемная: 1-привод; 2-барабан; 3-канат; 4-груз; 5-отклоняющийся блок
Слайд 6Кинематическая схема лебедки
Кинематическая схема лебедки: 1-барабан; 2-канат;
3-двигатель; 4-тормоз; 5-редуктор;
6-муфта
Слайд 7Тали
Это подъемные подвесные лебедки. Передвижные тали оборудованы механизмами
передвижения по подвесным путям. Тали входят в состав кран-балок в
качестве механизма подъема груза.
Тали: а - ручная:1-балка; 2-ручная лебедка; 3-цепь;
б – передвижная электрическая: 1-балка; 2-электрическая лебедка
Слайд 8Подъемники
Это грузоподъемные устройства циклического действия для подъема грузов
и людей в специальных грузонесущих приспособлениях (клетях, кабинах, платформах)
Подъемники: а
– шахтный: 1-лебедка; 2-кабина (клеть); 3-шахта;
б – стоечный: 1-отклоняющийся блок; 2-грузовая платформа; 3-стойка; 4-лебедка
Слайд 9 -- это грузоподъемные машины циклического действия, предназначенные для подъема
и перемещения в пространстве различных грузов, подвешенных с помощью крюка.
Это наиболее распространенные ГПМ, имеющие весьма разнообразное конструктивное исполнение
Классификация грузоподъемных кранов
кранов
Слайд 10Виды грузоподъемных кранов
автомобильный
башенный
консольный
вантовый
железнодорожный
мостовой
козловой
кран-балка
Слайд 11Схемы крепления концов стальных канатов
Слайд 12Грузозахватные приспособления
Стропы , траверсы и схемы строповки
Слайд 142.Основные механизмы грузоподъемных машин
Функциональное назначение ГПМ заключается
в перемещении груза из одной точки рабочего пространства в другую.
Вполне очевидно, что для этого ГПМ должна иметь возможность перемещать груз по трем взаимно перпендикулярным направлениям, т.е. иметь три переносные степени подвижности грузозахватного органа (крюка). В стреловых кранах это достигается : механизмом подъема груза (МПГ), механизмом изменения вылета стрелы (МИВС) и механизмом поворота платформы (МПП). В мостовых кранах три переносные степени подвижности крюка обеспечиваются механизмом подъема груза (МПГ), механизмом передвижения моста (МПМ) и механизмом передвижения грузовой тележки (МПГТ).
Степени подвижности грузозахватного органа:
а – стрелового крана:
1 - стрела;
б – мостового крана:
1 - грузовая тележка;
2 - мост
Слайд 15Структурные схемы механизмов
грузоподъемных машин
Структурная схема:
а – МПГ и МИВС:
1,3 - тормоз;
2 - двигатель; 4, 6-муфты;
5 - редуктор; 7-барабан;
8 - грузовой (стреловой)
полиспаст;
б – МПП:
1 - тормоз; 2-двигатель;
3, 5 - муфты;
4 - редуктор;
6 - шестерня;
7 - зубчатый венец опорно-
поворотного круга;
в – МПМ и МПГТ:
1 - тормоз;
2 - двигатель;
3, 5 - муфты;
4 - редуктор;
6 - ходовое колесо;
7 - рельс
Слайд 16Элементы грузоподъемных машин
Это грузозахватные органы, стальные канаты,
блоки, крюковые подвески, полиспасты.
Грузозахватный орган – это входящее в состав
ГПМ устройство для подвешивания, захватывания груза. Наибольшее распространение получили грузовые крюки
Крюки
Крюки: а – однорогий: 1-хвостовик,
2-предохранительный замок, 3-зев крюка;
б - двурогий
Слайд 17Стальной канат
Гибкий элемент, передающий усилие и механическое
движение. Используется для преобразования вращательного движения барабана в поступательное движение
груза, угловое движение стрелы, а также в качестве различных растяжек.
Слайд 18Крюковая подвеска
Предназначена для соединения грузового крюка с канатом МПГ
Крюковая
подвеска: 1-щеки; 2-траверса; 3-упорный шариковый подшипник; 4-гайки; 5-крюк; 6-блоки;
7-ось
блоков; 8 – подшипниковый узел блока
Слайд 19Блоки
Служат для изменения направления движения каната. По своему
функциональному назначению подразделяются на направляющие, отклоняющие, поддерживающие, уравнительные
Канатный блок:
1 - ручей;
2 - канат;
3 - подшипниковый узел блока;
4 - ось;
5 - обод
Слайд 20Полиспаст
Это система, состоящая из подвижных и неподвижных блоков,
огибаемых канатом. Блок, ось которого перемещается в пространстве, называется подвижным,
а блок, ось которого не перемещается в пространстве – неподвижным. Различают грузовые и стреловые полиспасты. Грузовой полиспаст входит в состав МПГ, а стреловой – в МИВС
Полиспасты: а – одинарный: 1-канат; 2-барабан; 3-неподвижная часть конструкции ГПМ; 4-нарезка барабана; б – сдвоенный: 1- канат;
2-барабан; 3-уравнительный блок; 4-встречная нарезка барабана
Слайд 22Общее устройство автомобильного крана
Общее устройство автомобильного крана:
1 - ходовое
устройство;
2 - опорная рама;
3 - выносные опоры;
4
- поворотная платформа;
5 - основные механизмы
крана;
6 - стреловое оборудование; 7 - кабина машиниста
Слайд 23Индексация стреловых самоходных кранов
Слайд 24Основные параметры автомобильных кранов
Это величины, характеризующие технические
возможности
Вылет стрелы L – расстояние по горизонтали от
оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка. Величина вылета непостоянна, она зависит от длины стрелы и угла наклона
Высота подъема крюка Н – расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем верхнем положении. Величина Н зависит от длины и угла наклона стрелы
Глубина опускания крюка h – расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем нижнем положении
Слайд 25 Грузоподъемность крана Q – масса максимально допустимого груза
для данного вылета стрелы. Зависимость грузоподъемности крана от вылета Q
= Q (L) называют грузовой характеристикой (кривой грузоподъемности) и изображают в виде графика.
Слайд 26 Скорость подъема и опускания груза – скорость вертикального
перемещения груза
Скорость посадки – наименьшая скорость опускания максимально
допустимого груза при монтаже или укладке
Частота вращения поворотной части – число оборотов поворотной части в единицу времени
Рабочая скорость передвижения крана – скорость передвижения крана по рабочей площадке со стреловым оборудованием, находящимся в рабочем положении, и с подвешенным грузом, если допускается движение с грузом на крюке
Транспортная скорость передвижения крана – скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого находится в транспортном положении
Общая масса крана – масса крана со стреловым оборудованием и противовесом при полной заправке топливом и смазочными материалами
Основные габаритные размеры крана: наибольшая длина, высота, ширина и расстояние между выносными опорами. Габаритные размеры определяют возможность работы и передвижения крана в стесненных условиях.
Слайд 28Схема однобалочного мостового крана подвесного типа
Однобалочный мостовой кран подвесного
типа:
1 - главная балка;
2,3 - концевые
балки;
4 - ходовые колеса
электрической тали;
7- ходовые колеса
мостового крана;
8- выносной пульт
управления краном
Слайд 30Схема двухбалочного мостового крана опорного типа
Двухбалочный мостовой кран опорного
типа:
1 - главные балки;
2 - концевые
балки;
3 - раздельный привод ходовых
колес механизма
передвижения моста;
4 - грузовая тележка;
5 - основной механизм подъема
груза;
6 - вспомогательный механизм
подъема груза;
7- механизм передвижения
грузовой тележки;
8 - кабина управления;
9 - троллей; осмотров
10 - кабина для троллеев;
11 - гибкий электрический кабель;
12 - проволока, удерживающая
электрический кабель
Слайд 31Список используемых источников
1. Добронравов С.С. Строительные машины и основы автоматизации:
учебник для строит. / Д.П. Волков.- М. : Высш. шк.,
2006 г.-575 с;
2. Глаголев, С.Н. Строительные машины, механизмы и оборудование : учебное пособие / С.Н. Глаголев. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 396 с. - ISBN 978-5-4458-5282-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235423;
3. Дуданов, И.В. Силовое оборудование самоходных строительных машин : учебное пособие / И.В. Дуданов, А.Г. Ленивцев ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет». - Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. - 96 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9585-0503-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256102;
4. Пермяков В.Б. Комплексная механизация строительства: Учеб.для вузов / - М.: Высш. шк., 2008. - 383 с.