Слайд 1Опытно-экспериментальная разработка на тему
Методические приёмы формирования исторических понятий.
Слайд 2Цели разработки:
Дать классификацию понятий.
Выработать методические приёмы по
усвоению понятий учащимися.
Представить виды заданий по усвоению понятий
и терминов.
Определить наиболее целесообразные ступени формирования понятий.
Слайд 3Задачи разработки:
Развитие исторического мышления школьников на базе понятийного материала
Использовать разные
формы работы с учётом подготовки учащихся
Работать с различными источниками информации
Подготовить
учащихся к ГИА в 9 классе, к ЕГЭ в 11 классе, олимпиадам
Слайд 4Содержание разработки.
1. Введение.
2. Теоретическая часть
Классификация исторических понятий.
Раскрытие исторических закономерностей с
помощью понятий.
Формирование историко-экономических понятий.
3. Практическая часть.
4. Заключение.
Слайд 5Классификация понятий.
По содержанию понятий, отражающих разные стороны общественной жизни.
По степени
и широте обобщения.
По характеру и способу обобщения.
По способу восприятия.
Слайд 6Раскрытие исторических закономерностей понятиями.
1.Общие исторические понятия и их признаки осознаются
учащимися как формулы в результате работы над историческим материалом.
2. Понимание
учащимися процесса исторического развития предполагает усвоение ряда понятий, их системы.
3.Формирование мировоззрения, выработка умения подходить к историческим явлениям диалектически.
Слайд 7Приёмы формирования понятий
Выделение существенных признаков исторического факта
Определение понятий
Упражнения по
его использованию
Выработка умения оперировать понятиями
Применение понятий для анализа и познания
исторического материала.
Слайд 8Правила отбора понятий
Учёт возрастных возможностей учащихся
Характеристики качественного своеобразия изучаемых явлений,
событий, фактов данной эпохи
Для понимания учащимися современных явлений
Необходимых в качестве
опоры для познания новых исторических материалов
Слайд 9Виды заданий по усвоению понятий
1.Определение связи понятий и явлений (родственность,
сходство, различия, противоположности)
2. Составление группы слов по сходству понятий и
явлений
3. Составление кроссвордов, чайнвордов по понятиям параграфа, раздела
4. Выбрать из перечня понятий лишнее
5. Разместить в определённой смысловой, хронологической, логической последовательности понятия, события
6. Объяснить историческое происхождение и смысл понятия, выражения
Слайд 10Виды заданий по усвоению понятий
7. Подобрать из общего перечня слов,
понятий, явлений синонимы
8. Употребить понятия в связной речи(составить рассказ)
9. Объяснить
происхождение термина и дальнейшее его изменение
10.Сгруппировать понятия из учебника, исторического текста, документа по одной теме
Слайд 11Виды заданий по усвоению понятий
11.Сдача понятийного минимума
12.Указать даты, относящиеся к
определённому понятию
13.Тесты тематические, обобщающие, повторительно-обобщающие
14.Дидактические игры при опросе:
1) исторические дуэли;
2)
исторические ринги;
3) лесенка;
4) историческая азбука;
5) домино;
6) поле чудес;
7) подбери слова;
8) головоломка
Слайд 12Заключение
Виды заданий направлены на усвоение исторических понятий
Позволяют учителю разнообразить занятия
Осуществлять
дифференцированный подход в обучении
Использованы для групповых занятий
Для индивидуальной работы с
учётом подготовленности учащихся
При обобщении пройденного материала, проверке усвоения знаний
При самостоятельной подготовке дома