Слайд 1Факультет военной подготовки
Общевоенная подготовка
Слайд 2Тема №3
«Огневая подготовка»
Занятие №1
«Задачи и основные понятия огневой
подготовки»
Слайд 3Учебные вопросы:
Задачи огневой подготовки. Основные понятия и определения, применяемые на
занятиях по огневой подготовке.
Требования безопасности на занятиях по огневой подготовке.
Слайд 4Задачи огневой подготовки.
Основные понятия и определения, применяемые на занятиях
по огневой подготовке
Огневая подготовка является одним из основных
предметов обучения в системе боевой подготовки войск.
Цель огневой подготовки— обучить личный состав подразделений умелому и полному использованию высоких огневых возможностей оружия в различных условиях
обстановки.
Слайд 5
Основные задачи огневой подготовки:
1. Обучение личного состава умелому
применению штатного оружия и максимальному использованию его боевых возможностей для
поражения противника с наименьшим рас-
ходом времени и боеприпасов в различных условиях современного боя.
2. Привитие обучаемым уверенности в своем оружии.
3. Воспитание активности, решительности, самостоятельности в решении огневых задач.
Слайд 6Огневая подготовка
состоит из следующих разделов:
1) основы стрельбы из стрелкового
оружия;
2) материальная часть оружия;
3) приемы и правила стрельбы;
4) метание ручных
гранат;
5) наблюдение в бою и определение расстояний;
6) основы управления огнем.
Слайд 7 Основы стрельбы - теоретический раздел огневой
подготовки. В результате его изучения
военнослужащие получают знания, необходимые для сознательного
усвоения правил стрельбы и эксплуатации оружия.
Материальная часть оружия - раздел огневой подготовки, включающий изучение боевых свойств, назначение, устройства
оружия и приобретение навыков, обеспечивающих правильное обращение с ним, его сбережение и безотказную работу при стрельбе в различных условиях обстановки.
Изучение раздела, посвященного приемам и правилам стрельбы имеет целью подготовить меткого, психологически стойкого стрелка (автоматчика, пулеметчика, наводчика, грана-
тометчика, снайпера), способного поражать различные цели из всевозможных положений в различных условиях обстановки, местности, погоды, в любое время года и суток не только под руководством (управлением) командира, но и самостоятельно.
метания ручных гранат - выработать навыки в правильном использовании ручных
противотанковых, осколочных оборонительных и наступательных гранат в различных условиях боя.
Наблюдение в бою и определение расстояний проводится для выработки навыков наблюдения за противником, целеуказания и целеотыскания, а также определения
расстояний до целей.
Основы управления огнем изучаются с курсантами учебных подразделений.
Слайд 9
Знания, умения и навыки по огневой подготовке обучаемые
приобретают и совершенствуют на классных занятиях, стрелковых тренировках, учебных стрельбах,
боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой, при проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни, на самоподготовке, стрелковых состязаниях и на занятиях по другим предметам обучения.
Слайд 10 На классных занятиях изучаются назначение, боевые свойства
и устройство оружия, боеприпасов, приборов прицеливания и наблюдения; правила обслуживания
и сбережения оружия; основы и правила стрельбы.
В последующем знания, умения и навыки по этим вопросам обучаемые совершенствуют на стрелковых тренировках, стрельбах и других формах обучения.
Слайд 11 На стрелковых тренировках вырабатываются, совершенствуются и доводятся
до автоматизма навыки обучаемых в действиях при оружии (в приемах
стрельбы), в разведке целей наблюдением, определении дальностей до них и целеуказании, в практическом применении правил стрельбы, в метании ручных гранат и управлении огнем подразделений, необходимые для успешного решения различных огневых задач в бою.
Систематическое и качественное проведение стрелковых тренировок обеспечивает достижение высоких результатов в огневой подготовке подразделений.
Слайд 12 При выполнении упражнений учебных стрельб обучаемые получают
практику в действиях при вооружении (с оружием), в обращении с
боеприпасами и в самостоятельном решении различных огневых задач штатными боеприпасами или их заменителями в условиях, приближенных к боевой обстановке, при этом одновременно проверяется уровень огневой выучки обучаемых.
Слайд 13 На боевых стрельбах и тактических учениях с
боевой стрельбой совершенствуются навыки командиров подразделений в организации боя, в
управлении подразделениями и их огнем в бою, а личный состав совершенствует навыки в решении различных огневых задач при действиях в составе подразделений в обстановке, максимально приближенной к боевой; при этом одновременно проверяется слаженность подразделений.
Слайд 14 При проведении работ в часы ухода за
вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни обучаемые углубляют
знания по материальной части оружия, приборов прицеливания и наблюдения и совершенствуют навыки в осмотре и техническом обслуживании оружия, устранении неисправностей оружия и выверке прицельных приспособлений
В часы самоподготовки обучаемые закрепляют приобретенные знания по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы и могут совершенствовать навыки в действиях при вооружении (с оружием) и в применении правил стрельбы.
При проведении стрелковых состязаний совершенствуется огневая выучка личного состава подразделений.
Слайд 15 На занятиях по другим предметам обучения, проводимых с
использованием вооружения и боевой техники, особенно по тактической и разведывательной
подготовке и вождению боевых машин, наряду с изучением вопросов по данному предмету должны совершенствоваться навыки по огневой подготовке.
Так, на занятиях по этим предметам обучения должны совершенствоваться навыки в действиях при вооружении (с оружием), в разведке целей наблюдением, определении дальностей, целеуказании, применении правил стрельбы и в управлении огнем подразделений; на занятиях по физической подготовке - в метании ручных гранат; по строевой подготовке - в приемах стрельбы; по инженерной подготовке - в выборе и оборудовании огневых позиций и в стрельбе из окопов, траншей и т.д.
Слайд 16 Огневая подготовка проводится на основе общих принципов
обучения и воспитания войск: идейность и научность в обучении; учить
войска тому, что необходимо на войне; сознательность и активность обучаемых; систематичность и последовательность в обучении; наглядность в обучении; доступность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Идейность и научность в обучении заключаются в том, что огневая подготовка воина органически сливается с его глубокой убежденностью в правоте своего дела, с личной ответственностью за защиту своего Отечества. Нужно добиваться, чтобы обучаемые не только изучили тактико-технические данные, устройство и принцип работы оружия, но и получили ясное представление о превосходстве боевых свойств нашего оружия и боевой техники над боевыми свойствами вооружения армий вероятного противника, твердо уяснили, что искусное владение оружием есть первейшая обязанность воина Российской Армии.
Слайд 17 Учить войска тому, что необходимо на войне
- это значит максимально приближать учебную обстановку к боевым условиям,
не допускать упрощений и послаблений, при проведении стрелковых тренировок и стрельб создавать неизвестную для обучаемых мишенную обстановку, показывая цели в различных вариантах, учить личный состав самостоятельному обнаружению и поражению различных целей в кратчайший срок и с наименьшим расходом боеприпасов, как правило, с первого выстрела (очереди).
Сознательность и активность обучаемых заключаются в осмысленном усвоении обучаемыми изучаемого материала и проявлении ими творчества и активности в ходе занятия. Сознательное усвоение учебного материала должно быть противопоставлено механическому «натаскиванию» или зазубриванию.
Слайд 18 Занятия по ОП необходимо организовывать и проводить так, чтобы
обучаемые:
понимали стоящие перед ними задачи, стремились их своевременно
выполнить;
активно действовали на занятиях, проявляли инициативу, всесторонне продумывали учебный материал, понимали необходимость овладения теми знаниями, умениями и навыками, которые они получают в ходе обучения;
знали, почему в данных условиях необходимо действовать так, а не иначе, творчески применяли усвоенные знания, умения и навыки, критически анализировали результаты своих действий.
Важным средством активизации обучаемых на занятиях по ОП является соревнование, которое развивает стремление у воинов к достижению более высоких результатов в учебе.
Слайд 19 Систематичность и последовательность в обучении заключаются в том,
чтобы занятия, стрелковые тренировки и стрельбы проводились равномерно в течение
всего учебного года, а изучаемый материал излагался в определенной последовательности (системе). При планировании ОП должны тесно увязываться вопросы изучения материальной части оружия, основ и правил стрельбы с практическим решением огневых задач, пройденное - с новым материалом, стрелковые тренировки - с проведением стрельб и т. п.
При подготовке к проведению занятия (стрелковой тренировки) командир должен найти наиболее правильную последовательность изложения нового материала. Излагать материал необходимо по частям (учебным вопросам), выделять в нем главное, не заслоняя его чрезмерными подробностями, связывать вновь изучаемые вопросы с ранее изученными, систематически совершенствовать умения и навыки обучаемых.
Слайд 20 Наглядность в обучении облегчает понимание и содействует
лучшему усвоению учебного материала. Самыми лучшими наглядными пособиями являются изучаемые
образцы оружия, боеприпасов, приборов прицеливания и наблюдения (так называемая натуральная наглядность). Однако иногда необходимо прибегать и к их макетам, плакатам, схемам и другим графическим документам, учебным кинофильмам и диафильмам, с помощью которых можно лучше показать устройство и работу отдельных частей и механизмов и т. д.
При этом наглядные пособия, применяемые на данном занятии, целесообразно выставлять не все сразу, а поочередно, по мере надобности, чтобы не рассеивать внимание обучаемых. Руководитель занятия должен сам предварительно хорошо изучить каждое наглядное пособие и продумать методику его показа. При проведении занятий по изучению основ и правил стрельбы следует широко использовать классную доску и миниатюр - полигон.
Слайд 21 Доступность в обучении требует, чтобы объем и содержание
изучаемых вопросов были посильны для данной категории обучаемых. В процессе
обучения принцип доступности предусматривает переход от известного к неизвестному, от менее сложного к более сложному, от менее трудного к более трудному. При определении глубины изложения материала нужно исходить из времени, отводимого на его отработку, и возможности закрепления изученного.
Перегрузка занятия излишними теоретическими пояснениями вместо практических действий, употребление формул и терминов, непонятных для обучаемых, снижают интерес к занятиям, активность обучаемых и качество занятий в целом.
Слайд 22 Прочность знаний, умений и навыков предусматривает, чтобы ранее
изученный материал (прием, действие) усваивался прочно и на длительное время,
систематически повторялся, а приобретенные знания совершенствовались и применялись в новых, более сложных условиях.
Сохранение в памяти изученного материала во многом зависит от понимания обучаемыми его значения для практической деятельности. Немаловажную роль в реализации принципа прочности знаний, умений и навыков имеет всемерное поощрение самостоятельной работы обучаемых, их творчества и любознательности.
Слайд 23 Коллективизм и индивидуальный подход в обучении заключаются в
том, чтобы в ходе обучения создать благоприятные условия для успешной
работы всех воинов подразделения и в то же время индивидуально подойти к каждому из них. Коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, взаимозаменяемость всех воинов расчета, экипажа и подразделения. В дружном коллективе каждый развивает свои знания и навыки, используя опыт других, действует более уверенно, рассчитывая на помощь товарищей, а реагируя на советы, пожелания и критику товарищей, более самокритично оценивает свои действия. Командиры должны направлять усилия воинов подразделения на успешное решение задач огневой подготовки, формировать общие интересы, развивать дух здорового состязания и взаимопомощи.
Слайд 24 Осуществлять индивидуальный подход — это значит хорошо знать духовные
и физические возможности каждого воина в процессе обучения и воздействовать
на него с учетом этих особенностей, помогать каждому найти кратчайший путь к усвоению знаний, умений и навыков.
Низкие результаты стрельбы подчас только тем и объясняются, что командир не выявил индивидуальных особенностей обучаемых, недостатков в выполнении приемов стрельбы (действий при вооружении) или в знании и применении правил стрельбы. Знать и учитывать при обучении индивидуальные особенности, качества и наклонности каждого обучаемого - обязанность командира.
Слайд 252. Требования безопасности на занятиях по огневой подготовке
Статья № 81
УВС ВС РФ.
Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы
обязан:
в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;
руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меря по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среды в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).
Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.
Слайд 26Безопасность при стрельбе обеспечивается четкой организацией стрельб, точным соблюдением требований
Курсов стрельб и установленных мер безопасности, высокой дисциплинированностью всех военнослужащих
исправности боевой техники, вооружения и полигонного оборудования.
2. Командиры (начальники), в подчинении которых находится стрельбище (полигон), через местные органы власти обязаны разъяснить населению, что означают установленные на стрельбище (полигоне) предупредительные сигналы и знаки, а также доводить время и дни проведения стрельб и других занятий.
Слайд 273. Накануне проведения стрельб территорию стрельбища (полигона, учебного тактического поля)
необходимо осмотреть и очистить от неразорвавшихся боеприпасов (соблюдая при этом
меры безопасности по предотвращению подрыва на взрывоопасных предметах).
Непосредственно перед началом стрельб необходимо выставить оцепление, тщательно осмотреть территорию стрельбища (полигона, учебного тактического поля); при обнаружении на нем людей, машин, животных удалить их за пределы стрельбища (полигона, учебного тактического поля).
4. Разрешение на открытие огня на стрельбище (полигоне) дает старший руководитель стрельбы. В том случае, когда выставляется общее оцепление всего учебного центра. разрешение о начале стрельбы дает начальник учебного центра. Ведение огня на стрельбище (полигоне) разрешается только после поднятия красного флага на командном пункте.
Слайд 285. Заряжать оружие разрешается только после сигнала "ОГОНЬ" на огневом
рубеже или по прохождению установленного рубежа открытия огня, а при
стрельбище из БТР (БМП), кроме того, когда дульная часть ствола автомата, ручного и ротного пулеметов, снайперской винтовки находится в бойнице или за бортом БТР (БМП) штатное оружие бронеобъекта направлено в строну стрельбы. Перед каждым заряжением оружия, особенно гранатометов, необходимо убедиться в отсутствии в стволе постоянных предметов (земли, песка, ветоши и т.п.).
На рубеже прекращения огня оружие разряжается, производится контрольный спуск, на бронеобъектах выключаются тумблеры электроспусков, орудию придается максимальный угол возвышения, после чего стреляющий докладывает: "Оружие разряжено"; затем оружие осматривается. Разряжение и осмотр оружия при стрельбе из бронетранспортера (РМП) производится, не убирая дульной части ствола из бойницы или с борта.
Оружие при разворотах и возвращении бронеобъектов (при наличии вращающихся башен) в исходное положение должно быть направлено в сторону целей.
Слайд 296. При выполнений упражнений ночью стреляющий должен иметь на спине
сигнальный фонарь, а у бронеобъектов должны быть включены передние и
задние габаритные фонари, на башне сзади устанавливается сигнальный знак (фонарь).
7. При проведении стрельб на плаву все лица, находящиеся в бронеобъектах, должны иметь индивидуальные спасательные средства. Кроме того, должна быть организована спасательно-эвакуационная служба.
8. Стрельба боевыми противотанковыми гранатами по бронированным целям должна вестись гранатометчиками из окопа (укрытия); люди, находящиеся вне укрытия, должны быть не ближе 300 м от цели.
Для стрельбы из гранатометов боевыми противотанковыми гранатами на стрельбище необходимо иметь отдельное направление (участок местности), с которого обеспечивается хорошее наблюдение за падением гранат.
Слайд 30 Головная часть инертных гранат должна быть окрашена в
черный цвет и иметь ясно видную надпись "Инертная". Для сбора
инертных гранат после стрельбы назначать лиц, хорошо знающих отличительные особенности окраски и маскировки гранат и правила обращения с ними. Гранаты, вызывающие сомнение в их принадлежности к инертным, подлежат подрыву на месте их падения.
9. При метании боевых ручных гранат район метания в радиусе 300 м обозначается, по периметру красными флагами и предостерегающими надписями "Не ходи - гранаты"!, при необходимости выставляются посты оцепления; устанавливается радио и телефонная связь между местом для метания гранат и исходным положением. Обучаемые, не занятые метанием боевых гранат, должны находиться в укрытии или на удалении, исключающем поражение их осколками (не ближе 350 м). Пункт выдачи гранат и запалов необходимо располагать в укрытии не ближе 25 м от исходного положения.
Слайд 31 Перед метанием боевые гранаты и запалы должны быть
осмотрены обучаемым и руководителем; неисправные гранаты сдаются на склад для
уничтожения. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием по команде руководителя. Переносить боевые гранаты вне сумок разрешается. Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости.
Обучаемые и руководитель при метании боевых ручных гранат должны быть в стальных шлемах (касках). Метание оборонительных, противотанковых гранат производить только из-за надежно оборудованных укрытий; выходить из-за укрытия разрешается по истечении не менее 10 сек. после взрыва гранаты».
Если заряженная граната не была брошена (предохранительная чека не вынималась), разряжение её производить только по команде под непосредственным наблюдением руководителя.
Слайд 3210. Ведение огня каждым стреляющим должно немедленно прекращаться самостоятельно или
по команде руководителя в случаях:
появления людей, машин к животных
на мишенном поле, низколетящих самолетов и вертолетов над районами стрельбы;
падения гранат (снарядов) за пределы безопасности зоны или вблизи блиндажа, занятого людьми, и потери связи с блиндажом;
поднятия белого флага (фонаря) на командном пункте или на блиндаже, а также подачи из блиндажа другого установленного
сигнала о прекращении огня;
доклада или подачи с поста оцепления установленного сигнала об опасности продолжения стрельбы;
возникновения пожара от стрельбы;
потери ориентировки стреляющими, особенно ночью.
Слайд 33 Для прекращения огня подается сигнал "Отбой" и выставляется
белый флаг (включается белый фонарь) вместо красного, а также подается
команда "Стой", "Прекратить огонь", "Разряжай". Кроме того, на боевых стрельбах в составе подразделений и на тактических учениях с боевой стрельбой устанавливается и доводится до всего личного состава подразделений единый сигнал немедленного прекращения огня. Этот сигнал и сигнал "Отбой" должны принимать немедленно все стреляющие и, оставаясь на местах, прекращать огонь, не дожидаясь команд или сигналов своих командиров.
От сигнала "Отбой" до сигнала "Огонь" запрещается кому бы то ни было находиться на огневой позиции (месте для стрельбы) и подходить к оставленному на ней оружию, танку, орудию.
Слайд 34Категорически запретить:
заряжать оружие боевыми и холостыми патронами, а также
боевыми и инертными гранатами (снарядами) до команды руководителя (командира) и
сигнала "Огонь";
направлять оружие на людей, в сторону и в тыл стрельбища (полигона, учебного тактического доля), независимо от того, заряжено оно или нет;
Слайд 35Запретить открывать и вести огонь:
1. Из неисправного оружия.
2. Неисправными боеприпасами
или боеприпасами, запрещенными к использованию, а также боеприпасами, не предусмотренными
Таблицами стрельбы для данной системы.
3. В опасных направлениях стрельбы.
4. При поднятом белом флаге на командном (участковом) пункте и укрытиях (блиндажах).
5. При неустановленном ограждении пушки.
6. После утыкания ствола в грунт или препятствие.
7. При углах возвышения, меньше или больше предусмотренных для данной системы.
8. По блиндажам, независимо от того, находятся в них люди или нет, а также по другим сооружениям (вышкам, тригонометрическим пунктам и декоративному оборудованию).
9. При нахождении людей на танках или впереди них.
10. При незакрытых люках.
Слайд 3611. При потере связи с руководителем стрельбы:
оставлять где бы
то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам,
оставлять на огневой позиции (месте стрельбы) индивидуальное оружие без команды руководителя (командира).
снимать предохранительный колпачок с головной части взрывателя боевой гранаты (снаряда при стрельбе в дождь и сильный снег);
производить стрельбу из автомата с приборами для .беззвучно и беспламенной стрельбы (ПБС) обыкновенными патронами;
выходить из бронеобъектов до возвращения машин в исходное положение (до подачи команды "К машинам");
заходить (выезжать) на участки стрельбища, где имеется неразорвавшиеся боевые гранаты (снаряда) м другие взрывоопасные предметы; эти участки являются запретными зонами и должны быть огорожены, обозначены указками и знаками с соответствующими предупредительными надписями, например "Опасно! Неразорвавшаяся граната, не трогать!";