Слайд 1Бобовый король 1637-1638. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Почтенный бюргер, отец семейства может стать
королем во время национального фламандского праздника “трех волхвов”,
если найдет
в своем куске пирога запеченный боб.
Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Бобовый король». Размер картины 160 x 213 см, холст, масло. В полотне «Бобовый король», посвященной народным торжествам в честь национального фламандского праздника «трех волхвов», царит дух разнузданного хмельного веселья, художественно красноречив и ярок каждый персонаж картины, созданной Йордансом. Избегая резких светотеневых контрастов, фламандский художник Йорданс под влиянием своего знаменитого современника Питера Пауля Рубенса обращается к более мягкой и теплой цветовой гамме с множеством оттенков от серебристо-синего до изумрудно-зеленого и золотисто-коричневого. Полная грубоватого юмора жанровая сцена народного быта приобретает черты монументальной значительности. Этот сюжет в середине 1650-х годов Йорданс повторил в другой картине, которая в настоящее время хранится в музее истории искусств в Вене.
Слайд 2Приобретенная Лувром в 1793 году картина «Бобовый король, или Празднование
Дня благословения» -не утонченное изображение пира, нет, на полотне показан
простой народный праздник со всеми его радостями, шумом и излишествами. Люди всех возрастов тесно сгрудились за столом: украшенный короной старик, уже изрядно захмелевший, рассеянно продолжает пить вино; возвышающийся над ним юноша занят тем, что наполняет опустевшие бокалы; пышнотелая красавица в центре картины ждет, когда наполнят и ее бокал, ее обнимает сильно подвыпивший старик в шутовском колпаке. Заздравные выкрики, звон стекла, звуки музыки почти осязаемо наполняют пространство картины. Фигуры на картине Йорданса могучими объемами выступают из темного фона. Они удивительно жизненны и материальны, кажется, что их можно потрогать. Художник был превосходным колористом, его живопись так же густа и материальна, как и изображение. Он предпочитает насыщенные земные тона. Звучание красного, зеленого, белого в картине наполняет ее ощущением радости простого бытия.
Якоб Йорданс «Бобовый король, или Празднование Дня благословения»
Антверпен, 1593-1678. Холст, 152 х 204 см. Приобретена в 1793 г.
Слайд 3 Картина фламандского живописца
Якоба Йорданса «Пьющий король». Размер картины 156 x 210 см,
холст, масло. Это полотно является произведением зрелого периода творчества художника. Другое название этой картины Якоба Йорданса «Король пьёт». К тридцатым годам 17 столетия Йорданс стал признанным мастером фламандской жанровой живописи. Особенно удавались художнику сцены с изображением праздничного, веселого и хмельного застолья. В музеях Вены, Брюсселя, Санкт-Петербурга и других городов мира хранятся картины художника со сценами национального фламандского праздника «трех королей» или «трех волхвов». Собственно, картины Якоба Йорданса «Пьющий король», «Король пьёт» и «Пьяный король» являются вариацией одного и того же сюжета; изображенного живописцем праздничного застолья, бурной гулянки, устраиваемой фламандцами в день поклонения волхвов младенцу Христу, на которой избирали главу хмельного праздника - короля.
Пьющий король 1630-е годы. Королевский музей, Брюссель.
По старой нидерландской традиции 6 января - день празднования национального праздника «трех волхвов» или «трех королей» - к столу подавали пирог, в который был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу.
Слайд 4Портрет дочери художника
1635 год. Частное собрание.
Картина живописца Якоба Йорданса «Портрет
дочери художника Анны Катарины». Размер портрета 135 x 114 см,
холст, масло. В 1635 году совместно с Питером Паулем Рубенсом Йорданс работал над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии инфант-кардинала Фердинанда, а также над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде («Гибель титанов», создана по эскизам Рубенса). В этом же году фламандский художник написал поразительный по своей искренности и непосредственности портрет своей младшей дочери Анны Катарины. После смерти Рубенса в 1640 году Йордансу было доверено довершить незаконченные работы мастера, в частности, картины «Персей, освобождающий Андромеду» и «Геркулес», а также выполнение крупного заказа, предназначенного для английского короля Карла I — семь картин мифологической тематики из цикла «История Психеи». После того, как великий Рубенс ушел из жизни, Йорданс фактически стал ведущим мастером во фламандском искусстве. Якоб Йорданс при жизни был чрезвычайно популярен. Успех произведений художника был столь велик, что заказы на создание картин приходили Йордансу почти из всех стран и герцогских земель Европы.
Слайд 5Портрет молодых супругов
1615-1620. Художественный музей, Бостон.
Картина фламандского художника Якоба Йорданса
«Портрет молодых супругов». Размер картины 125 x 93 см, холст,
масло. Этот двойной портрет живописца является произведением начала зрелого периода творчества Йорданса. Помимо написания картин на религиозные и мифологические сюжеты, художник работал также в жанре портрета, создавая, главным образом, семейные портреты («Семейный портрет», «Портрет молодых супругов»). Собственно, портреты, довольно интересная сторона творчества фламандского живописца. Обычно Йорданс писал семейные пары, но, как правило, с некоторым подтекстом. Например, на холсте, запечатлевшем супружескую чету Сурпелен в конце 20-х годов 17 столетия, величественная осанка статного мужчины не способна ввести в заблуждение зрителей, рассматривающих картину. Несомненно, главой этого семейства является дородная матрона, которая спокойно, но не особенно изысканно, расположилась в кресле. Рядом с супругами Йорданс изобразил цветастого попугая – неизменного атрибута подобных портретов, символизирующего бюргерский достаток и купеческое тщеславие.
Слайд 6Большая картина изображает древнее торжище. На первом плане громоздятся торговые
ряды с овощами, домашняя живность. Между горами снеди – почти
неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев, а также простых обывателей, воинов, пьяниц, детей. И в центре, посреди этого изобилия – изможденная фигура сутулого старика.
Он движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны. Безумный (по мнению обывателей) мудрец Диоген ищет того, кто достоин имени Человека. Диоген из Синопа (414—323 годы до нашей эры), философ-циник, ученик Антисфена, считал себя последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель жизни видел в добродетели, а добродетель — в аскетизме. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, Диоген довел свой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных на взгляд простых обывателей. Будучи вполне последовательным в своих убеждениях, Диоген отрицал наряду с богатством и почестями также точную науку, частную собственность и брак. Учениками Диогена считаются Стильпон Мегарский, Онесикрат, спутник Александра Македонского, и другие древнегреческие философы.
Картина художника Якоба Йорданса «Диоген, ищущий Человека» 1641-1642. Картинная галерея, Дрезден. Размер картины 120 x 174 см, холст, масло. Помимо парадных портретов антверпенских бюргеров и проходных картин на мифологическую тематику у Йорданса есть и более одухотворенные образы. Около 1642 года фламандский художник написал поразительную панорамную картину «Диоген».
Слайд 7Четыре евангелиста
1622-1625. Музей Лувр, Париж.
Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Четыре евангелиста». Размер картины 133
х 118 см, холст, масло. Произведение раннего периода творчества художника. Четыре евангелиста созерцают Священное Писание, которое, в свою очередь, послужило источником вдохновения их собственных сочинений. Пока они погружены в изучение текста Библии, покоящейся на столе, Иорданс позволяет нам оценить различие их индивидуальностей. Полуфигуры господствуют в пространстве, почти полностью закрывая задний план, образуемый винно-красным бархатным занавесом и просветом неба. Благовестниками или евангелистами называют авторов четырех классических евангелий — святых апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. В древности это название было шире; оно прилагалось ко всем проповедникам Евангелия или слова Божия. Среди протестантских народов такое употребление слова сохранилось и доселе: оно прилагается у них к миссионерам и ко всем вообще лицам, которые стремятся возродить общество проповедью учения Христова, заключающегося в Евангелиях. В древней церкви была особая степень или должность — евангелистов, специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников. Современник Питера Пауля Рубенса, Йорданс воспринял от своего более старшего товарища живость колорита и кисти, а также мастерство в передаче естественных телесных тонов. Однако сильный, энергичный реализм его композиций обязан больше влиянию Караваджо, чей стиль Йорданс мог видеть отраженным в работах последователей итальянского живописца в Утрехте.
Слайд 8Поклонение пастухов
1615-1620. Маурицхейс, Гаага.
Картина фламандского живописца
Якоба Йорданса «Поклонение пастухов». Размер картины 125 x 96 см,
холст, масло. Это произведение раннего периода творчества художника. В 1610-1620-х годах Йорданс написал достаточно много картин религиозной тематики на известные библейские сюжеты, в их числе «Святое семейство» (1614-1618, Музей изящных искусств, Сан Франциско), «Возвращение из Египта» (1616-1618, Картинная галерея, Берлин-Далем) и другие. К созданию картин по мотивам библейских историй живописец вернулся на склоне лет, написав, например, в 1657 году полотно «Путь на Голгофу» или «Несение креста» (Рейксмузеум, Амстердам).
Слайд 9Святое семейство
1614-1618. Музей изящных искусств, Сан Франциско.
Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Святое семейство». Размер картины 110
x 81 см, холст, масло. Одна из самых ранних картин голландского художника. Классическое изображение святого семейства с общепринятым присутствием, естественно, Пресвятой Девы Марии с младенцем Иисусом Христом и Иосифом, также ангела и святой Анны.
Слайд 10Возвращение из Египта
1616-1618. Картинная галерея, Берлин-Далем.
Картина фламандского художника Якоба Йорданса
«Возвращение из Египта». Размер картины 63 x 50 см, холст,
масло. Наряду с картиной «Святое семейство» (1614-1618, Музей изящных искусств, Сан Франциско), это полотно является одним из самых ранних произведений живописца. Полное название картины Якоба Йорданса «Возвращение святого семейства из египетских земель». Предания о бегстве и возвращении из Египта святого семейства имеют связь с пророчествами Исаии (XIX, 1) и Иеремии (XLIII, 12—13). В византийской и древнерусской письменности встречается немало известий о подробностях события бегства в Египет. Таковы: известие Палладия о церкви в Ермополисе; известие Созомена о высоком древе, которое боготворили язычники и которое, вместе с обитавшим в нем демоном, потряслось при появлении Иисуса Христа; о нападении разбойников в пути на святое семейство. Древние памятники западноевропейского искусства и средневековые художники в фресках, в миниатюрах рукописей и в скульптуре уснащали изображения святого семейства во времена путешествия в египетские земли и обратно деталями апокрифического происхождения.
Слайд 11Орел, терзающий Прометея
1640-е. Музей Вальрафа-Рихардца, Кельн.
Картина
художника Якоба Йорданса «Орел, терзающий Прометея». Размер картины 245 x
178 см, холст, масло. Эта картина фламандского живописца известна также под названиями «Прикованный Прометей» и «Закованный Прометей». Согласно греческим преданиям, когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага Зевса (по другим мифам из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины Пандоры, которая стала виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал в горах к гранитной скале. Однако позднее Прометею было суждено примириться с Зевсом благодаря Гераклу, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил сына титана Япета и Климены. Миф о Прометее отражен в творчестве великих поэтов — Гёте, Байрона, Шелли.
Слайд 12Путь на Голгофу
1657. Рейксмузеум, Амстердам.
Картина фламандского художника Якоба Йорданса «Путь
на Голгофу». Размер картины 239 х 174,5 см, холст. масло.
Полотно имеет и другие названия «Несение креста» и «Шествие на Голгофу». Эта картина позднего периода творчества живописца, созданная во времена, когда Йорданс уже решал чисто внешние декоративные задачи, когда в его картинах стала с избытком проявляться помпезность и патетика. Отчетливо эта тенденция проявилась также и в последних полотнах живописца на религиозные сюжеты, в том числе и в картине «Путь на Голгофу».
Слайд 13Пир Клеопатры
1653. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина
живописца Якоба Йорданса «Пир Клеопатры». Размер картины 156 x 149
см, холст, масло. Это произведение фламандского художника относится к позднему периоду творчества Йорданса. В исторической картине, созданной по мотивам древних легенд, Йорданс изобразил в образе красавицы Клеопатры свою дочь Анну Катарину, которую он обожал и всячески баловал. Царица Клеопатра, согласно завещанию египетского царя Птолемея Авлета, была назначена в 52 году до нашей эры, семнадцати лет от роду, соправительницей Египта и супругой своего девятилетнего брата Птолемея XII. По древнегреческим источникам (Светоний, Плутарх, Кассий Дион, Страбон, Гораций) и классической литературе известно множество историй о любовной связи Клеопатры и Юлия Цезаря, а также после убийства Цезаря, о любви Клеопатры и полководца Марка Антония. Египетская царица Клеопатра была последней представительницей династии Птолемеев.
Слайд 14Искушение Адама и Евы
1640. Музей изящных искусств, Будапешт.
Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Искушение
Адама и Евы». Размер картины 185 x 221 см, холст, масло. Это полотно голландского художника известно и под другим названием «Грехопадение». В 20-40 годах 17 века Йорданс работал в мастерской Питера Пауля Рубенса. Он был скорее коллегой, чем учеником Рубенса, хотя искусство великого художника вдохновляло Йорданса достаточно долго. Якоб Йорданс, как и Антонис Ван Дейк, принимал участие в создании монументальных композиций, над которыми в то время работал Рубенс, например, «Иисус в доме Симона Фарисея» и других. В эти годы художник исполнил ряд религиозных композиций («Четыре евангелиста», «Искушение Адама и Евы»), в том числе алтарные картины («Чудо святого Мартина»).
На протяжении всей своей долгой жизни Йорданс не прекращал работать для церквей, а также создавал картины религиозного содержания по частным заказам. Знаменитая картина 1663 года «Иисус среди книжников» свидетельствует о большой внутренней силе живописи художника.
Слайд 15Нимфы у источника любви
1625-1630. Музей Прадо, Мадрид.
Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Нимфы у источника
любви». Размер картины 131 x127 см, холст, масло. Как олицетворения прелести природы, нимфы изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих у фонтанов или источников, обнаженными полностью или с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния нимф источников нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; другие нимфы, например, дриады (нимфы лесов и деревьев) изображались в лесной чаще или рядом с одиноким могучим деревом, ореады (нимфы гор) представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Нимфам древними греками посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, источники и фонтаны.
Слайд 16Картина живописца Якоба Йорданса «Молодой сатир». Размер картины 135 х
176 см, холст, масло. Полное название картины фламандского художника «Молодой
сатир, играющий на флейте». В творчестве Якоба Йорданса значительное место занимают картины с мифологическими сюжетами, изображающие козлоногих сатиров и силенов («Сатир в доме крестьян» и «Сатир в гостях у крестьянина», Старая Пинакотека, Мюнхен и другие музеи; «Молодой сатир, играющий на флейте», «Марсий, истязаемый музами», обе картины - Рейксмузеум, Амстердам; «Силен в окружении вакханок», Музей Энгра, Монтабан) и другие полотна.
Молодой сатир
1640-1645. Рейксмузеум, Амстердам.