Слайд 1Задание 13
ОГЭ Русский язык 9 класс
Слайд 2Грамматическая разминка
Выполним несколько тестовых заданий, алгоритм выполнения которых нам уже
известен
Слайд 31. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором
определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты
действия".
(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.
Слайд 41. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором
определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты
действия".
(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.
Прихрамывая
Слайд 52. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание.
Я устроил в
доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль)
Слайд 62. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание.
Я устроил в
доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль)
Рябиновые кисти
Слайд 73. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения.
Сердца наши слишком были
утомлены.
Слайд 83. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения.
Сердца наши слишком были
утомлены.
Сердца были утомлены
Слайд 94. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я замер и стал
вслушиваться. Мне казалось,(1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то,(3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.
Слайд 104. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я замер и стал
вслушиваться. Мне казалось,(1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то,(3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.
3, 4
Слайд 115. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите
цифрой.
Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик
замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.
Слайд 125. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите
цифрой.
Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик
замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.
4
Слайд 136. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,
обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вода на
мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)
Слайд 146. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,
обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вода на
мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)
1
Слайд 15ОГЭ Русский язык. 9 класс
Задание 13
Слайд 16 Задание 13. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным
соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Они подошли к дому.
(2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.
Слайд 17
Вспомним теорию! В CПП может быть несколько придаточных частей. Такие
СПП называются многочленными.
Соподчинение
Однородное подчинение
Неоднородное подчинение
Последовательное подчинение
Слайд 18Однородное соподчинение
При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же
вопрос (относятся к одному и тому же виду).
[Она знала], (что девочки с опаской
поглядывают на закрытую дверь комнаты), (что чувствуют они себя связанно).
[ – = ], (что – = ), (что = – ).
Слайд 19Запомни!
Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится:
[Она знала], (что девочки
с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и (что чувствуют они себя
связанно).
[ – = ], (что – = ) и (что = – ).
Слайд 20Запомни!
Чаще всего придаточные присоединяются ОДИНАКОВЫМИ
союзами или союзными словами. Но могут присоединяться и РАЗНЫМИ,
но вопрос при этом один и тот же:
[В своих письмах
я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив).
Слайд 21Неоднородное (параллельное) подчинение
При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному, но отвечают на разные вопросы
Когда
мы встали, то нельзя было понять, который час.
(Когда – =
), [то = ], (который – ).
Слайд 22Последовательное подчинение
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное
1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.
Был прекрасный июльский
день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго.
[ = – ], (которые = ), (когда – =).
Слайд 23Запомни!
Придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ =
– ], ( = – ), ( = – ).
Но может быть и другой порядок: одно
придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов):
[– = ], (что,(когда – =), – =).
Слайд 24Алгоритм выполнения задания
Внимательно прочитай задание.
Найди грамматические основы во всех
предложениях, которые предлагаются в задании. (ОГЭ – Задание 8)
Исключаем простые предложения (одна грамматическая основа);
Исключаем СПП с одним придаточным, потому что ИСКОМОЕ предложение будет состоять как минимум из трех частей!
Исключаем все ССП и БСП (ОГЭ – задание 11, ОГЭ – Задание 12) ).
Слайд 256. Выделяем все средства связи (союзы и союзные слова), не
забывая о составных или употребленных рядом союзах.
7. Устанавливаем смысловые связи
между частями: для этого сначала находим главную, затем задаем от нее вопросы к придаточным.
Слайд 26Вспоминаем теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными: с
последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных.
9. Обращаем внимание! Существуют
предложения с комбинированные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно.
10. Записываем правильный ответ!!!
Слайд 27 Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал,
что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.
Слайд 28 Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал,
что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.
Слайд 29Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
1. Когда я уже хотел было выйти
на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.
Слайд 30Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
1. Когда я уже хотел было выйти
на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.
Слайд 31Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
(12)Всё, что было связано с морем
и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.
(14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.
(15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.
Слайд 32Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
(12)Всё, что было связано с морем
и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.
(14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.
(15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.
Слайд 33Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
(15)Когда стемнело и она подошла к морю,
он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
–– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..
Слайд 34Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
(15)Когда стемнело и она подошла к морю,
он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
–– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..