Слайд 1Обучение персонала
Это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс
овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных
преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.
При благоприятных обстоятельствах обучение персонала выполняет важную двойную функцию наилучшего использования работника и его мотивацию.
Слайд 2Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков
и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и
труду.
Профессиональное образование - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
Слайд 3Непрерывное образование
это процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание
таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и
поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения).
Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку при изменяющихся условиях и стимулирование постоянного самообразования.
Слайд 4Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:
Внедрение новой техники, технологии,
производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей;
Мир превращается в рынок с
высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции;
Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
Для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.
Слайд 5Цель обучения с точки зрения работодателя:
организация и формирование персонала управления;
овладение
умением определять, понимать и решать проблемы;
воспроизводство персонала;
интеграция персонала;
гибкое формирование персонала;
адаптация;
внедрение
нововведений.
Слайд 6Цели непрерывного образования с позиции работника:
поддержание на соответствующем уровне и
повышение профессиональной квалификации;
приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
приобретение профессиональных
знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
развитие способностей в области планирования и организации производства.
Слайд 7Оценка потребности в обучении
Планирование программ подготовки - составная часть общего
планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением
планов набора, планированием карьеры.
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.
Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Слайд 8Виды обучения:
Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и
выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью
специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала - обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка персонала - обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Слайд 9Концепции обучения квалифицированного персонала:
Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний
день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему
месту.
Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Слайд 102. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения,
так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Однако последнее
обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
Слайд 11Предметом обучения являются:
знания - получение теоретических, методических и практических знаний,
необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
умения -
способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;
навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;
способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности - совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Слайд 12Виды и методы обучения персонала
Как будет происходить обучение - на
рабочем месте или с отрывом от работы - определяется в
основном тем, какие методы обучения будут использованы.
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник.
Обучение с отрывом от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения, его работа начинается с выполнения упражнений. Обучение с отрывом от основной работы может осуществляться в производственных помещениях компании- работодателя, в центре обучения, который посещают работники нескольких различных компаний, или в колледже.
Слайд 13Переподготовка и повышение квалификации персонала в организации
Система подготовки, переподготовки и
повышения квалификации персонала определяется как непрерывный процесс последовательного приближения фактического
состояния персонала предприятия к оптимизированному, наиболее полно соответствующему его текущим и перспективным потребностям.
Слайд 14Факторы, определяющие потребность в обучении и повышении квалификации: проведение обязательной
аттестации специалистов по отдельным направлениям в соответствии с действующим законодательством;
изменения в штатном расписании; технологические изменения в производстве; поддержание требуемого профессионального уровня персонала; накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития компании.
Подготовка персонала проходит по двум направлениям: обучение уже работающих сотрудников (повышение квалификации, переподготовка) и подготовка в начальной стадии приема
Слайд 15Переподготовка персонала - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие
изменений в профессиональной структуре занятости, изменений в трудоспособности работника и
др.
Повышение квалификации - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. При этом приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе.
Слайд 16Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах и непосредственно на
производстве.
Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь
различную направленность - от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля).