Слайд 2Описание обстановки (помещения)
язык художественной литературы
официально-деловой стиль
публицистический стиль
Слайд 3Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания,
который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как
все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа... Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Слайд 4Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни
поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты
стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер...
(Из путеводителя)
Слайд 5Схема построения описания
общее представление о помещении, доме, квартире;
описание деталей;
выводы, оценка.
Слайд 6Основа описания – это перечень признаков помещения и находящихся в
нём предметов. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием
их местоположения.
Слайд 7Помещение – ограниченное пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение.
Это и квартира, и комната, и школа, класс, дача, кинотеатр,
музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д.
Слайд 14Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость
описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр –
какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.
Каждое помещение имеет свой интерьер.
Слайд 15Интерьер – это
от французского, «внутренний» - архитектурно и художественно
оформленное внутреннее помещение здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные
условия жизнедеятельности.
Слайд 16Интерьер
Общественным – жилым
Кратким – подробным
Слайд 17 Памятка
Как работать над сочинением-описанием помещения
Обычно описание интерьера начинается с зачина,
в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль
сочинения (что?).
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
Слайд 183. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом
с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево
от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
4. В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
Слайд 195. Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки.
Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало,
вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Слайд 20Примерный план описания помещения
1. Само помещение: (какое?)...
Стены – (какие?)...
Дверь –
(какая?)...
Полы – (какие?)...
Окна – (какие?)...
2. Мебель, обстановка.
Стол – (какой?)...
Стулья –
(какие?)...
Гардероб, шкаф – (какой?)...
Диван – (какой?)...
Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
4. Моё отношение к описываемому помещению.
Слайд 21Устное исправление речевых ошибок
Мы живем в старом деревянном доме. У нас
одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна,
которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.