Разделы презентаций


Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности

Содержание

Онтогенез речи – весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности

Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности

Слайд 2Онтогенез речи –
весь период формирования речи человека, от первых

его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной

язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Онтогенез речи – весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния,

Слайд 3Этапы формирования речи: доречевой (до 1г.) речевой (после 1г.)
Доречевой период:
1 подпериод 3

мес. – 6 мес.
2 подпериод 6 мес. –

12 мес.
2,5 – 3 «комплекс оживления», начинает активно реагировать на мир (в виде улыбки, реакции глазами, мимикой), начинается его голосовая активность.

Этапы формирования речи: доречевой	(до 1г.)		речевой (после 1г.)Доречевой период: 1 подпериод 3 мес. – 6 мес. 2 подпериод

Слайд 43 мес. – 6 мес. Гуление
Гуление. Нельзя понять, на каком языка

ребенок «говорит». Важно наблюдать, как ребенок эмоционально включается. Если есть

орг. поражение ЦНС. Гуление может не возникать вовремя. К 6 мес. гуление должно заканчиваться и начинаться лепет, а ребенок все еще молчит или не смотрит вам в глазки, взгляд у него абсолютно рассеянный. Если нет активного голоса, либо голос вялый, хриплый, уставший, это может свидетельствовать о сбоях в работе ЦНС.
Гипоксия – внутриутробное кислородное голодание
Асфиксия – голодание в родах
!!! Лучше не ждать, что что-то произойдет само.

3 мес. – 6 мес. ГулениеГуление. Нельзя понять, на каком языка ребенок «говорит». Важно наблюдать, как ребенок

Слайд 56 мес. – 1 г. Лепет.
Начинают формироваться лепетные цепочки (на том

языке, на котором разговаривают близкие.) Набор слогов, сначала однородные (ма-ма-ма-ма-ма),

после неоднородные (ва-ва-да-ва-да) К 12 мес. они укорачиваются и из этой длинной цепочки получается слово
!!! Если лепета нет – повод обратиться к специалисту. Важно проверить слух ребенка (к сурдологу)
В этот период ребенок ориентируется не на содержание, а на интонацию, пытается распознать, как взрослый к нему относится.
Это период активного развития фонетического слуха. Импрессивная речь.
6 мес. – 1 г. Лепет.Начинают формироваться лепетные цепочки (на том языке, на котором разговаривают близкие.) Набор

Слайд 61 г. – 1,6 г.
Лепетная цепочка должна превратиться в двусложное

слово с ударением на первый слог
Примеры:
1г – 1,6 г

идет скачок в речевом развитии ребенка: словарный запас составляет 8-12 слов.
Понимает простые инструкции Где мама?
Навыки глотания, активно грызет – тренировка артикуляционного аппарата ребенка (губ, языка, щек, челюсти и т.д.)
Хорошие навыки жевания и глотания - впоследствии хорошая речь.

1 г. – 1,6 г.Лепетная цепочка должна превратиться в двусложное слово с ударением на первый слогПримеры: 1г

Слайд 71,6 г. – 2 г.
Запас слов от 12 увеличивается

до 150. Ребенок хорошо формулирует простую фразу. И в этой

фразе начинает возникать вопросительная информация: Где мама? Это говорит о том, что его развитие идет правильно. Он не просто выдает слово, но и общается. С точки зрения звукопроизношения добавляется много согласных звуков в, ф, г, к, х.
Примерно к 1,8г. – 1,10г. заканчивается формирование фонематической стороны речи. Импрессивная речь.
1,6 г. – 2 г. Запас слов от 12 увеличивается до 150. Ребенок хорошо формулирует простую фразу.

Слайд 82г. – 3г.
Если до 1,6 – 2 лет развитие речи

у ребенка шло хорошо, а потом ребенок резко замолчал. И

только спустя 6-9 мес. какие-то зачатки начали возвращаться, не надо ждать, что пройдет само.
Заблуждение, что речь началась, ребенок просто испугался собаки. Просто так или просто от испуга она не пропадает. Значит, что-то происходит в ЦНС, в развитии ВПФ, необзодимо приложить все усилия для повторного запуска речи.
Происходит колоссальный скачок. Словарный запас увеличивается от 200 до 1000 слов.
2г. – 3г.Если до 1,6 – 2 лет развитие речи у ребенка шло хорошо, а потом ребенок

Слайд 9Формирование фонетики
Звуки раннего онтогенеза: гласные а, о, у, и; согласные

м, п(б), м’(д’), н’, к, г, х
Звуки среднего онтогенеза: гласный

ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’
Звуки позднего онтогенеза: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, р’.
Формирование фонетикиЗвуки раннего онтогенеза: гласные а, о, у, и; согласные м, п(б), м’(д’), н’, к, г, хЗвуки

Слайд 10ПРИЗНАКИ РИСКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
После 1,6г. – отсутствие или очень малый пассивный

словарь
Отсутствие
специфического детского словаря:
Язык нянь
- лепетоподобные слова баба, деда, бай-бай,

бо-бо
- звукоподражательные мяу, ням-ням, тик-так
Протослова фа-горячо
Застывшие фразы биби – баба Ира

ПРИЗНАКИ РИСКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯПосле 1,6г. – отсутствие или очень малый пассивный словарьОтсутствие специфического детского словаря:Язык нянь- лепетоподобные

Слайд 11Отсутствие лексико-семантических сверхгенераций
распространение сферы использования слова: дяка (ягода) – яблоко,

персик, слива;
требование сделать что-нибудь: дай бай-бай мама, т.е. хочу

спать с мамой

Отсутствие лексико-семантических сверхгенераций  распространение сферы использования слова: дяка (ягода) – яблоко, персик, слива; требование сделать что-нибудь:

Слайд 12Отсутствие коммуникативных жестов
Пока-пока
Привет
Воздушный поцелуй и др.

Отсутствие коммуникативных жестовПока-покаПриветВоздушный поцелуй и др.

Слайд 13После 2 лет
Если очень мал или ограничен запас того, что

мы перечислили в период от 1,6.

Появляется фраза. Отсутствие двусловных высказываний

Мама, гулять. Книжка читать.
После 2 летЕсли очень мал или ограничен запас того, что мы перечислили в период от 1,6.Появляется фраза.

Слайд 14После 2,6 лет
Большой разрыв между активным и пассивным словарем (ребенок

понимает, а сказать не может)
Использование языка нянь (в норме появляются

граматизированные предложения, он перестает пользоваться звукоподражением)
Предложения телеграфного стиля Мама бай. Папа ням-ням. (т.е. без грамматического оформления, слова стоят в начальной форме)

Слоговая элизия – сокращение слогов в слове носки – ки, молоко – моко (гласный – слогообразующий элемент!, важно, чтобы оставался ударный слог) верблюд
После 2,6 летБольшой разрыв между активным и пассивным словарем (ребенок понимает, а сказать не может)Использование языка нянь

Слайд 15После 2,6 лет
Замена гласных
гулять – гиять
хомячок –

саматяк
гусь – гось
деда – дида
Гласные звуки – звуки

раннего онтогенеза!
После 2,6 лет Замена гласных гулять – гиять хомячок – саматяк гусь – гось деда – дидаГласные

Слайд 16После 3 лет
Отсутствие предлогов
Гуляю мама (гуляю с мамой)
А масине

(на машине)

После 3 лет Отсутствие предлогов	Гуляю мама (гуляю с мамой)	А масине (на машине)

Слайд 17После 3 лет
Отсутствие формообразовательных инноваций
Устранение чередования согласных:
посидю, находу

(нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), ухи (уши)
Устранение беглых

гласных:
Перецы, у львёнока, огуреца, рота, на ковёре, терёшь на тёрке
Так ребенок осваивает языковой механизм. Это норма.
После 3 летОтсутствие формообразовательных инноваций Устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), ухи (уши)

Слайд 18После 3 лет
Длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных

Кататься на лыжах и коньки.
Нарисовал хвост у петуха и

слон.
Грамматическая форма у ребенка не приобрела своего обобщения, не произошла систематизация этих языковых форм, правильно использует ребенок эту форму случайно. В норме ребенок уже усваивает грамматику родного языка.
После 3 летДлительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных Кататься на лыжах и коньки. Нарисовал хвост

Слайд 19Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием
Воспроизведение

слова только через гласные
Ауа – бабуля
Уа – кукла
Иа – киса


Последовательная замена всех звонких согласных глухими (и наоборот), а также всех мягких твердыми (и наоборот)
Папушка – бабушка
Дёдя – тётя
Лала – ляля
Сябякя – собака

Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с  нормальным речевым развитием Воспроизведение слова только через гласные	Ауа –

Слайд 20Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием
Сравните:
Иду

мамой
Иду с мама
Второй вариант – патологическая ошибка.
Дисгармония развития различных

компонентов языка: достаточно хорошо формируется лексика (активно накапливает слова), но запаздывает (отстает от нормы) формирование грамматической системы языка, т.е. он не может использовать эти слова в грамматически оформленном предложении, т.е. он будет употреблять предложения телеграфного стиля.
Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с  нормальным речевым развитием Сравните:	Иду мамой	Иду с мамаВторой вариант –

Слайд 21Спасибо за внимание!!!

Желаю успехов и дальнейшего развития!

Спасибо за внимание!!!Желаю успехов и дальнейшего развития!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика