Слайд 1ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Лектор: кандидат юридических наук, доцент Н.И. Уздимаева
Слайд 2План
1. Антропологические основы права.
2. Сущее и должное в морали и праве.
3. Права человека
в философском измерении.
4. Человек как правовое существо. Механизмы формирования правовой личности.
Слайд 3Вопрос 1. Антропологические основы права
Философская антропология - раздел философии, изучающий
человека как особого рода сущее, проблемы человеческой природы и человеческого
бытия, формы и способы человеческого существования.
Право - явление, без которого человек не может существовать.
В то же время само право создается человеком.
Слайд 4Правовая антропология – это раздел философии, изучающий человека как особого
рода сущее, проблемы человеческой природы и человеческого бытия, формы и
способы человеческого существования.
Слайд 5Идея права в правовой антропологии – это моральная идея, выражающая
сущность человека.
Центральная проблема правовой антропологии – выявление антропологических предпосылок правовой
теории через перенос «образа права» на «образ человека».
Слайд 6Основоположники правовой антропологии:
Т. Гоббс;
Ж.-Ж. Руссо;
И. Кант.
Слайд 7Антропологическая теория Т. Гоббса
Человек - абстрактный индивид, который руководствуется только
своими интересами и использует других как средство достижения собственных целей;
Правопорядок
необходим ему только из-за страха перед насилием со стороны других индивидов;
Государство объединяет индивидов в единое целое и обеспечивает их безопасность;
Образ права: право – только государственные предписания.
Слайд 8Антропологическая теория Ж.-Ж. Руссо
Индивид осознает, что государство становится мощной силой
и разобщенные между собой индивиды способствуют чрезвычайной концентрации власти в
его руках;
Индивид осознает опасность со стороны деспотической государственности;
Высшей волей провозглашается воля народа, которая ставится даже выше законности;
Образ права: право оправдывает любой народный произвол.
Слайд 9Антропологическая теория И. Канта
Человек – существо, не нуждающееся во внешней
опеке; он – моральное существо, способное действовать автономно;
Индивид способен противостоять
чужой воле даже, если она возведена в закон;
Право – безусловная ценность, категорический императив;
Решение жить по праву каждый индивид принимает сам;
Образ права соответствует образу человека.
Слайд 10Образ человека в современной антропологии
Человеку присущи:
разумность;
моральность;
язык;
символичность;
предметная деятельность;
воля к власти, игре,
творчеству;
религиозность и пр.
Слайд 11Главное качество современного правового человека – открытость.
В образе человека находит
свое оправдание образ права.
Образ человека зависит от его выбора.
Слайд 12Ото всех других существ человек отличается способом действия: долженствование.
Человек знает,
что и как должно быть.
Слайд 13Вопрос 2. Сущее и должное в морали и праве
Современная правовая
антропология рассматривает мораль и право как феномены, содержание которых зависит
от ценностных предпочтений человека, то есть через них образ человека осуществляет правовую легитимацию образа права.
Слайд 14Сущее – наличное бытие.
Должное – то, что должно быть.
Сущее
и должное всегда существуют как рассогласованное единство.
Слайд 15Деонтология – наука о должном и долженствовании.
Основной вопрос деонтологии: выяснить
причины возникновения и механизмы формирования нормы как должного.
Слайд 16Как соотносятся мораль и право?
Все классики философско-правовой мысли рассматривали право
как низшую ступень морали (Аристотель, Бэкон, Монтескье, Кант, Куницын, Гегель,
Остин).
Современные философы права рассматривают справедливость не как моральную, а как правовую категорию.
Слайд 17Общее морали и права заключается в их нормативности, способности выполнять
регулятивную функцию.
Моральные и правовые нормы возникают как отражение практических реальных
отношений в обществе, а затем объективируются в деятельности людей.
Слайд 18Различия права и морали.
Право и мораль различаются по происхождению (право
возникает вместе в государством, а мораль - вместе с человеческим
сообществом).
Слайд 19Различия права и морали.
Право и мораль различаются по форме выражения
(право закрепляется в определенных документах, а мораль
- в общественной памяти).
Слайд 20Различия права и морали.
Право и мораль различаются по способу обеспечения
(право обеспечивается силой государства, а мораль- силой общественного мнения).
Слайд 21Различия права и морали.
Право и мораль различаются по структурной организации
(право систематизировано, а мораль бессистемна).
Слайд 22Различия права и морали.
Право и мораль различаются по уровню требований
(право имеет менее высокий уровень требовательности, чем мораль).
Слайд 23Различия права и морали.
Право и мораль различаются по степени конкретности
(право предусматривает заведомую реакцию на определенное действие, имеет регламентированные процедуры,
а мораль дает лишь общую установку).
Слайд 24В морали и праве по-разному проявляется взаимосвязь сущего и должного.
Слайд 25
Должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности (благо, счастье,
мир, любовь). Должное в праве связано преимущественно с институциональными ценностями
(безопасность государства как института, равенство этноса как института и т.д.).
Слайд 26Должное в морали предполагает спонтанное следование ему как нравственному идеалу,
оно нацелено на добровольность своей реализации в поступках. Должное в
праве реализуется в сущее под внешним принуждением, выступает как диктат.
Слайд 27Должное в морали апеллирует к величию, великодушию, доброте и другим
добродетелям человека, ориентирует на то, что и как нужно делать,
чтобы достичь блага, добра, справедливости, равенства. Должное в праве обращено к несовершенству человека и ориентирует на то, чего не нужно делать, чтобы не нарушить справедливость, равенство, свободу и т.д.
Слайд 28Должное в морали неоднозначно, дает возможность выбора (налево пойдешь- честь
потеряешь, направо пойдешь- славу обретешь). Тем самым оно не только
отрицает, а предполагает свободу выбора субъекта. Должное в праве всегда однозначно и однонацелено: «поступай только так, а не иначе, а то...».
Слайд 29Должное в морали исходит из повседневной реальности, непосредственных и ближайших
интересов людей, отдельного человека. Должное в праве исходит из системной
социальной организации мира и во главу угла ставит интересы социальных институтов, прежде всего государства.
Слайд 30Должное в морали всеобще и внеситуационно. Быть чуть-чуть честным или
благородным нельзя, как нельзя в одной ситуации быть честным, а
в другой - подлецом, но сохранять звание честного человека. Должное в праве конкретно и ситуационно, оно предполагает определенную градацию законности и ее зависимость от ситуации.
Слайд 31Должное в морали вероятностно, без ясного исхода, предполагает не только
успех, но и неуспех и допускает даже гибель героя во
имя нравственного идеала. Должное в праве четко фиксирует исход конкретного действия, фиксирует конкретные случаи и дает однозначную ориентацию на результат.
Слайд 32Вопрос 3. Права человека в философском измерении
Человек –
есть мера
всех вещей (Протагор)
Слайд 33Человек является смысловым центром бытия, творцом истины, блага и красоты.
Мир
полностью, без остатка, может быть познан человеческим разумом (Декарт).
Быть разумным,
значит, быть свободным (Гегель).
Человек – есть свобода (Сартр).
Слайд 34Права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности его
развития, которые определяют меру человеческой свободы
Права человека - сложное,
многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие.
Слайд 35Права человека - неотъемлемые свойства личности, вытекающие из самой природы
человека и социальных условий его существования.
Слайд 36Права человека - это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми
нормами и нравственными требованиями.
Слайд 37Права человека служат пределом осуществления государственной власти.
Слайд 38Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой в обществе
свободой.
Слайд 39Каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и
не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем
вся система прав человека имеет величайший социальный смысл.
Слайд 40Права человека - это способы защиты человечества от многочисленных угроз
его существованию.
Слайд 41По своему социальному назначению права человека есть средства защиты, с
помощью которых человечество стремится отразить угрозу ядерной катастрофы, опасности экологического
кризиса, рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие угрожающие всему миру опасные явления.
Слайд 42Права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей,
народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными
и духовными благами.
Слайд 43Наличие прав ставит человека в особое, защищенное положение в мире.
Быть человеком - это уже привилегия.
Слайд 44САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА:
ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Слайд 45Вопрос 4. Человек как правовое существо
Ж. Карбонье вводит термин «homo
juridicus» (человек юридический) (человек, способный создавать и воспринимать юридическое).
Слайд 46Юридический человек - это субъект права в философском смысле, субъект
морального долженствования, гражданин государства.
Правовой человек является носителем должного и сущего,
обладает способностью познавать, признавать и реализовывать право.
Слайд 47Формирование правового человека - процесс, заключающийся в восприятии правовых качеств
и приобретении правовых знаний, навыков, умений.
Слайд 48Этапы формирования правового человека:
- интернализация(правовое воспитание);
- правовая социализация.
Слайд 49Интернализация - это осуществляемая на основе общественной потребности деятельность по
регулированию и координации поведения членов общества.
Слайд 50Правовая социализация - процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов
поведения, благодаря которому человек становится полноправным членом общества или социальной
общности, способным действовать по установленным в данном обществе правилам.
Слайд 51Направления социализации:
Интериоризация – это перевод внешних требований социальной среды во
внутренний мотив действия.
Экстериоризация - объективация внутреннего мира человека в
его деятельности, восхождение от личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий к практическим действиям по их реализации