Слайд 1Обзорная лекция
Что и как изучает
психология?
Слайд 2ПСИХОЛОГИЯ
Психология (греч. ψυχη — душа и логос — наука)
Наука
о закономерностях развития и функционирования психики.
Слайд 3Объект и предмет психологии
Мир психических явлений
Слияние объекта и предмета психологии
объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его
мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее.
Продолжается познание предмета психологии
Слайд 4Психологические школы
Психологические школы - это научные направления, отличающиеся:
предметом исследования;
изучаемыми проблемами;
методами исследования;
способами объяснения природы психического;
понятиями
Основные
проявления психики рассматриваются через центральную категорию (например, сознание, поведение и др. ).
Слайд 10Основал в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию
экспериментальной психологии.
Определил предмет психологии - непосредственный опыт - доступные
самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека.
Определил основные задачи психологии:
1) анализ процесса сознания методом интроспекции (самонаблюдения);
2) выявление элементов сознания и установление закономерностей их соединения.
Элементы сознания - это ощущения, представления и чувствования.
Предпринял попытку выделения „простейших элементов“ сознания (ощущений и элементарных чувств) и установления основных законов душевной жизни (например, закона „творческого синтеза“).
Вильгельм Вундт (1832 – 1920)
Слайд 11К концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не
раскрывает основных сторон психики, а психологические явления не исчерпывается феноменами
сознания.
Интроспекция не может быть применим к объектам, у которых не сформирована, нарушена или отсутствует способность к самонаблюдению:
к детям; к животным
к представителям некоторых культур;
к лицам с психологическими и неврологическими поражениями;
к лицам, находящиеся в специфических состояниях (сон, стресс, включенность в ответственную деятельность);
к лицам, подлежащим судебно-медицинской экспертизе;
к группам и коллективам;
Слайд 12
Функционализм В.Джеймса (1842 - 1910).
Джеймс использует метафору «потока сознания»,
которая фиксирует динамичность психических явлений: если остановить поток сознания, что
имеет место в акте аналитической интроспекции, он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни.
Цель психологии по Джеймсу - изучение приспособительной функции сознания.
Сознание - это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде.
Джемс вводит «личностное» измерение сознания, говоря о том, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».
Джеймс внес огромный вклад в психологию личности, психологию эмоций, психологию внимания и психологию памяти.
Его учебник «Основы психологии» (1890 г.) до сих пор служит настольной книгой психологов.
Слайд 13
1.Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины.
2.Сужая
класс психических явлений до сознательного опыта, психология сознания сформулировала многие
законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.
3.В спорах с психологией сознания возникли другие школы и направления современной психологии.
Значение психологии сознания
Слайд 14Бихевиоризм
Психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые не
наблюдаемы непосредственно
Поведение - совокупность реакций организма на стимулы внешней среды
Формула:
S→R
Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.
Слайд 15Представители бихевиоризма
Дж. Уотсон Э. Толмен
Б. Скиннер
Слайд 16Элементы поведения
Все внешние проявления физиологических процессов, связанные с состоянием, деятельностью
и общением людей (поза, мимика, интонации, дрожание, особенности дыхания, мышечное
напряжение и др.).
Отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание кулаков и др.).
Действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл (просьбы, приказы и т.п.).
Поступки как акты поведения с определенным значимым результатом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п.).
Слайд 17Стимулы
НАКАЗАНИЕ. Его появление зависит от какой-то реакции. Наказание уменьшает вероятность
того, что реакция повторится.
Позитивное наказание.
Негативное наказание
НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ –
поведение, в котором организм ограничивает стимул или избегает его
Человек – это опыт, приобретенный втечение жизни
Внешнее окружение – ключевой фактор человеческого поведения
Не следует задумываться над структурами и процессами, скрытыми в «разуме»
Необходимо, чтобы изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить
Слайд 19Механистическое представление о человеке
Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать
условиями окружения, поскольку оно носит функциональный, причинно-следственный характер
Слайд 20Бессознательное – это:
Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся
вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на его поведение
Изучается
психоанализом
Слайд 21Психоана́лиз
(нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли
бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии,
получивший широкое распространение в Европе (с начала XX века),
США середины XX века) и
Латинской Америке (со второй половины XX века).
Слайд 22Зигмунд Фрейд 1858-1939
На основе практики лечения неврозов разработал концепцию бессознательного
Взаимосвязи
сознания и бессознательного в психике человека
Психоанализ – учение о бессознательной
психике
Слайд 23Зигмунд Фрейд
Наиболее важные труды:
«Лекции по введению в психоанализ»
«По ту сторону
принципа удовольствия»
«Я и Оно», «Очерк психоанализа»
«Будущее одной иллюзии»
«Толкование сновидений»
Слайд 24Основные понятия
Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения
Комплексы
Психическая защита
Либидо
Самосознание
– форма сознания, которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание
является мощным фактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относиться к себе критически.
Слайд 25З.Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов
скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже
заболевания.
Он создал модель человеческой психики
Слайд 26Бессознательное содержит 3 группы психических явлений:
1 группа– ошибочные действия
(оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов);
2 группа
– непроизвольное забывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями);
3 группа – относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, воображение (сновидения, грёзы, мечты).
Слайд 27Супер-эго, возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), проявляется
в виде совести и может вызвать чувства страха и вины.
Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, поэтому он неизбежно пребывает в ситуации конфликта.
Создается невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов»
Слайд 28Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
они действуют на
неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
они искажают, отрицают,
трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Различного рода приспособительные процессы не всегда приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути.
Рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.
Слайд 29Виды психической защиты
агрессия (или нападение на "фрустратора");
аутизм (самозамыкание, "уход
от фрустратора");
репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");
рационализация (объяснение
поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");
сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")
забывание ;
самопрощение ("Да! А что?");
проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.
Слайд 30Учение З.Фрейда
В основе деятельности личности лежит энергетический принцип
Энергия превращается в
желания
Желания должны удовлетворяться через принцип удовольствия
Если энергия не превращается в
удовольствие, происходит общее психологическое напряжение, поскольку в психике накапливается избыточная энергия
Возникает бессознательное состояние беспокойства.
Развиваются неврозы в виде комплексов
Для их выявления выделены методы: анализ сновидений, свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний
Слайд 31Учение Фрейда и его сторонников
Психология человека обусловлена бессознательными, иррациональными силами
– инстинктами (влечениями)
Основные влечения – сексуальные (эрос) и влечение к
смерти (танатос)
Сознание подчинено бессознательному, которое и управляет поведением человека.
Корни поведения человека в его детстве
Адлер : в основе поведения – комплекс неполноценности
К.Хорни: основное беспокойство, лежащее в основе внутренних конфликтов
К.Г.Юнг –коллективное бессознательное, архетипы
Слайд 32Критика психоанализа
Пансексуализм – объяснение человеческого поведения через сексуальную мотивацию
Детерминизм, недостаточная
гуманистичность
Критика методов
Слайд 33Гештальтпсихология
- учение о целостности психологической структуры человека.
Его основное положение:
исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры - «гештальты».
Гештальт –
специфическая организация частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны.
Гештальтсихология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии.
Предметом и главной проблемой психологии должно выступать изучение целостности психологических структур.
Методом стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.
Слайд 34Представители гештальтпсихологии
М. Вертгеймер К. Коффка
В. Келер
Слайд 35Законы гештальта
Гештальпсихологи проводили экспериментальные исследования преимущественно на процессах восприятия и
мышления.
В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта:
«фигуры и фона»;
«транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение);
принцип «хорошей формы»;
принцип «инсайта» - мгновенного схватывания , усмотрения целостной структуры ситуации.
Слайд 36Свойства образа
Целостность – способность мысленно достраивать образ до законченной формы
Категориальность
–
осмысленность и
означенность образа,
его связь с мышлением
и речью
Слайд 37Избирательная направленность восприятия
Избирательность восприятия – преимущественное
выделение объекта из фона.
Избирательность
восприятия
зависит
и от того, какие элементы объекта
признаются базовыми.
Слайд 38Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии
Фигура на фоне
Фигура более
структурирована
чем фон
Ваза Рубина
Слайд 39Все свойства восприятия вступают в отношения между собой и являют
новое свойство – гештальт.
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря
следующим принципам:
Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Слайд 40Значение гештальтпсихологии
Психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу
параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии,
но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа.
При объяснении явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.
Слайд 41Таким образом,
Предмет психологии развивается в спорах, дискуссиях представителей различных направлений
и школ.
Процесс познания психики, природы психических явлений продолжается.
Слайд 42Психика
Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия
предметов и явлений реального мира
Способность высокоорганизованной материи отражать объективный мир
и превращать его в свой неповторимый субъективный мир
Это субъективный образ объективного мира
Слайд 43Основные функции психики.
Отражение воздействий окружающего мира
Регуляция поведения и деятельности
Осознание человеком
своего места в окружающем мире
Слайд 44Структура психики
Мир психических явлений- совокупность всех явлений и процессов, которые
отражают основное содержание психики человека
Психические процессы- психические явления, обеспечивающие первичное
отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (познавательные, эмоциональные, волевые)
Психические свойства
Психические состояния
Социально-психологические явления и процессы
Слайд 45Психика и организм
Существует огромное количество органических параметров без которых психика
нормально функционировать не будет (температура тела, уровень содержания кислорода в
крови, обмен веществ…)
Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма:
Возраст,
Пол (гендер)
Строение нервной системы и мозга
Тип телосложения
Генетические аномалии
Уровень гормональной активности
Слайд 46
Физиологическая основа психики – нервная система
совокупность нервных образований в организме
человека и позвоночных животных
Центральная
Периферическая
Телесная
Вегетативная
Поведение живых существ усложняется с
развитием
нервной системы
Развитие нервной системы связано с
усложнением ее строения
Слайд 47Развитие психики в процессе филогенеза
Филогенез – процесс возникновения и исторического
развития (эволюции) психики и поведения животных;
возникновения и эволюции форм сознания
в ходе развития человечества
Основные проблемы:
Выделение главных этапов эволюции психики животных (особенности среды обитания, строения нервной системы…)
Схема: инстинкт – навык - интеллект
Слайд 48Развитие психики и сознания в процессе филогенеза.
Развитие сенсорных процессов животных
Развитие
перцептивных процессов животных
Развитие интеллектуальных действий животных
Простые безусловные рефлексы
Сложные безусловные рефлексы
(инстинкты)
Навыки животных
Слайд 49Развитие психики и сознания в процессе филогенеза.
Физиологическо-логическое развитие человека в
процессе труда
Развитие сознания человека
Развитие самосознания человека
Развитие социального поведения человека
Законченно-оформленная нейропсихологическая
система
Высшая ступень развития психики
Умения познать себя путем познания других
Сложные умения интерпретации законов общества
Слайд 50Обезьяны и др. высшие позвоночные (собаки, дельфины)
Развитие исследовательских форм поведения
с использованием ранее приобретенных знания и умений
Мышление (выделение причинно-следственных связей)
Слайд 52Мозг и психика
Мозг - центральный отдел нервной системы
животных и человека,
обеспечивающий наиболее
совершенные формы регуляции всех функций
организма, его
взаимодействие со средой,
высшую нервную деятельность,
а у человека –
высшие психические функции
Слайд 53Мозг человека
Головной мозг состоит из трех отделов:
большое полушарие (обеспечивает человеку
речь, абстрактное мышление);
промежуточный мозг (центры обоняния, вкуса и эмоций).
мозговой ствол
– самая древняя часть мозга. С ним связаны инстинкты, которыми обладали еще пресмыкающиеся (отдаленные предки).
Мозговой ствол управляет глотанием, кашлем, контролирует дыхание, ритмом сердцебиения.
Слайд 54АСИММЕТРИЯ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
Большие полушария головного мозга — парный орган, однако
в отличие от других парных органов в организме они не
обладают характером взаимозаменяемости.
Каждое из полушарий выполняет собственные функции в организации психической деятельности.
Совместная их работа дает всестороннюю, логически упорядоченную и в то же время целостную картину мира.
Слайд 55
АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
в левом полушарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины
мира, которая является результатом дискретных, т. е. связанных с использованием
знаков (слов), аналитических, в форме последовательных операций, процессов.
происходит процесс категоризации и обобщения с использованием знаков
В правом полушарии происходит одномоментное «схватывание» воспринимаемых свойств и связей, т. е. с известными оговорками — интуитивное постижение окружающего.
формирование и опознание высоко индивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций.
Слайд 56ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную
систему наук.
Их в свою очередь можно разделить на:
фундаментальные
и прикладные,
общие и специальные
Слайд 57Общая психология
отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и
проявления психики человека
Слайд 58Основные типы явлений, которые
изучает общая психология и их формы
ПРОЦЕССЫ
СОСТОЯНИЯ
СВОЙСТВА (качества)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
ВНУТРЕННИЕ
(ПСИХИЧЕСКИЕ)
ВНЕШНИЕ
(ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)
Слайд 59Методы психологических исследований
Стороннее
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Внешнее (со стороны)
Стандартизированное
Включенное
Устный
Стандартизи
рованный
Тест-задание
Проективный тест
Письменный
Свободный
Тест-опросник
Естественный
Лабораторный
Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое
Слайд 60Итак,
Психология изучает психику
Психика – субъективный образ объективной реальности
Материалистическое понимание психики
связывает ее с организмом
Познавая субъективную реальность мы можем управлять ею
Общая
психология изучает познавательные процессы, состояния психики, свойства личности
Слайд 61Лекция окончена
Благодарю за внимание