Слайд 1ОГЭ
Итоговое устное собеседование
по русскому языку
Слайд 2МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих
школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 19.
Ученик получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
Слайд 3Спонтанная (неподготовленная) речь
Спонтанная речь - разновидность устной речи в диалогической
форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту
общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать. [Антипова А.П.].
Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М.].
Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В.Д.].
Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.
Слайд 4Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из
четырех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста Время на
подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Слайд 5
Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на
этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. Выразительно
прочитайте текст о Юрии Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени
с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(176 слов)
Слайд 6Особенности задания
Будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихзся людях России;
текст
сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее полно сформировать представление о
человеке – герое текста;
объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов;
контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;
проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;
текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
На подготовку к заданию отводится 2 минуты. При подготовке экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи (подчёркивать трудные слова и выражения) в КИМ.
Слайд 8Работаем с заданиями 1 и 2 КИМов
Сначала учащиеся должны прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы
знать их заранее и читать текст целенаправленно!
Последовательность подготовки к пересказу:
самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль;
пронумеровать количество абзацев;
выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста;
установить причинно-следственные связи между событиями;
пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.
Слайд 9
по проекту демоверсии (www.fipi.ru)
Критерии оценивания выполнения заданий устной части
Задание
1. Чтение текста вслух
Слайд 10Задание 2. Пересказ текста
Полет Юрия Гагарина по
околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королева —
выдающегося конструктора и ученого, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание С.П.Королева о Юрии Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе.
У Вас есть 1 минута на подготовку. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Слайд 11Особенности пересказа
Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов,
поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно,
а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 1 минуту.
Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.
Слайд 12
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Слайд 14Формулируем основные мысли абзацев
По решению С.П.Королева, 20 военных лётчиков, в
том числе и Ю.Гагарина, готовили к полёту в космос.
Ю.Гагарин отличался
доброжелательностью, трудолюбием, инициативностью.
12 апреля 1961 года: «Поехали!»
108 минут полёта – и первый космонавт навсегда вошёл в историю человечества.
+ высказывание:
Ю.Гагарин дал людям веру в их силы и возможности.
Слайд 17Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и
2) – 10.
Слайд 18Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Праздник
(на основе описания фотографии).
2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне
больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 19Особенности задания 3
Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но
они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют
знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию.
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога, сделать пометы или записи на листке для подготовки.
Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз.
Учащийся должен учитывать речевую ситуацию.
Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Слайд 20Задание 3. Монолог
Не забудьте рассказать,
когда проходит праздник;
чему он посвящён;
кто
принимает участие в празднике;
опишите присутствующих и их настроение.
Не забудьте описать
место и время проведения праздника;
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
присутствующих на празднике;
общую атмосферу праздника и настроение участников..
Тема 1. Праздник
1. Опишите фотографию.
Слайд 21Повествование
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход
(на экскурсию).
Не забудьте рассказать,
куда и когда Вы ходили в
поход (на экскурсию);
с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
как Вы готовились к походу (экскурсии);
почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
Слайд 22Рассуждение
Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы
на вопросы:
Что значит следовать моде?
Для Вас важно следовать
моде и почему?
Следовать моде можно только в одежде?
Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Слайд 23
Задание 3. Монологическое высказывание
Слайд 24Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил
0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается
и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Слайд 25
Задание 4. Диалог
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг
возможных вопросов для диалога
К теме 1 «Праздник»
1) Какие праздники Вам
нравятся больше и почему (домашние,
школьные, праздники в кругу друзей)?
2) Когда можно сказать, что праздник удался?
3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему?
К теме 2 «Поход (экскурсия)»
1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются
впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
К теме 3 «Мода»
1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3) Приведите пример отрицательного влияния моды.Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
4) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас?
За что можно уважать человека?
Слайд 26Особенности задания 4
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три
вопроса по теме;
вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и
разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширениюязыкового материала.
Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типв: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменарота-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.
Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы;
должна учиттываться речевая ситуация;
речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Слайд 29ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ – ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Темы, актуальные для говорящего
с сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и
его личная жизнь, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения)
Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство)
Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека);
Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)
Слайд 30Базовые умения работы с текстом в 5 классе
1. Владеть различными
видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
2. Адекватно понимать содержание прочитанных
учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
• Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
Слайд 31Монолог. 6-й класс
1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных
наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение;
монолог-повествование. Выступать с научным сообщением.
2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.
4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.
Слайд 327 класс. Ведение диалога
1. Участвовать в диалоге на лингвистические (в
рамках изученного) и бытовые темы.
2. Владеть различными видами диалога: побуждение
к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).
3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию);
диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания:
не менее 3 реплик (диалог–запрос информации);
не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).
Слайд 33
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования
теоретически чёткого представления о функционально-смысловой типологии речи, без умения создавать
тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР.
Т.Б. Трошева
Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.
Слайд 34Признаки функционально-смысловых типов речи
Функция
(поэтому функциональный
тип речи)
Значение
(отсюда —
смысловой
тип речи);
структура и языковые
средства
тексты,
в которых
отражается
реальная
действительность
тексты —
мысли
человека
о реальной
действительности
описание
повествование
рассуждение
предполагают
соотношение
с миром предметов
предполагают
соотношение
с миром суждений
Слайд 36Целеустановка экзаменуемого
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить
информацию
и аргументировать её
описание
повествование
рассуждение
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем
перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Слайд 38Схемы функционально - смысловых типов речи
Слайд 39ОПИСАНИЕ
Описание - функционально-смысловой
тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов
или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Изображается мир в статике ( к тексту можно задать вопрос каков объект?)
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления.
Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Функции описания - создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, перечислением их.
Слайд 40Описание
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями
обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве
исходного пункта, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Они между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически.
Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени.
В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего.
Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия.
Характерен синтаксический параллелизм.
В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Слайд 41 Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его
признаки — общая картина, образ.
Отправная точка — сам предмет
или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, поэтому связь предложений в описаниях обычно параллельная.
Описание предполагает перечисление признаков (постоянных или однородных), поэтому отличается статичностью.
В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Глаголы употребляются в форме несовершенного вида.
Слайд 42Задание 3. Монолог
Не забудьте рассказать,
когда проходит праздник;
чему он посвящён;
кто
принимает участие в празднике;
опишите присутствующих и их настроение.
Не забудьте описать
место и время проведения праздника;
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
присутствующих на празднике;
общую атмосферу праздника и настроение участников..
Тема 1. Праздник
1. Опишите фотографию.
Слайд 43Описание. Смысловая модель «целое – части».
5. Чувства и эмоции,
вызванные
изображённым праздником.
2. Чему посвящён?
(детали; признаки; оформление)
1. Место и
время проведения праздника
4. Как передана общая атмосфера праздника?
(настроение, состояние героев фотографии;
погода; цветовая палитра праздника)
Внешний вид изображённых на фотографии
(лица, одежда, позы)
ПРАЗДНИК
Слайд 44Статические и динамические описания
Описания можно разделить
на статические, изображающие предметы в состоянии покоя, и динамические, показывающие
предметы, явления природы в движении. В первых речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные; во вторых на первый план выдвигаются глаголы, которые отражают движение, рисуют динамическую картину.
Слайд 45Обратите внимание!
Использование сопоставления текста с кадрами
кинофильма или фотографиями помогает школьникам определить тип текста.
Однако динамическое описание природы, окружающей среды,
состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.
Слайд 46Динамическое описание
Субоч
был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды
его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.
Таков был обычный приход Субоча.
(К.Паустовский)
Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий, характеризующих его поведение, и указание на реакцию окружающих. Однако употребленные здесь автором глаголы указывают на одновременность происходящего.
«Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости»
В.В. Виноградов
Слайд 47 Фотография – это своеобразный закодированный текст, несущий
определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.
Слайд 48Рассматриваем фотографию
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему, сделана эта фотография?
Почему
была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
Какие
детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Слайд 49Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)
Внимательно прочитайте задание и
рассмотрите фотографию.
Составьте предложения на предложенную тему.
Назовите признаки предметов, изображённых на
фотографии (цвет, форма, размер).
Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
Слайд 50Пополняем словарный запас
Выберите глаголы, которые Вы считаете наиболее уместными для
передачи действий фотографа: увидеть, наблюдать, выбирать, снять, изобразить, заснять, запечатлеть,
сфотать, сфоткать, щёлкнуть, сделать снимок.
Подберите определения, которые помогут Вам охарактеризовать позу (-ы) запечатлённого (-ых) на снимке.
Определите время года, изображённое на фотографии.
4. Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.
Слайд 51 В устном монологе момент «поддержанности» речи
ослабляется; здесь речь представляет собой не просто ответ на поставленный
вопрос, а развернутое изложение мыслей по плану, где говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Следовательно, важнейшей особенностью монологической речи является ее программированность.
Л.Б. Щерба
Слайд 52Создание и интерпретация текстов на основе лексического поля фотографии
Опора для
создания текста:
тематически обусловленные ключевые слова, отражающие
содержание, композицию, авторское отношение
к изображаемому
Важно
а) пробудить воображение школьников;
б) учить использовать в создании текста
языковые средства образности;
в) ориентировать их на выражение собственного
отношения к объектам, изображённым на фото.
Слайд 53Словарно-стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии
Назовите опорные слова
и словосочетания, отражающие
а) содержание картины, её композиционный строй:
яркая
по накалу эмоций сцена
спортивной борьбы, даны крупным
планом, атакующий удар, занимает
всё пространство фотографии,
своеобразный приём как бы остановленного
мгновения, на фоне буйной южной природы,
специальная площадка, разделённая
сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п.
б) состояние спортсменов:
физически сильные люди, крепкое
телосложение, напряжённые позы,
сильные руки, высокие прыжки,
стремление направить мяч на сторону
соперника и т.д.
в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии:
Залитая ярким солнцем площадка, голубое
небо, лёгкие белые облака, все оттенки
изумрудного и бежевого цвета, ярко-
красные и тёмно-синие костюмы игроков и
т.д.
С помощью каких слов и словосочетаний
вы можете выразить своё отношение
к изображаемому?
Серьезная физическая подготовка,
умение работать в команде,
развитие реакции,
укрепление здоровья,
умение не сдаваться, стремление идти
к своей мечте через все преграды,
доверие товарищам и т.п.
Подберите синонимы к словам, включая
эмоционально-оценочные:
противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники;
атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь;
бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий;
битва – сражение, схватка, столкновение;
слава – известность, популярность, знаменитость, признание;
защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать;
напряжённость – драматичность, острота, накал;
победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.
Слайд 54Монологическое высказывание.
Беседа по монологу
фотографию.
2. Расскажите о своём посещении
музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком
музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.
Задание 2.
Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
Слайд 55Музей
Каким бывает?
историческим
археологическим
этнографическим
зоологическим
ботаническим
художественным
театральным
музыкальным
литературным
политехническим
сельскохозяйственным.
краеведческим
мемориальным
изобразительных искусств
истории чего-л.
музеем-заповедником
музеем-квартирой
музеем-усадьбой
космонавтики и т.п.
городским
школьным
виртуальным
небольшим
частным
знаменитым
великолепным и т.д.
Что есть
в нём?
залы
экспозиционные
выставочные
демонстрационные
павильоны (выставочные)
фонды
реставрационные мастерские
хранилища
экспонаты
коллекции
картины
произведения живописи,
скульптуры, декоративно-
прикладного
искусства
уникальные
редкие
ценные
оригиналы (подлинники)
копии
экскурсоводы
реставраторы
хранители
исследователи
учёные
Кто работает?
открыть
создать
посетить
осмотреть
побывать
вместить
пополниться
обогатиться
выставить
купить
предложить
пропагандировать
исследовать
воссоздать
Что можно с ним сделать?
Что может музей?
Слайд 56Интересный концерт
Вчера Люська
прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся
нарядная и гордая…
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола...
Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька.... Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела!
Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий!
Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело...
Очень интересный был концерт!
(По Пивоваровой И.)
Если люди делятся впечатлениями от спектакля (кино, концерта), то о чём, как правило, рассказывают, на что обращают внимание в первую очередь?
Сумела ли героиня рассказа объяснить подруге, почему концерт был «очень интересным»?
По каким, на Ваш взгляд, критериям, Люська должна была оценивать концерт? На какие детали ей необходимо было обратить внимание?
Можно ли по рассказу девочки определить круг её интересов? Обоснуйте своё мнение.
Какие слова и детали в монологе героини Вам кажется совершенно неуместными? Почему?
Слайд 57Повествование
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях,
сменяющих друг друга во времени.
Способ связи предложений в тексте
обычно цепной (1-2-3-4…)
Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.
Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.
Слайд 58
«Пришел, увидел, победил» — так прокомментировал 2 апреля 47 г.
Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком.
Докажите, что этот знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом, - самое краткое повествование в мировой литературе.
Что является главным языковым средством, организующим это повествование?
Предложение не описывает действия, а повествует о них.
Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.
Слайд 59Повествовательный текст
Коммуникативная цель – информировать о событии или действиях героя.
Основной
вопрос к тексту: «Что произошло с героем (со мной)?»
Основная мысль
– ответ на основной вопрос («С героем (со мной) произошло следующее...»
План построения повествования:
сообщение о действующем лице;
указание на место и время событий;
рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени;
указание на итог действий, завершение повествования.
вывод.
5. В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)
6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.
Слайд 60Отличие повествования от описания
Заяц выскочил
из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во
всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
Какова коммуникативная цель автора? (Охарактеризовать явление, сообщить
о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о
событиях и действиях во времени).
Какие изображены признаки или действия – одномоментные или сменяющиеся,
последовательные?
«Новое» в тексте – это свойства или действия предметов?
Слайд 61Отличие повествования от описания
Слайд 62Схема повествовательного текста
Что произошло со мной?
В каком порядке события сменяли
друг друга?
Я
1 – ое:
однажды, сначала
2-ое:
вдруг, потом
3-ье:
а в это время, затем,
тогда
4-ое:
в конце концов
Действие развивается во времени
Слайд 63Экскурсия
Какая?
Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная,
необыкновенная, прекрасная, фантастическая,
трёхдневная, замечательная, великолепная,
удивительная,
незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная
непродолжительная и т.п.
Какие действия могут
быть связаны с этим словом?
Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти,
подойти, начаться, проводить, последовать,
продолжиться, восхититься, поинтересоваться,
последовать, познакомиться, заинтересоваться,
спросить, понравиться, оказаться, продолжиться,
поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти,
расспросить, увенчаться, случиться, увлечься,
выслушать, обогатиться, привлечь внимание,
состояться, убедить, войти, продлиться,
превратиться, подходить, оказаться, называться,
закончиться, завершиться.
осмотреть, посетить,
Город, улицы, проспекты,
набережные, бульвары,
достопримечательности,
скульптуры, памятники,
монументы, обелиски,
памятные места, исторические
места, мемориалы, мемориальный
комплекс (доска), музеи, парки,
скверы, библиотеки, театры,
кинотеатры, консерватории,
цирк и т.д.
Слайд 64Рассказ из глаголов
Очнулась. Взглянула. Обомлела
— проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся.
Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.
Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.
Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!
Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.
Встали, собрались, пошли.
Подошли, познакомились, отправились. Началась!
Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились!
Прошли, увидели, замерли…
Спросили, показали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось!
Продолжилась, вошли, поразились, залюбовались, выслушали. Не поверили, удостоверились.
Оживились, обсудили.
Завершилась, поблагодарили, распрощались.
Слайд 65Рассуждение.
Обратите внимание!
Тезис рассуждения следует формулировать как простое
предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается
в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.
Слайд 66Рассуждаем вместе
Эстонский язык очень оригинален. Многие слова
начинаются с буквы «ы». А количество падежей и вовсе исчисляется
четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего.
Определите основную мысль текста.
Докажите, что между основной мыслью и доводами существуют причинные связи.
Сколько доводов использовано в данном случае?
Почему, на ваш взгляд, использование нескольких доводов для раскрытия основной мысли делает текст более убедительным?
так как...
Довод 1
Довод 2
Довод 3
Почему это так?
Тезис
Следовательно,
Вывод
Слайд 67Варианты заданий
Определите, какие из вариантов
являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому
что.
Нужно заниматься самообразованием.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.
Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.
Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне.
Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.
Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.
Слайд 68 Определите, какие из вариантов НЕ являются
аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек
чувствует себя уверенно в любом обществе.
2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры.
3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.
4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.
5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.
Слайд 69 Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного
высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Следить за модой
смешно, а не следить - глупо.
Б.Шоу
Развить чувство стиля возможно.
2. Всё хорошо в меру.
3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.
4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.
Слайд 70 Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что,
а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты
отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:
(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.
Слайд 71Тема 3. Интернет – это благо или зло? (рассуждение по
поставленному вопросу)
В своём высказывании дайте ответы на
следующие вопросы:
Каковы функции Интернета?
Как Вы понимаете выражение «Интернет – Всемирная Паутина»?
Что, на Ваш взгляд, делает интернет благом? (Когда он превращается в зло?)
Слайд 72Задание 4. Диалог.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные
собеседником.
Для каких целей Вы используете Интернет?
Сколько времени Вы проводите в
Интернете?
Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
Слайд 73 Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи
информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть, Глобальная сеть или Всемирная
Паутина.
Слайд 781. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного
в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении).
Интернет - это …
На
мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это …
… Интернет становится благом (злом) в том случае, если…
… Интернет – благо (зло), потому что…
Как мне кажется, Интернет - …
Слайд 792. Основная часть. Аргументация
Примеры – аргументы
Во-первых,…
Во-вторых, …
В третьих, …
Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к таким фактам:...
Данный факт подтверждает мысль о том,
что Интернет - …
Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т.п.)
Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет - ….…
Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример:…
Слайд 80Заключение к монологу
III. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и
связанное с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу
…
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Слайд 81 Пособие предназначено для эффективной
подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку
и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособием, учащиеся научатся
грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;
выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
излагать материал на основе личного жизненного опыта;
представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.
Слайд 82Благодарю за внимание!
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Слайд 83Литература
ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной
итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017
Нечаева О. А. Функционально-смысловые
типы речи: описание, повествование, рассуждение. — Улан-Удэ, 1974.
Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012
Материалы сайта http://licey.net
Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018