Слайд 2 Олигофренопедагогика (от греч. олигос - малый и
френ - ум ) — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания
и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Слайд 3Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и
подростков с нарушениями интеллекта.
Слайд 4Олигофренопедагогика является педагогической наукой. Предметом олигофренопедагогики является теория и практика
обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников
с нарушениями интеллекта.
Слайд 5Задачи олигофренопедагогики
- раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого
ребёнка;
- изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
- разработка содержания методов,
приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
Слайд 6Понятие «Умственная отсталость».
Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
К
лицам с нарушением интеллекта относятся лица со стойким необратимым нарушением
преимущественно познавательной сферой возникающей вследствие органического поражения коры головного мозга имеющего диффузионный характер.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, которые отражаются в регуляции поведения и деятельности.
Все это проявляется в нарушении познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, речи, внимания). Страдает эмоционально- волевая сфера, моторика и личность в целом.
Слайд 7Причины нарушения интеллекта
Причины эндогенного происхождения
Хромосомные. Хромосомные нарушения составляют
около 1-1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5-8
% детей, страдающих психическими заболеваниями. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна, который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции
Генные Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребенка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребенок значительно отстает в развитии.
Слайд 8Причины экзогенного происхождения
Пренатальные (дородовые)
Родовые (во время родов)
Постнатальные (послеродовые)
К нарушениям чаще
приводят инфекции (краснуха), интоксикации (прием алкоголя), травмы. В данной группе
нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врожденными или приобретенными. Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.
Слайд 9
Классификация умственной отсталости.
3 степени нарушения интеллекта.
1 степень- олигофрения
в стадии дибильности
2 степень- олигофрения в стадии имбицильности
3 степень- олигофрения
в стадии идиотии
По международной классификации болезни выделяют:
Легкая- F 70 (iQ 50-60)
Умеренная- F 71 (iQ 35-49)
Тяжелая- F 72 (iQ 20-34)
Глубокая- F 73 (iQ ниже 20 )
Другая умственная отсталость- F 78 (осложненная слепотой, глухотой и т.д.)
Неуточнённая-F 79
Слайд 10Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII вида.
Специальная коррекционная школа VIII вида обеспечивает обучение детей с нарушением
интеллекта. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессиональной ориентации.
В школу VIII вида ребенок может быть принят с 7-8 лет по рекомендации ПМПК.
Количество учащихся в классе с легкой степенью до 12 человек. В классах-группах с имбицильностью 5-6 человек.
Сроки обучения 9 лет, но сейчас разрабатывается 12 летнее обучение. В 10-12 классах идет профессиональная подготовка.
После окончания 9 класса школы VIII вида детей направляют для обучения в специальные группы в профессиональные технические училища, где дети получают дальнейшие знания по той или иной профессии. После окончания ПТУ они создают семьи, социализируются в обществе.
Дети со стадией имбицильности после окончания школы находятся под опекой органов социального обеспечения или родственников на дому. Занимаются надомным трудом и получают пенсию по инвалидности.