Слайд 1
ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ НА СЛУХ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 2Первоначальный этап развития речевого слуха
Работа по развитию слуха
начинается с обучения различению на слух речевого материала. Сначала она
ведется на материале звукоподражаний, затем к ним добавляются лепетные слова, например, ляля, утя, биби и т.п., потом полные слова, такие как мама, папа, имя ребенка, дом, рыба, лопата, зайка, бабуля, туфли, пальто и т.д.
Слайд 3 Фразы вводятся в набор с уже знакомыми на слух
звукоподражаниями и словами
(подбираются соответсвующие картинки и фотографии, а
к ним соответствующие таблички).
Различение и опознавание фразового материала.
Слайд 4Введение фраз- поручений
дошкольники различают на слух поручения, состоящие из:
двух разных
глаголов и существительных (например, дай мяч - убери барабан);
двух
разных глаголов и одного существительного (например, дай мяч - убери мяч);
двух разных глаголов дай и убери с двумя (тремя и т.п.) существительными, например: дай юлу (самолет и т.п.) - убери рыбу (юлу, самолет).
Слайд 5Методика работы над фразами-поручениями такова:
Восприятие на слухо-зрительной основе звучания каждого
поручения в качестве образца.
Обучение различению данных поручений на слухо-зрительной
основе.
Восприятие на слух звучания каждого поручения в качестве образца.
4 Различение на слух фраз- поручений.
Слайд 6Распознавание на слух речевого материала
Для развития собственно слуховых
возможностей детям предлагается на слух и малознакомый и незнакомый материал
(слова и фразы).Малознакомый и незнакомый материал –это речевой материал, который не был в слуховой тренировке. Ребенок должен как можно точнее повторить, что он услышал. При этом каждая речевая единица, не воспринятая точно, может повторяться педагогом до 5-ти раз (после каждого предъявления ребенок воспроизводит услышанное).
Слайд 7 Главной задачей работы со слабослышащими детьми является формирование
у них разборчивого восприятия речи.
В первую очередь следует
стремиться к увеличению «процента» точности восприятия, а не к увеличению расстояния.
Слайд 8 Глухие же дети, в большинстве своем, затрудняются в
распознавании на слух незнакомого материала. С ними эта работа начинается
позже, как правило, на третьем году обучения и проводится на небольшом по объему речевом материале слов и фраз. С этого времени каждая новая (не знакомая по звучанию) фраза (слово) предъявляется сразу на слух, а не на слухо-зрительной основе, как было ранее. На этом же занятии ребенка учат различать на слух этот новый речевой материал, а затем и опознавать его на слух.
Слайд 9Восприятие на слух текстов
В дошкольный период неслышащих детей
учат узнавать на слух знакомые им стихи и песенки (а
слабослышащих - и знакомые сказки и рассказы). Кроме того, глухих дошкольников подготавливают к восприятию на слух небольших текстов, а с детьми с тугоухостью проводится большая работа по совершенствованию их возможностей воспринимать на слух разнообразные тексты.
Слайд 10Методика работы по подготовке к восприятию на слух текстов такова:
Педагог произносит обе фразы, которые ребенок воспринимает слухо-зрительно (ни
соответствующая картинка, ни таблички ему не показываются).
Слайд 11Педагог показывает ребенку написанную на табличке первую фразу и произносит
ее за экраном, затем то же проделывает со второй фразой
(он дал образец звучания данного материала); дошкольник повторяет сказанное.
Слайд 12Перед ребенком лежат соответствующая картинка и написанные на табличке соответствующие
фразы. Педагог предлагает ему различить речевой материи на слух.
Слайд 13Перед ребенком вновь находятся и картинка, и написанные на табличке
фразы. Педагог предъявляет ему на слух вопросы и задания.
Слайд 14Как правило, работа с данным речевым материалом проводится в течение
трех- пяти занятий.
При этом:
на первом занятии педагог предъявляет материал
на слухо-зрительной основе, дает образец его звучания и начинает обучение его различению на слух;
на втором занятии продолжается его различение на слух
Слайд 15Педагог воспроизводит за экраном текст целиком 1-2 раза. После каждого
его предъявления ребенок должен воспроизвести, что он услышал.
Педагог предъявляет текст
пофразно.
Педагог вновь воспроизводит за экраном весь рассказ. Ребенок слушает его с опорой на лежащий перед ним текст.
Методика работы по восприятию текстов на слух
Слайд 16Педагог предлагает различать на слух предложения, словосочетания и слова из
текста, в том числе и с некоторыми изменениями (перестановками, дополнениями
и т.п.).
Педагог предлагает ребенку отвечать на вопросы и выполнять задания, принятые на слух.