Слайд 1Определение общения, различные подходы к пониманию термина «общения». Процесс общения:
коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Функции и уровни общения.
Виды общения. Структура общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга.
МДК 04.01 Основы профессионального общения
Дата: 04.09.2020
Слайд 2Определение общения
Как правило, дается описательное определение общения, указывающее на основные
функции или стороны общения. В качестве примера можно привести обобщающее
определение: «Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».
Слайд 3Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию и
другие состояния общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный
процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н. Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуд).
Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности. Относительно ее они отыскивают все компоненты, свойственные деятельности вообще.
Третьи полагают, что общение может существовать в различный формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева и др.).
Ломов, Ананьев считают общение специфической человеческой активностью наряду с деятельностью и познанием.
Слайд 4Можно дать наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени
отражает все его стороны и компоненты: общение – сложный процесс
взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Это определение в полной мере подходит и для определения общения в рамках социальной работы.
Слайд 5Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно
для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс
общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Социальному работнику приходиться в процессе консультирования постоянно выполнять то первую роль, то вторую, и зачастую роль реципиента является более важной в профессиональной деятельности.
Слайд 6Структура общения. Стороны общения
В структуре общения различают:
• коммуникативная. Происходит непосредственный обмен
информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С
помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
• перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
• интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.
Слайд 7Уровни общения
Уровень общения характеризуют следующие составляющие:
• Способность выражать мысли. Для
того чтобы логично и понятно высказываться, необходимо располагать богатым словарным
запасом. Присутствие в речи слов-паразитов, нецензурной брани и длинных пауз говорит о плохо сформированной способности четко объясняться. Пополнить словарный запас совершенно не сложно - для этого необходимо больше читать и чаще общаться с людьми, которые следят за грамотностью своей речи.
• Подход к общению. Имеет большое значение не просто формулировать мысли словами, но и концентрировать внимание на то, понимает ли смысл произносимых слов собеседник. Манеру и стиль нужно подстраивать так, чтобы они были уместны. От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.
• Темп речи. В одних случаях будет уместно говорить быстро, в других – придерживаться медленного темпа. Идеальный вариант – вести повествование в размеренном темпе, ровно, придерживаясь среднего темпа говорения, так, чтобы все слова были четко слышны, то есть произносить в среднем два слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь будет наиболее красивой.
Слайд 8Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция
позволяют выделить различные уровни общения:
ритуальный, или социально-ролевой уровень
деловой, или манипулятивный,
уровень
интимно-личностный уровень
Слайд 9ритуальный, или социально-ролевой уровень – целью общения на этом уровне
является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной
среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.
Слайд 10деловой, или манипулятивный, уровень – целью такого общения является организация
совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом
оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным.
Слайд 11интимно-личностный уровень – цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии,
сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия,
доверительность
Слайд 12Одна из самых интересных, популярных и полных систематизаций уровней общения
была предложена в 1996 году психиатром и писателем А.Б. Добровичем.
Он определил семь уровней общения. За основу классификации автор взял этическую сторону общения и «этическую безупречность» собеседников.
Слайд 131. Примитивный уровень. Самый низкий уровень общения. В случае примитивного уровня
партнер рассматривается не как собеседник, а как предмет, который может
быть необходимым и им нужно овладеть, либо мешающим и тогда его необходимо оттолкнуть. Собеседник настраивает контакт, не отдельно тревожась, воспримут его правильно и адекватно. Нетрезвый человек без особого стеснения в автобусе рассказывает все незнакомому ему человеку. Собеседник предпочитает в большинстве случаев говорить, чем слушать, он не беспокоится о рождении необходимых чувств у окружающих. Аналогичное общение также можно наблюдать, когда необходимо иметь дело с системой бюрократии или с неучтивым консультантом.
Слайд 142. Манипулятивный уровень. Для человека, который придерживается этого уровня общения (т.
е. манипулятора) партнер выступает соперником в игре, которую, безусловно, необходимо
выиграть. При этом выигрыш всегда означает выгоду: если не житейскую или материальную, то хотя бы психологическую. Манипулятором всегда двигают меркантильные интересы. Собеседник на данном уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, такой уровень общения – обязательная часть многих профессий (работники дипломатической сферы, менеджер по продажам). Часто манипуляция используется и в быту.
Слайд 153. Стандартизированный уровень или «контакт масок». Подобное общение выступает как поверхностное,
формальное и стандартное. На данном уровне люди общаются, в сущности,
не общаясь, так как прячутся за «маской» – обусловленной ролью. Совершается контакт не личностей, а масок. Настоящего общения не возникает. Встречаясь с партнером в маске, мы неосознанно чувствуем ее, и сами тоже вынужденно надеваем маску. Потому часто после такой беседы остается неприятное чувство: искусственности, скрытности, равнодушия ‒ все это оставляет тяжелый осадок.
Слайд 164. Конвенциональный уровень. На этом уровне люди взаимодействуют культурно и этично.
У собеседников присутствует потребность и желание общаться. Здесь позиция общения
не «снизу» или «сверху, а «рядом», потому подобное общение уже можно именовать цивилизованным полноценным общением между людьми. На данном уровне зачастую общаются люди в деловой сфере. С родными и близкими людьми также было бы правильно уметь общаться на конвенциональном уровне. Всегда важно уметь выслушать партнера, постараться понять его и попробовать отыскать компромисс. Данный уровень значительно лучше примитивного, стандартизированного или манипулятивного.
Слайд 175. Игровой уровень. Общение на представленном уровне обладает небольшим оттенком неформальности,
несерьёзности, игры. Так общаются хорошие друзья и приятели. Игровое общение
характерно также женщинам и мужчинам, когда они флиртуют друг с другом. При подобном уровне общения весьма уместны многие шутки, и важно иметь чувство юмора, так как разговор ведётся в особенной форме.
Слайд 186. Деловой. В данном случае люди порой прекращают думать о том,
как они выглядят, как они воспринимаются, оттого что на первом
месте ‒ дело. «Я» человека отложено на второй план, это надличное общение. И хотя личности на принимаются во внимание, люди объединены ‒ общим делом, проблемой, заботой, поиском истины. Парадокс в том, что, общаясь на надличном, деловом уровне, люди выносят из контактов не только зримые результаты общей работы, но также особенно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия или же антипатии друг к другу, которые невозможно устранить.
Слайд 197. Духовный уровень – высший уровень душевного родства общения. Духовность рассматривается
как глубина диалогического понимания людей друг в друга. На этом
уровне общения господствует свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и раскрытие души. Люди, которые духовно друг другу близкие, говорят неспешно, приглушенно, вдумчиво и способны беседовать весьма долго. На данном уровне один человек может закончить фразу, которая сказана другим собеседником, «читать» его мысли, не утрачивая собственной идентичности «сливается» с партнером.
Слайд 20Виды общения
Виды общения по средствам:
1. вербальное общение – осуществляется посредством речи
и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности
и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2. невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Слайд 21По целям:
1. биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и
необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2. социальное общение направлено на
расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Слайд 22По содержанию:
1. материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат
средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2. когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор,
совершенствующей и развивающей способности;
3. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4. деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5. мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
Слайд 23По опосредованности:
1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных
живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.
п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Слайд 24Другие виды общения:
1. деловое общение – общение, целью которого является достижение
какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2. воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие
одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3. диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
Слайд 25Общение как обмен информацией
Когда говорят об общении как об обмене
информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в
узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации. Тем более, что при таком подходе фиксируется лишь одно направление информации.
Слайд 26Общение как взаимодействие
Я. Щепанский предпринял попытку обобщенной и систематической характеристики
структуры общения как процесса взаимодействия. Взаимодействие, по его мнению, представляет
собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Слайд 27Общение как восприятие людьми друг друга.
Процесс восприятия одним человеком другого
выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что
называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком партнером по общению так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид, Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Слайд 28Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и
каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с
другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает чужие потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Слайд 29Можно также выделить четыре основные функции межличностного восприятия:
• познание себя;
• познание партнера
по общению;
• организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
• установление эмоциональных отношений
Слайд 30Вопросы для самопроверки
1. Что из себя представляет понятие общение?
2. Какие
факторы влияют на процесс восприятия партнёра по общению?
3. Назовите
отличительные черты уровней общения: ритуальный, или социально-ролевой уровень; деловой, или манипулятивный, уровень; интимно-личностный.
4. Какие виды общения можно выделить?