Слайд 1Социология общественного мнения
Лекция 1.
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Общественное мнение как специфическое проявление общественного сознания.
2. Структура
общественного мнения.
3.Объкт и субъект общественного мнения.
4. Специфика взаимодействия общественного мнения
как социального института с другими социальными институтами.
Слайд 3Вопрос 1.
Общественное мнение как специфическое проявление общественного сознания.
Слайд 4Общественное мнение
это специфичекое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающее
оценочное отношение (вербальное или невербальное) больших социальных групп, классов, народа
в целом, к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Термин «общественное мнение» впервые употребил в 1759 г. в парламентской речи англичанин Джон Солберн.
Слайд 5Грушин Б.А. "Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования" (1987)
Общественное
мнение – это состояние сознания, синкретично выражающее то или иное
отношение субъекта общественного мнения к какой-либо актуальной проблеме.
Общественное мнение – это форма проявления массового сознания, которое само представляет тип общественного сознания.
Слайд 6Общественное сознание
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в
совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и
влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Слайд 7Грушин Борис Андреевич
(2 августа 1929— 18 сентября 2007)
Слайд 8Уолтер Липпман (англ. Walter Lippmann)
(23 сентября 1889 — 14 декабря
1974)
Слайд 9Литература:
Липпман, У. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновой Редакторы перевода
К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,
2004. — 384 с.
Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования/ Б.А. Грушин. – М.: Политиздат, 1987. – 368 с.
Слайд 10Общественное мнение можно рассматривать как:
Духовный феномен ("срез" общественного сознания);
Духовно-практический
феномен (эффективный сттмул практического развития, как движущая сила реальных преобразовний
в обществе).
На практике общ. мнени. проявляется вербально (слова) и в поступках (участие в акциях, массовых движениях и проч.)
Слайд 11общественное мнение всегда конкретно-исторично
Г. Тард пишет, что творцом общественного мнения
является "публика" (часть общества, отличающая высокой информированностью), а "толпа" –
это необразованное большинство;
В 18-19 стст. в общ. мнении преобладали иррациональные компоненты, в 20 ст. - оно становится более рациональным.
В ХХ ст. возросла роль масс.
Всевластия общ. мнен. в социальной жизни нет.
Слайд 12Концепции общественного мнения:
Плюралистическая (зап. общество) – существуют различные соц. группы
представляют свои интересы, влияют СМИ.
Монистическая (Уледов А.К. "Общественное мнение советского
общества", 1961 г.) – общ. мнение формируется как непрочиворечивое, выражает общенародные интересы.
Слайд 13В-2. Структура общественного мнения.
Структура О.М. – включает в себя совокупность
всех элементов, из которых формируется общественное мнение, а также связи
между этими элементами.
В структуру О.М. входят три компонента:
рациональный, эмоциональный и волевой.
Слайд 14Рациональный компонент:
Рациональные (познавательные, интеллектуальные) компоненты - это конкретные рациональные знания,
которые имеются у людей о фактах и событиях, явлениях и
процессах, ставших объектом пристального общественного внимания. Знания могут быть обыденными и формироваться на основе практической деятельности людей, на уровне их повседневной жизни.
Слайд 15Эмоциональные компоненты:
а) массовые ощущения;
б) массовые впечатления от увиденного;
в) массовые
настроения;
д) социальные чувства;
Слайд 16
Массовые ощущения - это достаточно явственно проявляемые большими группами переживания,
массовые впечатления от увиденного, услышанного, испытанного и т.д.
Массовые настроения -
это более или менее устойчивое эмоциональное состояние социальных общностей, которое окрашивает все их переживания и оценки фактов, событий.
Слайд 17
Социальные чувства - групповое восприятие внешних впечатлений, волнения, душевные порывы,
подъёмы и спады и т.д. Как и массовые настроения, они
вносят эмоциональность и социальные оценки, придают им живость, усиливают способность общественного мнения переживать и откликаться на важные события и процессы.
Слайд 18Волевые компоненты:
Волевые компоненты помогают выразить общественное мнение, переводят его из
духовной сферы в сферу практики.
Воля - психическая способность человека,
заключающаяся в сознательном регулировании его поведения и поступков.
Волевые компоненты имеют специфическое положение в структуре общественного мнения. Их присутствие желательно, но не обязательно.
Слайд 19Таким образом:
На базе трёх компонентов можно выделить следующие элементы структуры
общественного мнения: социальные оценки, знания, чувства, эмоции, установки, ценностные ориентации,
стереотипы, волевые элементы.
Слайд 20Ценностные ориентации
Ценностные ориентации являются более устойчивым элементом, чем массовые настроения
и чувства. Они более значимы, чем знания, поскольку теснее связаны
с интересами людей. Однако, на ценностные ориентации оказывает влияние конкретно-историческая ситуация, политический режим, идеология.
Слайд 21
Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид
(группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные
на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.
Слайд 22Социально-психологические установки
Социально-психологические установки и стереотипы складываются в том случае, когда
ценностное представление об одном объекте переносится по аналогии на все
похожие явления, в результате чего в отношении к последним и образуется определённая установка.
Слайд 23Вопрос 3.
Объкт и субъект общественного мнения.
Слайд 24Объект и субъект
общественного мнения
Объект общественного мнения то, по поводу
чего складывается общественное мнение.
Субъект общественного мнения – это те
социальные группы и общности, чьи интересы выражает общественное мнение по тем или иным конкретным проблемам.
Слайд 25Типология объектов общественного мнения:
Объекты, относящиеся к материальной сфере (материальное положение
социальных слоёв)
Объекты, относящиеся к духовной сфере общества (моральные оценки, вкусы,
ценности)
Слайд 26Среди объектов общ. мнения выделяют:
Факты действительности;
События;
Явления (отличаются от событий тем,
что могут быть протяжёнными во времени)
Процессы (например, процесс постсоветской трансформации
стран после распада СССР )
Слайд 27Субъекты общественного мнения:
Индивид,
Класс,
Группа,
Соц. слой,
Электорат.
Слайд 28Вопрос 4.
Специфика взаимодействия общественного мнения как социального института с другими
социальными институтами.
Слайд 29
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая
устойчивость связей и отношений в рамках общества. СИ. следует отличать
от конкретных организаций и социальных групп.
Деятельность СИ. определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля.
Слайд 30
В ходе развития общественного мнения происходит стадии возникновения, формирования и
функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.
Сформированное общественное
мнения имеет интегративный характер.
Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества.
Слайд 31
Развитое общество обладает соответствующими институциональными структурами, функционирующими в качестве узаконенных
каналов выражения общественного мнения. К таким каналам относятся: выборы органов
власти, разделение властей, наличие гарантированных гражданских свобод, в частности, свободы избирательного права, свободы слова, печати, собраний, совести, участие масс в законодательном процессе путем проведения референдумов, деятельность СМИ и др.
Слайд 32Общественное мнение имеет ряд признаков:
Во-первых, следует иметь в виду, что
общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных
индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией.
Во-вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации .
В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено.
В- четвёртых,общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации.