Слайд 1Обучающие диалоговые системы
Слайд 2Определение
Диалог, в котором целью хотя бы одного из участников служит
формирование знаний и умений, называется обучающим диалогом. Простейшая форма обучающего диалога
используется в традиционных формах программированного обучения.
Слайд 3Определение
Автоматизированная обучающая система - (АОС), комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного
и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.
Слайд 4История развития
Первые исследования возможности использовать компьютер для оптимизации процесса обучения
появились во втором поколении развития компьютера. Так уже в 1954
в Америке вышла книга "The Science of Learning and Art of Teaching" (Skinner B.F).
С начала 80-х годов в интенсивно развивается направление "интеллектуальные обучающие системы" (ИОС), основанное на работах в области искусственного интеллекта.
Слайд 5Современные обучающие системы
К современным обучающим системам относятся системы:
TrainingWare, которая предназначена
для организации централизованной системы подготовки и контроля знаний персонала.
Слайд 6Современные обучающие системы
eLearning Server 3000 v2.0
Позволяет создавать собственные Учебные центры
в Интернет/Интранет и организовать полный цикл дистанционного обучения - управление
расписанием, сертификацией знаний учащихся, электронной ведомостью успеваемости, электронной зачеткой и электронной библиотекой.
Слайд 7Современные обучающие системы
Среда IBM Workplace Collaborative Learning
Содержит автоматизированные средства разработки дистанционных
курсов IBM Workplace Collaborative Learning Authorizing Tool, к которым относятся
средства, позволяющие автоматизировать процесс создания и интеграции лекционного материала и тестов контроля знаний.
Слайд 8Современные обучающие системы
HyperMethod 3.5
Конструктор мультимедиа приложений – предназначен для быстрого
и эффективного создания информационных систем, презентационных дисков, электронных учебников, справочников,
энциклопедий и любых других мультимедиа приложений. На сегодняшний день это единственный отечественный программный продукт, представленный на рынке средств разработки мультимедиа приложений.
Слайд 9Цели автоматизированных обучающих систем
Предоставление единообразного качественного учебного материала большому количеству пользователей
Сокращение
затрат на обучение.
Слайд 10Применение АОС позволяет
решить проблемы с одновременным обучением значительного количества обучающихся;
решить
проблемы с обучением географически распределенных обучающихся;
обеспечить обучение обучающихся в удобное
для них время;
повысить конкурентоспособность образования;
существенно сократить затраты на обновление учебного материала (нет необходимости актуализировать информацию у каждого пользователя, когда можно один раз обновить информацию учебных модулей (курсов), размещенных на сервере);
представить информацию в максимально наглядной форме за счет возможности использования в составе учебных курсов различного медиа-контента.
Слайд 11Инструментальные средства
Инструментальные средства – программное и информационное обеспечение, используемое для
представления учебных материалов в форме, требуемой для использования в компьютерных
обучающих системах.
1) общедоступные средства, ориентированные на Web-технологии и не использующие дорогостоящих специальных средств;
2) инструментальные средства, специально ориентированные на разработку электронных учебников.
Слайд 12Обучающие компьютерные модели и алгоритмы
Модель деятельности обучаемого, решающего задачу с
помощью компьютера, должна включать в себя следующие умения:
уяснение задачи, в результате
чего определяется проблемная ситуация, устанавливается структура данных и неизвестных;
разработка математической модели ситуации;
составление плана решения (в виде текста, блок-схемы, графа и т.п.);
выбор (разработка) алгоритма, наиболее эффективного для применения компьютера;
составление программы в соответствии с алгоритмом;
отладка и тестирование программы;
проверка пригодности модели;
оценка эффективности принятого плана решения;
организация взаимодействия с компьютером.
Слайд 13Обучающие компьютерные модели и алгоритмы
Учебные компьютерно-ориентированные задачи подразделяются на:
задачи демонстрационного типа;
задачи, направленные
на качественное изучение явлений и процессов;
задачи, направленные на моделирование (включая
ситуативные);
контрольно-тренировочные и контрольно-обучающие задачи;
компьютерные игры-задачи;
экспертные задачи, использующие искусственный интеллект (машины пятого поколения, язык Пролог, базы знаний).
Слайд 14Обучающие компьютерные модели и алгоритмы
В учебном процессе часто используется имитационное моделирование –
имитация поведения объекта, реальной среды, ситуации, процесса в динамике, отражение
основных характеристик и свойств.
Слайд 15Диалоговые программы
В настоящее время делаются попытки положить в основу обучающих
диалоговых программ идеи, достаточно сильно отличающиеся от базовых идей традиционного
обучения.
Психолого-педагогический фундамент
Обучающая диалоговая программа
Слайд 16Базовые принципы
В основу современной ОП также должен быть положен ряд
базовых принципов, а именно:
Принцип открытости;
Принцип проблемности;
Принцип стандартного интерфейса;
Принцип универсальности.
Слайд 17Виды диалогов
Пассивный диалог (инициатива принадлежит компьютеру, он ведет за собой
пользователя. В этом режиме компьютер обеспечивает пользователя информационными сообщениями и
подсказками, облегчающими использование диалоговой системы);
Слайд 18Виды диалогов
Активный диалог (характеризуется равноправием его участников. Активная схема диалога
создает возможность регулирования человеком основных характеристик взаимодействия: периода общения, количества
этапов, структуры и содержания информационного потока).
Слайд 19Отличительные черты обучающих диалоговых систем:
Разделение учебного материала на порции (дозы,
кадры, экраны, шаги);
Сочетание информационных кадров с вопросами по теме кадра;
Оперативное
объяснение ошибки или одобрение ответа;
Планирование последовательности предъявления кадров.
Слайд 20Шаг диалога начинается с выдачи сообщения или вопроса системой. Для
ввода ответов при работе с компьютером используют следующие возможности:
Выбор из
меню
Ответ в форме да/нет
Ответ по шаблону
Ответ с ключевыми словами
Свободно конструируемый ответ
Слайд 21Функционально-ориентированная обучающая система (ФОБУС) в учебном процессе
Обучающая система Фобус
является программно-методическим комплексом, предназначенным для использования преподавателем при проведении обучения
учащихся практической работе в среде основных программных продуктов, изучаемых в дисциплинах Информатика и Информационные технологии.
Слайд 22Функционально-ориентированная обучающая система (ФОБУС) в учебном процессе
При разработке обучающей системы
Фобус за основу разработчиками был принят язык функционального диалога.
Его основные
черты:
ведущей стороной обучающего диалога является обучающая компьютерная программа;
ответы обучаемого должны иметь форму действия, смысл которого всегда однозначен.
Слайд 24Структура практикумов системы ФОБУС
Схема структурирования должна обеспечивать:
Полный объективный многовариантный контроль
освоения учебного материала;
Эффективное освоение учебного материала, обеспечивающее успешное прохождение контроля
(аттестации), с учетом индивидуальных возможностей учащегося;
Создание и поддержание психологической, ориентированной на успех мотивации обучения;
Освобождение преподавателя от ряда рутинных, а также интеллектуально несложных функций.
Слайд 25Содержание электронного практикума
Обучающий раздел
Указатель тем
Самоконтроль
Аттестация
Слайд 26Диалоговая обучающая система может обеспечивать высокий уровень индивидуализации обучения.
Рассмотренные элементы
организации системы Фобус позволяют применять различные варианты использования ее в
учебном процессе в рамках урока/занятия и в контролируемой самостоятельной работе учащихся.