Разделы презентаций


ОНТОЛОГИЯ ПРАВА

Содержание

План1. Антропологические основы права.2. Сущее и должное в морали и праве.3. Права человека в философском измерении.4. Человек как правовое существо. Механизмы формирования правовой личности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ


Лектор: кандидат юридических наук, доцент Н.И. Уздимаева

ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯЛектор: кандидат юридических наук, доцент Н.И. Уздимаева

Слайд 2План
1. Антропологические основы права.
2. Сущее и должное в морали и праве.
3. Права человека

в философском измерении.
4. Человек как правовое существо. Механизмы формирования правовой личности.

План1.	Антропологические основы права.2.	Сущее и должное в морали и праве.3.	Права человека в философском измерении.4.	Человек как правовое существо. Механизмы

Слайд 3Вопрос 1. Антропологические основы права
Философская антропология - раздел философии, изучающий

человека как особого рода сущее, проблемы человеческой природы и человеческого

бытия, формы и способы человеческого существования.
Право - явление, без которого человек не может существовать.
В то же время само право создается человеком.
Вопрос 1. Антропологические основы права Философская антропология - раздел философии, изучающий человека как особого рода сущее, проблемы

Слайд 4Правовая антропология – это раздел философии, изучающий человека как особого

рода сущее, проблемы человеческой природы и человеческого бытия, формы и

способы человеческого существования.
Правовая антропология – это раздел философии, изучающий человека как особого рода сущее, проблемы человеческой природы и человеческого

Слайд 5Идея права в правовой антропологии – это моральная идея, выражающая

сущность человека.
Центральная проблема правовой антропологии – выявление антропологических предпосылок правовой

теории через перенос «образа права» на «образ человека».
Идея права в правовой антропологии – это моральная идея, выражающая сущность человека.Центральная проблема правовой антропологии – выявление

Слайд 6Основоположники правовой антропологии:
Т. Гоббс;
Ж.-Ж. Руссо;
И. Кант.

Основоположники правовой антропологии:Т. Гоббс;Ж.-Ж. Руссо;И. Кант.

Слайд 7Антропологическая теория Т. Гоббса
Человек - абстрактный индивид, который руководствуется только

своими интересами и использует других как средство достижения собственных целей;
Правопорядок

необходим ему только из-за страха перед насилием со стороны других индивидов;
Государство объединяет индивидов в единое целое и обеспечивает их безопасность;
Образ права: право – только государственные предписания.
Антропологическая теория Т. ГоббсаЧеловек - абстрактный индивид, который руководствуется только своими интересами и использует других как средство

Слайд 8Антропологическая теория Ж.-Ж. Руссо
Индивид осознает, что государство становится мощной силой

и разобщенные между собой индивиды способствуют чрезвычайной концентрации власти в

его руках;
Индивид осознает опасность со стороны деспотической государственности;
Высшей волей провозглашается воля народа, которая ставится даже выше законности;
Образ права: право оправдывает любой народный произвол.
Антропологическая теория Ж.-Ж. РуссоИндивид осознает, что государство становится мощной силой и разобщенные между собой индивиды способствуют чрезвычайной

Слайд 9Антропологическая теория И. Канта
Человек – существо, не нуждающееся во внешней

опеке; он – моральное существо, способное действовать автономно;
Индивид способен противостоять

чужой воле даже, если она возведена в закон;
Право – безусловная ценность, категорический императив;
Решение жить по праву каждый индивид принимает сам;
Образ права соответствует образу человека.
Антропологическая теория И. КантаЧеловек – существо, не нуждающееся во внешней опеке; он – моральное существо, способное действовать

Слайд 10Образ человека в современной антропологии
Человеку присущи:
разумность;
моральность;
язык;
символичность;
предметная деятельность;
воля к власти, игре,

творчеству;
религиозность и пр.

Образ человека в современной антропологииЧеловеку присущи:разумность;моральность;язык;символичность;предметная деятельность;воля к власти, игре, творчеству;религиозность и пр.

Слайд 11Главное качество современного правового человека – открытость. В образе человека находит

свое оправдание образ права. Образ человека зависит от его выбора.

Главное качество современного правового человека – открытость. В образе человека находит свое оправдание образ права. Образ человека

Слайд 12Ото всех других существ человек отличается способом действия: долженствование. Человек знает,

что и как должно быть.

Ото всех других существ человек отличается способом действия: долженствование.   Человек знает, что и как должно

Слайд 13Вопрос 2. Сущее и должное в морали и праве
Современная правовая

антропология рассматривает мораль и право как феномены, содержание которых зависит

от ценностных предпочтений человека, то есть через них образ человека осуществляет правовую легитимацию образа права.
Вопрос 2. Сущее и должное в морали и праве Современная правовая антропология рассматривает мораль и право как

Слайд 14Сущее – наличное бытие. Должное – то, что должно быть. Сущее

и должное всегда существуют как рассогласованное единство.

Сущее – наличное бытие.  Должное – то, что должно быть.  Сущее и должное всегда существуют

Слайд 15Деонтология – наука о должном и долженствовании.
Основной вопрос деонтологии: выяснить

причины возникновения и механизмы формирования нормы как должного.

Деонтология – наука о должном и долженствовании.Основной вопрос деонтологии: выяснить причины возникновения и механизмы формирования нормы как

Слайд 16Как соотносятся мораль и право?
Все классики философско-правовой мысли рассматривали право

как низшую ступень морали (Аристотель, Бэкон, Монтескье, Кант, Куницын, Гегель,

Остин).
Современные философы права рассматривают справедливость не как моральную, а как правовую категорию.
Как соотносятся мораль и право?Все классики философско-правовой мысли рассматривали право как низшую ступень морали (Аристотель, Бэкон, Монтескье,

Слайд 17Общее морали и права заключается в их нормативности, способности выполнять

регулятивную функцию. Моральные и правовые нормы возникают как отражение практических реальных

отношений в обществе, а затем объективируются в деятельности людей.
Общее морали и права заключается в их нормативности, способности выполнять регулятивную функцию. Моральные и правовые нормы возникают

Слайд 18Различия права и морали. Право и мораль различаются по происхождению (право

возникает вместе в государством, а мораль - вместе с человеческим

сообществом).
Различия права и морали. Право и мораль различаются по происхождению (право возникает вместе в государством, а мораль

Слайд 19Различия права и морали. Право и мораль различаются по форме выражения

(право закрепляется в определенных документах, а мораль - в общественной памяти).

Различия права и морали. Право и мораль различаются по форме выражения (право закрепляется в определенных документах, а

Слайд 20Различия права и морали. Право и мораль различаются по способу обеспечения

(право обеспечивается силой государства, а мораль- силой общественного мнения).

Различия права и морали. Право и мораль различаются по способу обеспечения (право обеспечивается силой государства, а мораль-

Слайд 21Различия права и морали. Право и мораль различаются по структурной организации

(право систематизировано, а мораль бессистемна).

Различия права и морали. Право и мораль различаются по структурной организации (право систематизировано, а мораль бессистемна).

Слайд 22Различия права и морали. Право и мораль различаются по уровню требований

(право имеет менее высокий уровень требовательности, чем мораль).

Различия права и морали. Право и мораль различаются по уровню требований (право имеет менее высокий уровень требовательности,

Слайд 23Различия права и морали. Право и мораль различаются по степени конкретности

(право предусматривает заведомую реакцию на определенное действие, имеет регламентированные процедуры,

а мораль дает лишь общую установку).
Различия права и морали. Право и мораль различаются по степени конкретности (право предусматривает заведомую реакцию на определенное

Слайд 24В морали и праве по-разному проявляется взаимосвязь сущего и должного.

В морали и праве по-разному проявляется взаимосвязь сущего и должного.

Слайд 25 Должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности (благо, счастье,

мир, любовь). Должное в праве связано преимущественно с институциональными ценностями

(безопасность государства как института, равенство этноса как института и т.д.).
Должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности (благо, счастье, мир, любовь). Должное в праве связано

Слайд 26Должное в морали предполагает спонтанное следование ему как нравственному идеалу,

оно нацелено на добровольность своей реализации в поступках. Должное в

праве реализуется в сущее под внешним принуждением, выступает как диктат.
Должное в морали предполагает спонтанное следование ему как нравственному идеалу, оно нацелено на добровольность своей реализации в

Слайд 27Должное в морали апеллирует к величию, великодушию, доброте и другим

добродетелям человека, ориентирует на то, что и как нужно делать,

чтобы достичь блага, добра, справедливости, равенства. Должное в праве обращено к несовершенству человека и ориентирует на то, чего не нужно делать, чтобы не нарушить справедливость, равенство, свободу и т.д.
Должное в морали апеллирует к величию, великодушию, доброте и другим добродетелям человека, ориентирует на то, что и

Слайд 28Должное в морали неоднозначно, дает возможность выбора (налево пойдешь- честь

потеряешь, направо пойдешь- славу обретешь). Тем самым оно не только

отрицает, а предполагает свободу выбора субъекта. Должное в праве всегда однозначно и однонацелено: «поступай только так, а не иначе, а то...».
Должное в морали неоднозначно, дает возможность выбора (налево пойдешь- честь потеряешь, направо пойдешь- славу обретешь). Тем самым

Слайд 29Должное в морали исходит из повседневной реальности, непосредственных и ближайших

интересов людей, отдельного человека. Должное в праве исходит из системной

социальной организации мира и во главу угла ставит интересы социальных институтов, прежде всего государства.
Должное в морали исходит из повседневной реальности, непосредственных и ближайших интересов людей, отдельного человека. Должное в праве

Слайд 30Должное в морали всеобще и внеситуационно. Быть чуть-чуть честным или

благородным нельзя, как нельзя в одной ситуации быть честным, а

в другой - подлецом, но сохранять звание честного человека. Должное в праве конкретно и ситуационно, оно предполагает определенную градацию законности и ее зависимость от ситуации.
Должное в морали всеобще и внеситуационно. Быть чуть-чуть честным или благородным нельзя, как нельзя в одной ситуации

Слайд 31Должное в морали вероятностно, без ясного исхода, предполагает не только

успех, но и неуспех и допускает даже гибель героя во

имя нравственного идеала. Должное в праве четко фиксирует исход конкретного действия, фиксирует конкретные случаи и дает однозначную ориентацию на результат.
Должное в морали вероятностно, без ясного исхода, предполагает не только успех, но и неуспех и допускает даже

Слайд 32Вопрос 3. Права человека в философском измерении
Человек –
есть мера

всех вещей (Протагор)

Вопрос 3. Права человека в философском измеренииЧеловек – есть мера всех вещей (Протагор)

Слайд 33Человек является смысловым центром бытия, творцом истины, блага и красоты.
Мир

полностью, без остатка, может быть познан человеческим разумом (Декарт).
Быть разумным,

значит, быть свободным (Гегель).
Человек – есть свобода (Сартр).
Человек является смысловым центром бытия, творцом истины, блага и красоты.Мир полностью, без остатка, может быть познан человеческим

Слайд 34Права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности его

развития, которые определяют меру человеческой свободы
Права человека - сложное,

многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие.
Права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности его развития, которые определяют меру человеческой свободы Права

Слайд 35Права человека - неотъемлемые свойства личности, вытекающие из самой природы

человека и социальных условий его существования.

Права человека - неотъемлемые свойства личности, вытекающие из самой природы человека и социальных условий его существования.

Слайд 36Права человека - это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми

нормами и нравственными требованиями.

Права человека - это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями.

Слайд 37Права человека служат пределом осуществления государственной власти.

Права человека служат пределом осуществления государственной власти.

Слайд 38Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой в обществе

свободой.

Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой в обществе свободой.

Слайд 39Каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и

не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем

вся система прав человека имеет величайший социальный смысл.
Каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но

Слайд 40Права человека - это способы защиты человечества от многочисленных угроз

его существованию.

Права человека - это способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию.

Слайд 41По своему социальному назначению права человека есть средства защиты, с

помощью которых человечество стремится отразить угрозу ядерной катастрофы, опасности экологического

кризиса, рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие угрожающие всему миру опасные явления.
По своему социальному назначению права человека есть средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу ядерной

Слайд 42Права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей,

народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными

и духовными благами.
Права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными,

Слайд 43Наличие прав ставит человека в особое, защищенное положение в мире.

Быть человеком - это уже привилегия.

Наличие прав ставит человека в особое, защищенное положение в мире.   Быть человеком - это уже

Слайд 44САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА: ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА: ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Слайд 45Вопрос 4. Человек как правовое существо Ж. Карбонье вводит термин «homo

juridicus» (человек юридический) (человек, способный создавать и воспринимать юридическое).

Вопрос 4. Человек как правовое существо   Ж. Карбонье вводит термин «homo juridicus» (человек юридический) (человек,

Слайд 46Юридический человек - это субъект права в философском смысле, субъект

морального долженствования, гражданин государства. Правовой человек является носителем должного и сущего,

обладает способностью познавать, признавать и реализовывать право.
Юридический человек - это субъект права в философском смысле, субъект морального долженствования, гражданин государства.  Правовой человек

Слайд 47Формирование правового человека - процесс, заключающийся в восприятии правовых качеств

и приобретении правовых знаний, навыков, умений.

Формирование правового человека - процесс, заключающийся в восприятии правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений.

Слайд 48Этапы формирования правового человека: - интернализация(правовое воспитание); - правовая социализация.

Этапы формирования правового человека:  - интернализация(правовое воспитание);  - правовая социализация.

Слайд 49Интернализация - это осуществляемая на основе общественной потребности деятельность по

регулированию и координации поведения членов общества.

Интернализация - это осуществляемая на основе общественной потребности деятельность по регулированию и координации поведения членов общества.

Слайд 50Правовая социализация - процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов

поведения, благодаря которому человек становится полноправным членом общества или социальной

общности, способным действовать по установленным в данном обществе правилам.
Правовая социализация - процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов поведения, благодаря которому человек становится полноправным членом

Слайд 51Направления социализации: Интериоризация – это перевод внешних требований социальной среды во

внутренний мотив действия. Экстериоризация - объективация внутреннего мира человека в

его деятельности, восхождение от личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий к практическим действиям по их реализации
Направления социализации: Интериоризация – это перевод внешних требований социальной среды во внутренний мотив действия.  Экстериоризация -

Слайд 52СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика