Разделы презентаций


Онтология

Содержание

«Онтос» (в переводе с греч.) – бытие, сущность«Логос» (в переводе с греч.) – речь, мысль, смысл

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Онтология

Онтология

Слайд 2«Онтос» (в переводе с греч.) – бытие, сущность
«Логос» (в переводе

с греч.) – речь, мысль, смысл

«Онтос» (в переводе с греч.) – бытие, сущность«Логос» (в переводе с греч.) – речь, мысль, смысл

Слайд 3 1. Различение онтологического и онтического
Онтологическое – философское понятие, описывающее

структурные элементы бытия, его истоки;


Онтическое – философское понятие, при

помощи которого описываются сущностные характеристики человека, мира, природы и т.д.
1. Различение онтологического и онтическогоОнтологическое – философское понятие, описывающее структурные элементы бытия, его истоки; Онтическое –

Слайд 4 Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Слайд 5 2. Разделение бытия и мышления
Основной вопрос философии:
что первично -

бытие, или сознание?
Материализм: бытие определяет сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Идеализм:

сознание определяет бытие (Платон,Пифагор)
2. Разделение бытия и мышленияОсновной вопрос философии:что первично - бытие, или сознание?Материализм: бытие определяет сознание (К.

Слайд 6 Подходы к проблеме бытия в западной и восточной философии
Восточная

философия:
1) мифологичность сознания;
подход к проблеме бытия с позиции фатализма:

развитие бытия мира, природы и человека заранее предопределено;
Западная философия:
1) рациональность сознания;
2) исследование бытия с позиции волюнтаризма: характер бытия мира, природы и особенно человека заранее не предопределен и может изменяться.
Подходы к проблеме бытия в западной и восточной философииВосточная философия: 1) мифологичность сознания;подход к проблеме бытия

Слайд 7Основной вопрос онтологии


Вопрос о соотношении бытия и не-бытия

Основной вопрос онтологииВопрос о соотношении бытия и не-бытия

Слайд 8Предметная область философии и онтологии
Основное понятие философии – бытие

Основное понятие

онтологии – сущее (совокупность признаков вещи, какая выражает ее целостность)

Предметная область философии и онтологииОсновное понятие философии – бытиеОсновное понятие онтологии – сущее (совокупность признаков вещи, какая

Слайд 9 Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала,

сущностные формы и свойства.  Термин «онтология» впервые был употреблён Рудольфом Гоклениусом

в книге «Философский лексикон» (1613г.) и закреплён в философии Христианом Вольфом.

Христиан Вольф
(1679-1754)

Рудольф Гоклениус
(1547-1628)

Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы и свойства. 

Слайд 10Объект изучения онтологии: бытие и небытие Бытие – универсальная философская категория,

обозначающая различные аспекты существования человека и природы, развития общества и

государства.

Автор понятия: Парменид.
Парменид выделил такие характеристики бытия как:
целостность;
-истинность;
-благость;
- красота.
Парменид отрицал существование не-бытия: «бытие есть, не-бытия нет».

Объект изучения онтологии: бытие и небытие	  Бытие – универсальная философская категория, обозначающая различные аспекты существования человека

Слайд 11 Основные свойства бытия:

1) бытие находится в постоянном развитии;
2)

развитие бытия происходит во времени;
3) развитие бытия диалектично по своей

природе.
Основные свойства бытия:1) бытие находится в постоянном развитии;2) развитие бытия происходит во времени;3) развитие бытия

Слайд 12Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития.
О

проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит, считавший изменчивость и

противоречивость главными особенностями развития окружающего мира;
Развитие – это высшая форма движения.
Два типа развития:
1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления;

2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.

Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития. 	О проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит,

Слайд 13Два подхода к философскому пониманию бытия:
1. идеалистический или субстратный;
2.

материалистический или субстанциональный.
Субстрат –материальная основа предметов и явлений.
Субстанция – идеальная

первооснова всего сущего.

Пример – проблема первоначала у древнегреческих философов:

Два подхода к философскому пониманию бытия: 	1. идеалистический или субстратный;	2. материалистический или субстанциональный.Субстрат –материальная основа предметов и

Слайд 14Онтологическая проблематика в античной философии идеалистов
1. Платон определял бытие как

мир идей. Он разделял бытие на «мир идей» и «действительность»,

а также ввел понятие «иное» (дополняет бытие, но не противоположно ему).
Главная идея – идея блага.
2. Пифагор – связывал бытие с идеей числа: «бытие – это мир чисел»; числа, по мнению Пифагора, обладали мистическими свойствами.
Онтологическая проблематика в античной философии идеалистов	1. Платон определял бытие как мир идей. Он разделял бытие на «мир

Слайд 15Онтологическая проблематика в античной философии материалистов
1. Аристотель: бытие как то,

что имеет непосредственное отношение к физическому миру. Выделял четыре источника

бытия: форму, материю, цель и творца.
Выделял в бытии возможность и действительность

2. Гераклит ввел понятие не-бытие, обозначающее не только окончание физического существования объекта, но и переход его в другое качество развития.

3. Левкипп и Демокрит – основатели материализма -считали, что бытие и не-бытие дополняют друг друга: атомы - бытие, пустота между ними есть не-бытие

Онтологическая проблематика в античной философии материалистов1. Аристотель: бытие как то, что имеет непосредственное отношение к физическому миру.

Слайд 16 И материалисты, и идеалисты

в рамках античной онтологии


не разделяли
бытие и мышление


И материалисты, и идеалисты      в рамках античной онтологии			не разделяли

Слайд 17 Отличительные черты средневековой онтологии:
1) бытие мира

= бытие Бога;
2) онтологический догматизм: только бытие Бога является основой

бытия мира и человека;
3) идеалистическое восприятие бытия человека: вера в Ад и Рай, существование жизни после смерти.
4) создание системы доказательств бытия Бога.
Отличительные черты средневековой	 онтологии:1) бытие мира = бытие Бога;2) онтологический догматизм: только бытие

Слайд 18 Аврелий Августин (354-430)гг., создатель патристики, создатель одного доказательства бытия

Бога

Аврелий Августин (354-430)гг., создатель патристики, создатель одного доказательства бытия Бога

Слайд 19Фома Аквинский (1225-1274 гг.), создатель схоластики, автор 5-ти доказательств бытия

Бога

Фома Аквинский (1225-1274 гг.), создатель схоластики, автор 5-ти доказательств бытия Бога

Слайд 20 Историческая эволюция онтологии
Онтология Возрождения:
1) светский характер восприятия бытия:

бытие мира и человека отделялось от бытия Бога;
2) бытие осмысливается

как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму.
Онтология Нового времени:
1) проблема бытия была связана с проблемой познания мира человеком; отделение бытия от мышления;
Онтология эпохи Просвещения:
1) познание бытия возможно только с помощью точных наук;
2) путь к познанию бытия лежит через просвещение разума.
Историческая эволюция онтологииОнтология Возрождения: 1) светский характер восприятия бытия: бытие мира и человека отделялось от бытия

Слайд 21 Иммануил Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ-идеалист

Иммануил Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ-идеалист

Слайд 22 Онтология Канта
1) онтология Канта носила нравственный

характер: вещи в себе (Богу,душа,свобода) обеспечивают нравственный характер мироустройства;
2)

подход Канта к онтологии персонифицирован: прежде всего он исследует бытие человека как нравственного существа;

Онтология Канта1) онтология Канта носила нравственный характер: вещи в себе (Богу,душа,свобода) обеспечивают нравственный

Слайд 23 Георг Гегель (1770-1831гг.) – немецкий философ-идеалист

Георг Гегель (1770-1831гг.) – немецкий философ-идеалист

Слайд 24 Онтология Гегеля

1) его онтология носила диалектический

характер;
противопоставлял «бытие» и «ничто»;
2) считал, что бытие находится в

постоянном развитии, и это развитие полно противоречий;
3) осмыслить эти противоречия помогает логика («Наука логики»);
4) выделял природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие).
Онтология Гегеля1) его онтология носила диалектический характер;противопоставлял «бытие» и «ничто»; 2) считал, что

Слайд 25Основные формы бытия:

Основные формы бытия:

Слайд 26 Информационное бытие:
1) отражение, воспроизведение прошлого и настоящего бытия, например,

естественнонаучное знание, телевизионные репортажи;
2) модели, образы будущего, обычно желаемого,

бытия, например, технические, экономические и другие проекты;
3) характер его развития глобален, но неравномерен.
Информационное бытие:1) отражение, воспроизведение прошлого и настоящего бытия, например, естественнонаучное знание, телевизионные репортажи; 2) модели, образы

Слайд 27Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития.
О

проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит:
1. считал изменчивость

и противоречивость главными особенностями развития окружающего мира;
2. сформулировал понятие Не-бытие – не только прекращение физического существования объекта или явления, но и переход его в качественно или количественно другое состояние.

Развитие – это высшая форма движения.
Два типа развития:
1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления;
2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.

Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития. 	О проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит:

Слайд 28 Движение – в философии понимается способ существования сущего; в физике

движение – это изменение положения тела в пространстве.
Проблема движения в

истории философии:
1. В античной философии:
Гераклит - всё находится в состоянии движения, а покой является видимостью.
Парменид – движение вечно.
Зенон Элейский – оспаривал реальность движения.
Аристотель – впервые попытался создать классификацию движения (6 видов): возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение.
2. В средневековой философии
Д. было связано с определением его источника, которым был Бог; теологи выделяли такие виды движения: возникновение и уничтожение субстанции, увеличение и уменьшение количества, изменение качества и изменение места; время понималось как мера движения.
Возникла теория импетуса – натурфилософская концепция, согласно которой причиной движения тел является сила, которая вложена в них внешним источником.
Движение – в философии понимается способ существования сущего; в физике движение – это изменение положения тела в

Слайд 29Проблема движения в истории философии (Продолжение): 3. В философии нового и

новейшего времени:
1. Рене Декарт: движение и покой – это две

стороны движущегося тела, поэтому покой можно считать понятием относительным; важной характеристикой движения, по Декарту, было стремление тела двигаться в определённом направлении, которое отличается от самого движения.
2. Георг Гегель: материя и движение представляют собой единое целое и определял движение как «исчезновение и новое самопорождение пространства и времени».
3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр и Ф. Ницще): движение –проявление воли, без которого невозможны ни жизнь человека, ни развитие истории.
4. Развитие теории относительности А. Эйнштейна: относительность движения, идея инвариантности физических законов во всех системах отсчёта и эквивалентность материи и энергии.
Проблема движения в истории философии (Продолжение): 3. В философии нового и новейшего времени:1. Рене Декарт: движение и

Слайд 30Выделяют следующие формы движения:
- механическое,
- физическое,
- биологическое,
-

химическое,
- социальное.

Свойства движения:
1) движение возникает из самой материи;
2)

его характер постоянен;
3) оно всеобъемлюще.

Выделяют следующие формы движения:  	- механическое, 	- физическое, 	- биологическое,	- химическое, 	- социальное. Свойства движения:	1) движение

Слайд 31Виды движения:
1. количественное – связано с переносом материи и энергии

в пространстве;
2. качественное – изменение внутренней структуры материи;
3. динамическое –

изменение формы объекта, связанное с раскрытием его новых качеств;
4. популяционное – кардинальное изменение структуры объекта;
5. эволюционное – постепенное, поступательно движение;
6. эмерджентное (взрывообразное) – движение, которое обеспечивает резкий скачок в развитии объекта.

Виды движения:	1. количественное – связано с переносом материи и энергии в пространстве;	2. качественное – изменение внутренней структуры

Слайд 32Выводы:
1. понятие бытия является системообразующим для философии;
2. всего существует шесть

форм бытия;
3. все эти формы находятся в состоянии развития;
4. выделяют

две формы развития – прогресс и регресс;
5. главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер.
Выводы:1. понятие бытия является системообразующим для философии;2. всего существует шесть форм бытия;3. все эти формы находятся в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика