Слайд 1Оренбургский государственный институт менеджмента
Кафедра производственного менеджмента
«Управленческий консалтинг»
Тема 9/1
Малый и средний
бизнес и его управленческое консультирование
Лектор – профессор
Твердохлиб Вячеслав Петрович
Слайд 2
Роль и условия развития среднего и малого бизнеса в современной
России
Критерии «градации» - объемы выпуска продукции и численность работающих
(более 500 человек, 100-500 работающих, до 100 работающих)
До 70% трудоспособного населения, 30-50% ВВП и, свыше 50% поступлений в бюджет (!), около 19 млн. предприятий в Европе – это предприятия среднего и малого бизнеса!)
В России – около 5% населения (7 млн. человек), 5% промышленной продукции и 15% услуг, 13% ВВП. (Идея удвоения ВВП может осуществиться в ближайшие годы именно в малом и среднем бизнесе!)
Слайд 3Преимущества малого и среднего бизнеса
Мобильность в условиях рыночных отношений и
высокая эффективность
Глубокая специализация и быстрая диверсификация (разветвленность производства товаров и
услуг)
Открытие новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, производство специализированных товаров и услуг
Слайд 4Социально-экономическое значение среднего и малого бизнеса
Создание новых рабочих мест (!)
и стабильность в обществе!
( В
США 7 млн. малых фирм дают работу 100 млн. человек !)
Внедрение новых товаров и услуг
(В Китае - 50% всей продукции, более 60% всех услуг, большинство всех новых идей и нововведений!)
3. Тесное взаимодействие с крупным бизнесом (!): отдельные виды производства, поставщики для крупных фирм контакты с рынком, франчайзинг для крупного бизнеса – решение конкретных заданий, набора технологий, обучение персонала малых фирм «для себя», под свои технологии, регламенты, стандарты. Формирование «партнеров» для необходимого «срочного рывка» крупного предприятия )
Слайд 5«Суровый климат России»
(Условия формирования и развития среднего и малого бизнеса
в современной России)
Заполнение незанятых ниш рынка
(доступность информации о «новых технологиях»,научных разработках, видах оборудования и техники.
Индивидуализация потребительских вкусов (!)
Особенности первых шагов:
политика государства в области экономики
меры поддержки малого и среднего бизнеса и его правовое обеспечение
налоговая и финансово-кредитная политика
уровень жизни населения и цивилизованность предпринимательства
Слайд 6Как открыть новый бизнес?
(сайт Всемирного банка, «Делать бизнес», 2003)
Россия: 12
процедур,29 дней, 200 $
Украина: 14 процедур, 40 дней, 210 $
Армения:
10 процедур, 106 дней, 67 $
Белоруссия: 19 процедур, 118 дней, 369 $
Казахстан: 10 процедур, 25 дней, 153 $
Литва: 9 процедур, 26 дней, 231 $
США: 5 процедур, 4 дня, 210 $
Слайд 7Этапы малого предпринимательства в современной России
Период становления (2000 г):
(создание нормативно – правовой базы , формирование структуры
и инфраструктуры, разработка механизмов государственной поддержки)
Новые, необычные задачи:
(стратегическое планирование, усиление государственной поддержки и формирование рациональной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, повышение вклада среднего бизнеса в ВВП и бюджеты всех уровней)
Слайд 8
«Умный бизнес России»:
распределение объема продукции (работ, услуг) малого предпринимательства по
отраслям экономики
(http:www.e-xecutive.ru)
Промышленность -27,4%
Строительство 23,2%
Торговля и общественное питание – 25,95
Транспорт и
связь- 4,5%
Наука и научное обслуживание – 3,6%
Другие отрасли 15,4%
Слайд 9Перспективы и трудности
1. «Закат» крупных корпораций )?!)
(Что
произойдет? «Большое поле – для больших людей, или маленькие ниши
для маленьких людей?»
2. Высокая доля «теневого» сектора экономики
(30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства)
3. «Однобокое» развитие малого предпринимательства (гипертрофированная торгово-предпринимательская деятельность малого и среднего бизнеса)
Слайд 10Производственное предпринимательство не стало в России основой хозяйственного механизма
Государство не
создало всех необходимых условий для этого:
(экономических, правовых, социальных,
организационных и тактических мер и правил)
Актуальность нерешенных проблем
требует активных действий:
(диалог с властью (!), формирование системных знаний консультантов и способность «приятно удивлять клиентов»(!) (Милтон Гаррет, США)
Слайд 11Где «передовой край» российского бизнеса?
Овладение теорией и практикой систем
«Впитать» теорию
вариативности (отклонений)
Новое отношение к статистике, как к системе знаний, позволяющую
владеть числовой информацией)
Овладеть прикладной психологией
Слайд 12Особые препятствия
Недостаточность позитивных тенденций (упрощенная система проверок нологообложения, трехлетняя амнистия
на плановые проверки (с 2003 г.)
2. Высокие административные барьеры
для производственной сферы бизнеса, транспорта, электроэнергетики
Ограниченность кредитной поддержки
производственного бизнеса, высокая планка с совокупного налогообложения (до 30%)