Слайд 2 Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от
фр. ermitage— место уединения, келья, приют отшельника) — крупнейший в
России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Слайд 3Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной
Невы в самом центре Санкт-Петербурга.
Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга —
Зимний дворец.
Главная лестница Зимнего дворца
Слайд 4 Свою историю музей начинает с коллекций
произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица
Екатерина II.
В 1852 из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Слайд 5 Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание
Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она
приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).
Слайд 6Картины из коллекции И. Гоцковского
Франц Хальс
Портрет молодого человека с
перчаткой в руке
(около 1650 г.)
Ян Стен.
Гуляки
(около 1660 г.)
Слайд 7Картины из коллекции И. Гоцковского
Хендрик Голциус
Адам и Ева
(1608 г.)
Якоб
Йорданс
Семейный портрет
(начало 1650-х гг.)
Слайд 8В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена
богатая
коллекция саксонского министра графа Брюля,насчитывавшая около 600 картин, в том
числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
Тициан.
Бегство в Египет
(1508 г.)
Слайд 9Бернардо Беллотто. Картины из серии видов Дрездена и Пирны (1750-е
гг.)
Слайд 10Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции
живописи барона Кроза в 1772 г. Это собрание во многом
предопределило «лицо» картинной галереи.
Преобладали полотна итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века.
В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Слайд 11Джорджоне
Юдифь, (около 1504 г.)
Рафаэль
Святое семейство
(1507-1508 гг.)
Слайд 12Тициан
Даная
(1553-1554 гг.)
Рембрандт Автопортрет с женой Саскией на коленях
(1636 г.)
Слайд 13Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 г., добавила
ряд шедевров Рембрандта и Ван Дейка.
Рембрандт
Жертвоприношение Авраама
(1635 г.)
Рембрандт
Немилость
Амана
(около 1665 г.)
Слайд 14Портреты кисти Ван Дейка
Портрет мужчины с лютней
(1622-1632 гг.)
Принц
Карл Луи
с братом
(1637 г.)
Портрет Карла д`Эсте
(1634-1635 гг.)
Слайд 15Портреты кисти Ван Дейка
Семейный портрет
(1621 г.)
Портрет графа
Томаса Стаффорда
(1633-1636 гг.)
Портрет короля Англии Карла I
верхом на коне
(1635
г.)
Слайд 16Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч
рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781 г., в
которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.
Слайд 17Еще одной значительной покупкой Екатерины II стала коллекция английского банкира
Лайд-Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные
статуи и бюсты.
Микеланджело
Скорчившийся мальчик
(1530-1534 гг.)
Слайд 18В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме
того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам.
Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро.
Выставка в Эрмитаже "Судьба одной коллекции.
500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского"
Слайд 19Резные камни из коллекции герцога Орлеанского
Слайд 20В правление Александра I и Николая I закупаются уже не
только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали
в Эрмитаже.
В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне
Слайд 21В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены
«Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне находится в
Вашингтоне).
Караваджо
Лютнист (1596 г.)
Боттичелли
Поклонение волхвов (1475-1476 гг.)
Слайд 22Жозефина Богарне, первая жена Наполеона Бонапарта, подарила Александру I камею
Гонзага.
В 1810-е была приобретена галерея дворца Мальмезон, в том
числе работы Рембрандта и Кановы. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта в 1814 г.
Камея Гонзага
(Александрия, III в. до н. э.)
Слайд 23Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес
существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской
власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у гроба Господня» Аннибале Карраччи.
Рафаэль. Мадонна Альба
(ок 1510-1511 гг.)
Карраччи
Три Марии у гроба Господня
(1597-98 гг.)
Слайд 24В 1845 г. по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих
Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка
«Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров.
Кампен. Створки диптиха «Троица. Богоматерь у камина.» (ок. 1430 г.)
Ван Эйк. Диптих «Распятие. Страшный суд.» (1425-1430 гг.)
Слайд 25Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II
были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и
«Снятие с креста» Госсарта
Ван Эйк.
Благовещение (1420 г.)
Себастьяно дель Пьомбо.
Пьета (ок. 1515 г.)
Госсарт.
Снятие с креста
(1510-1520 гг.)
Слайд 26В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе
шедевры Тициана и Пальмы Веккьо.
Тициан. Несение креста
(1565 г.)
Слайд 27Когда Эрмитаж был открыт, он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной,
древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы,
археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его фонд.
Слайд 28В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень
ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно
знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»,
которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
Слайд 29После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно
обогатился за счет национализированных частных коллекций. Поступили в числе прочего
работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из Основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.
Сокровища из коллекции
Великих Моголов
Слайд 30В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы
в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана
Морозова. Если до революции в музее были представлены работы, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.
Ван Гог Хижины ( 1890 г.)
Пикассо Натюрморт с гитарой
(1921 г.)
Слайд 31Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская Рентерия
(или Бриллиантовая Комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль,
послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в Музей изящных искусств Москвы.
Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию.
Слайд 32Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более
миллиона единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились
в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению.
Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.
Здание Эрмитажа после обстрела фашистами
Сокровища Эрмитажа вернулись из эвакуации
Слайд 33Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до
конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и
археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.
Палеолитические Венеры, найденные при
раскопках в селе Костенки
Слайд 34Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков.
Наиболее
полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании
XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.
Леонардо да Винчи
Мадонна Бенуа
(1478-1480 гг.)
Слайд 35Корреджо
Женский портрет
(1517-1519 гг.)
Гейнсборо
Дама в голубом
(ок. 1770
гг.)
Тициан. Святой Себастьян (1575 г.)
Слайд 36Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют
музейный комплекс Эрмитажа:
Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф.
Растрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад.
Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I.
Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены:
Запасной дом Зимнего дворца (1877 — 1878)
Эрмитажный гараж (1911, архитектор Н. И. Крамской)
Слайд 37До 1863 г. Эрмитаж находился под личным управлением императора, главы
отделений: Флориан Антонович Жиль и Фёдор Антонович Бруни.
Далее Эрмитажем
руководили:
с 1863 по 1878 — Степан Александрович Гедеонов
с 1879 по 1888 — Александр Алексеевич Васильчиков
с 1888 по 1899 — Сергей Никитович Трубецкой
с 1899 по 1909 — Иван Александрович Всеволожский
с 1909 по 1918 — Дмитрий Иванович Толстой
с 1918 по 1927 — Сергей Николаевич Тройницкий
с 1928 по 1929 — Павел Иванович Кларк
1930 — Леонид Леонидович Оболенский
с 1931 по 1934 — Борис Васильевич Легран
с 1934 по 1951 — Иосиф Абгарович Орбели
с 1951 по 1964 — Михаил Илларионович Артамонов
с 1964 по 1990 — Борис Борисович Пиотровский
с 1990 по наст. время — Михаил Борисович Пиотровский
Слайд 38У Государственного Эрмитажа на настоящее время три филиала: в Казани,
Амстердаме и в Выборге.
Центр Эрмитаж-Казань
Филиал Эрмитажа в Амстердаме
Филиал Эрмитажа в
Выборге
Слайд 39На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений
искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и
до нашего столетия.
Для того чтобы познакомиться с экспозициями всех залов музея, потребуется проделать путь в 22 км. Даже если задерживаться у каждого хранящегося здесь экспоната хотя бы на минуту и проводить в музее ежедневно по 8 часов - на осмотр коллекции придется затратить почти 15 лет.
Слайд 40При подготовке презентации использовался материал с сайтов:
http://fealot.ru/cgi-bin/index.py?page=28&number=3
http://www.rospisatel.ru/dubova5.htm
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st012.shtml
http://blogs.privet.ru/community/vremja_poznanii/111296730
http://architectoram.com/photo-id-11199.html
Список использованной литературы:
Валова-Шамшурина, Е.
Прогулки со Сфинксом. Эрмитаж. [Текст]/ Е. Валова-Шамшурина.-СПб.: Лимбус
Пресс, 1996.-136 с.: ил.
Воронихина, Л.Н.
Государственный эрмитаж . [Текст]/ Л.Н. Воронихина.-СПб.: «Искусство», 1983.-456 с.:ил.
100 великих музеев мира [Текст] / под ред. Н.А. Иониной.- М.: Вече, 1999.- 512 с.
Слайд 41Автор презентации – Шумакова О.В.
Компьютерное оформление – Шумакова О.В.
- Сафонова Б.А.
Центральная городская библиотека
им. Э.Э. Баллиона
Читальный зал
Наш адрес: 353900
г. Новороссийск,
Ул. Советов, 44
т. 64-20-83
www.ballion.ru