Слайд 1Обучение
Неассоциативное
Ассоциативное
Когнитивное обучение
Слайд 2Неассоциативное
Суммационная реакция
Привыкание
Запечатление (импринтинг)
Подражание, имитация, социальное научение
Слайд 3Привыкание — наиболее примитивная форма обучения,
отчетливо выраженная даже у низших
организмов — беспозвоночных животных.
снижение вероятности появления реакции или
уменьшение интенсивности при неоднократном повторении вызывающего ее раздражителя.
Слайд 4привыкание
не является утомлением или сенсорной адаптацией, оно зависит от специфичности
стимула, силы раздражения и состояния организма
Слайд 5сенсибилизация
повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам
Слайд 8http://www.youtube.com/watch?v=7to8VfU5bbg
http://www.youtube.com/watch?v=nZS_M46HqWA
Слайд 9критический период ( «чувствительный возраст») для цыплят и гусят длится
всего один день, пик 13-14 часов
Слайд 13Имитация
http://www.youtube.com/watch?v=JWO8wyecIYE
http://www.youtube.com/watch?v=iwKFaplL0Qw
http://www.youtube.com/watch?v=q-9dYCPRUuQ
http://www.youtube.com/watch?v=hKZfTB7as80
http://www.youtube.com/watch?v=-3EXPEtyByg
Слайд 14 у животных есть три источника знания:
1.то, что они
унаследовали от предков,
2.то, чему научились сами,
3 то, что
усвоили от своих сородичей
Э. Сетон-Томпсон
Слайд 15Социальное научение
(social learning)
животных, которые вольно или невольно являются для других
информаторами, называют “демонстраторами”, “моделями”, “актерами”, “операторами”,
тех, кто воспринимает
информацию, – “наблюдателями”, “ зрителями”, “реципиентами”.
Слайд 16Социальное научение
(social learning)
социальное облегчение (social facilitation)
в присутствии сородичей животные проявляют
различные реакции (пищевые, оборонительные, поисковые) с большей вероятностью (легкостью), чем
в одиночку
Слайд 17Социальное научение
(social learning)
расширение стимулирования (stimulus enhancement)
присутствие одного индивидуума привлекает внимание
другого к какому-либо объекту или к части этого объекта и
тем самым облегчает освоение данного объекта
Слайд 18Социальное научение
(social learning)
облегчение ответа (stimulus facilitation)
наблюдения за действиями сородича
приводят к более вероятному и сходным образом выраженному ответу на
тот же действующий стимул
Слайд 19Социальное научение
(social learning)
соревновательное обучение (emulation)
наблюдения за действиями сородича побуждают наблюдателя
также действовать в этом направлении, но при этом цель может
достигаться разными способами
Слайд 20Социальное научение
(social learning)
имитация (поведение “делай как я” – Thorndike, 1911)
точное
повторение действий демонстратора на основе подражательного научения. В простых случаях
повторяется одно действие, в более сложных – последовательность действий
Слайд 21Социальное научение
(social learning)
активное инструктирование (teaching, tutoring)
Слайд 23Рефлекс
(от лат. reflexus – обращенный, отраженный)
Реакция живого организма, обусловленная
воздействием какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды , проявляющаяся
в сокращении мышц, выделении секреции.
Слайд 24Условный рефлекс
Понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамической связи между условным
раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе.
Слайд 27Правила выработки условных рефлексов:
повторное сочетание действия ранее индифферентного условного
раздражителя с действием подкрепляющего безусловного раздражителя;
некоторое предшествование во
времени действия индифферентного агента действию подкрепляющего раздражителя;
нормальное функциональное состояние организма;
отсутствие других видов активной деятельности;
наличие соответствующей мотивации;
надпороговая интенсивность условного раздражителя.
Слайд 28Инструментальный
условный рефлекс
Контролируемая ситуация
Начало исследований инструментальных УР связано с именем Э.
Торндайка
Слайд 29 Латентное обучение
Формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная
реализация не необходима, и они оказываются невостребованными.
Основано на формировании
у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней.
Слайд 30Инсайт
(от англ. insight – проницательность,
проникновение в суть)
Понятие, введенное
1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации.
Слайд 32В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи,
которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны
после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению
Слайд 33В. Келер оценивал такое поведение шимпанзе как “рассудочное, которое в
общих чертах присуще человеку и которое обычно рассматривают как специфически
человеческое”.
Слайд 34Экстраполяция
Л. В. Крушинский (1911-1984)
Слайд 35От инсайта через социальное обучение к культуре