Слайд 1Лекция
Общественное мнение и средства массовой информации.
Слайд 2социология общественного мнения
- это специальная социологическая дисциплина, изучающая механизмы
и закономерности формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных общностей
к актуальным проблемам действительности, вызывающим дискуссии и общественный интерес.
Слайд 3Общественное мнение -
Это специфическое проявление общественного (массового) сознания, сложное
духовно-практическое образование, выражающее оценочное отношение (вербальное или невербальное) больших социальных
групп, общностей, народа в целом к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Слайд 4Содержание программы:
Основные качества социальной информации. Место и роль СМИ в
формировании общественного мнения. Общественное мнение как продукт СМК и главный
критерий их эффективности. Роль СМИ в общественном мнении белорусов.
Механизмы и способы влияния на общественное мнение. Объективные и субъективные факторы в формировании общественного мнения. Основные способы влияния на общественное мнение. Формы манипулирования общественным мнением и способы его предупреждения. Формирование общественного мнения под воздействием слухов. Слухи как объективный атрибут межличностной коммуникации. Формирование общественного мнения. Разновидности общественного мнения, сформированного под воздействием слухов.
Слайд 5Вопросы лекции:
1.Основные качества социальной информации.
2. Основные способы влияния на общественное
мнение. Формы манипулирования общественным мнением.
3. Место и роль СМИ в
формировании общественного мнения.
4.Формирование общественного мнения под воздействием слухов.
Слайд 6Вопрос 1.
Основные качества социальной информации.
Слайд 7Социальная информация -
Сведения или совокупность знаний, данных и сообщений, которые
формируются, воспроизводятся и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами
для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.
Слайд 8Социальная информация
В отношении субъектов (её потребителей) выполняет познавательно-ориентировочную функцию.
На
её основе субъект создаёт свои представления по тому или иному
конкретному вопросу.
Объём информации не гарантирует её качества и достоверности.
Большой объём информации иногда приводит аудиторию в замешательство.
Слайд 9Виды (типы) соц. информации:
Массовая,
Специализированная,
Личная.
Все эти типы могут быть использованы для
формирования общественного мнения.
Слайд 10Особенности массовой информации:
Она потребляется из открытых источников;
Она распространяется через СМИ.
Понятие
СМИ появилось в 20-е г. ХХ ст.
В Беларуси в 2011
г. издавалось 693 газеты разовым тиражом 7,3 млн. экз. или 766 экз. на 1000 человек.
1-й бел. радиоканал вещает 24 часа в сутки;
Телеканал «Беларусь-1» - 19, 3 часа в сутки.
Слайд 11Интернет
В 2012 г. в Беларуси пользователями Интернета являлись 40% населения
старше 16 лет, большинство пользовались им на рабочем месте.
Пользователей с
высшим образованием – 36%;
32% - пользуются Интернетом ежедневно, 58% - раз в неделю и чаще, 37% - не пользуются совсем.
½ времени пользователи проводят в соц.сетях.
Слайд 12Специализированная информация:
Обслуживает интересы определённой группы людей (профессионалов, субкультуры);
Она отличается узкой
тематической направленностью, спец. языком;
Она влияет на общественное мнение в рамках
той соц. общности, в которой циркулирует.
Слайд 13Личная информация:
Это информация, которая хранится, потребляется отдельным человеком и может
иметь любую тематическую направленность, любое содержание.
Эта информация может быть задействована
в процессе становления общественного мнения.
Чем больше источников информации у населения, тем больше шанс на формирование общественного мнения.
Слайд 14Зависимость информированности населения и типа полит. режима:
Чем более открытый режим,
тем больше по объёму и содержанию массовой информации потребляет население
из открытых источников.
Слайд 15Качества соц. информации, влияющие на формирование О.М.:
Актуальность
Оперативность
Объективность
Полнота
Доступность
Содержательность
Систематичность
Правдивость
Дифференцированность
Слайд 16Актуальность -
Способность информации соответствовать запросу аудитории в конкретный момент времени.
(например, в предвыборной кампании важно оглашать результаты опросов по мере
их проведения, что бы сразу поставить информацию электорату , а не после выборов).
Слайд 17Оперативность -
Это своевременная доставка до аудитории той информации, которая
соответствует актуальным на тот или иной период времени событиям и
фактам.
Объективность – независимость информации от чьего-либо мнения, от канала передачи.
Слайд 18Формальные и неформальные каналы передачи информации:
Формальные: СМИ, телевидение, радио.
Неформальные: межличностное
общение,
соц. сети в Интернете, случайные источники.
Слайд 19Вопрос 2.
Основные способы влияния на общественное мнение. Формы манипулирования
общественным мнением.
Слайд 20Каналы (средства) формирования О.М.:
СМИ (газеты, радио, телевидение, интернет);
Устная пропаганда;
Политическая
агитация;
Межличностное общение.
Слайд 21Возможности манипулирования
в СМИ:
Предоставление неполной или неактуальной информации;
Искажение контекста вплоть
до заведомого обмана.
П. Бурдье называет следующие виды манипулирования: через постановку
вопросов, через интерпретацию фактов, через культурные символы, через стереотипы и проч.
Слайд 22С.Г. Кара-Мурза (рос. учёный):
Виды манипуляции в СМИ:
1. Искажение информации через
её подтасовку в СМИ, утаивание фактов;
2. Неполное информирование аудитории;
3. Отсутствие
необходимых комментариев или, наоборот, их неуместность;
4. Многократное повторение «нужной» информации;
5. Фальшивые цитаты, ссылки на неопределённые источники;
6. Навешивание ярлыков;
7. Принижение значимости проблемы.
Слайд 23С.Г. Кара-Мурза
(род.23 января 1939 г.)
Слайд 24Механизмы «сенсационности»:
Апелляция к авторитету;
Умалчивание нежелательных последствий пропагандируемого проекта;
PR-технологии и мифы.
Слайд 25Вопрос 3.
Место и роль СМИ в формировании общественного мнения.
Слайд 26
В современном обществе роль СМИ в формировании О.М. велика.
СМИ активно
используют в формировании общественного мнения данные соц. опросов.
Например, социологи
проанализировали источники, которыми пользовалась газета «Известия» и выяснили, что 73% данных приходятся на ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центр, Romir-Monitoring. Только 2 публикации опирались на данные РАН.
Слайд 27Виды информации в СМИ:
Собственно социологическая (результат научной деятельности социологов);
Итоги опросов
общественного мнения (поллстеры – опросные фирмы);
Псевдосоциологическая (опросы, выполненные самими журналистами).
Слайд 28Вопрос 4.
Формирование общественного мнения под воздействием слухов.
Слайд 29Слух
Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом
достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой.
Скандальная или скрываемая по тем
или иным причинам информация часто распространяется в виде слухов, так как её сложно (или невозможно) подтвердить, а автор желает остаться неизвестным.
Слайд 30Статуя «Сплетни» в нем. городе Зиндельфинген
Слайд 31
Во-первых, слухи — важная форма самовыражения массовых настроений и общественного
мнения.
Во-вторых, это один из эффективных каналов воздействия на массовое
поведение.
Слайд 32http://psyfactor.org/lib/rumours5.htm
Слухи— это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи
любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по
секрету», «из уст в уста».
слухи — это«массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу».
Слайд 33Классификация слухов по степени достоверности информации:
Абсолютно недостоверные
Просто недостоверные
Относительно достоверные
Близкие к
действительности
Слайд 34«Эмоциональная»типология слухов:
«слух-желание»;
«Слух-пугало»;
«агрессивный слух» . Основная функция агрессивных слухов — не
просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не
повествовательно, что свойственно«слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно».