Слайд 1Обучение и воспитание
с учётом гендерных особенностей.
Проблемами и
вопросами воспитания занимается наука нейропедагогика.
Различия в психике
мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в игре.
Слайд 3 Девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или
по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга).
Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Слайд 5 Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те
фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы
мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия.
Слайд 6 Мамам, учительницам трудно понять эту сторону жизни
мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама
(или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.
Слайд 8Несколько коротких советов
от авторов книги "Мальчики и девочки - два
разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:
Помните, что ваш ученик
не просто ученик, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
Слайд 9Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только
рассказывать, но и показывать.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала
объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
Слайд 10Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики
интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
Помогите детям найти
разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
Слайд 11Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения
вашего задания.
| Старайтесь, давая задания мальчикам, как и школе, так
и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Слайд 12Тест.
В меру своего понимания и ощущения ответьте
на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным.
А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.
Слайд 141. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых.
А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
Слайд 152. Девочки чаще защищают слабых?
Слайд 162. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
Слайд 173. У мальчиков более аналитический склад ума?
Слайд 183. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
Слайд 194. Мальчики амбициознее девочек?
Слайд 204. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие
достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому. Неправда. Девочки живее
и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
Слайд 215. Мальчики более способны в точных науках?
Слайд 225. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль
в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти
способности идентичны.
Слайд 236. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
Слайд 246. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности,
даже до рождения.
Слайд 257. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
Слайд 267. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте
разница мала.
Слайд 278. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек
слуховая?
Слайд 28 8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и
слуховую восприимчивость обоих полов.
Слайд 299. Мальчики агрессивнее девочек?
Слайд 309. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
Слайд 3110. Мальчики лучше ориентируются на местности?
Слайд 3210. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации
на местности.
Слайд 3311. Девочки пассивнее мальчиков?
Слайд 3411. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки
- тише, но гораздо результативнее.
Слайд 3512. У девочек лучше развито чувство коллективизма?
Слайд 3612. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в
большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.
Слайд 3713. Девочки более чувствительны к прикосновениям?
Слайд 3813. Неправда. Существенного отличия нет.
Слайд 3914.Девочки легче поддаются чужому влиянию?
Слайд 4014. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики
придерживаются "правил игры", принятых в компании.
Слайд 4215. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе
бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
Слайд 4416. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на
их поведении это не сказывается, оно такое же, как у
мальчиков.
Слайд 4517. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
Слайд 4617. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим,
зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
Слайд 4718. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем
мальчики?
Слайд 4818. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
Слайд 4919.У мальчиков более развита склонность к командованию?
Слайд 5019. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и
даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
Слайд 5120. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с
монотонными занятиями?
Слайд 5220. Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при
заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.