Слайд 1
«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
УСЛОВИЯХ ФГОС»
Презентацию подготовила:
Балясова Ирина Николаевна
учитель начальных классов МБОУ ЦО
№54
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на
пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как
будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Слайд 3
Орфографическая зоркость –
это способность ,умение быстро обнаруживать в
тексте ,в словах и их сочетаниях орфограммы , а также
определять их типы.
Слайд 4ПРОТИВОРЕЧИЕ:
У учащихся есть потребность, желание писать без ошибок, но
для этого у них нет определенных умений, навыков. Поэтому учитель
должен создать условия, которые помогут обрести эти умения, навыки.
Слайд 5ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ
Причины орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические
проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и
таких как:
Отсутствие положительной мотивации
Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза
Бедность и неточность словаря
Слабая коммуникативная активность у детей
Слайд 6ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
I этап. Знание правила, инструкции по
решению орфографической задачи;
II этап. Применение правила в практической деятельности на
основе алгоритма, знание приёмов применения правила, рассуждение на основе алгоритма, способствует усвоению орфограммы;
III этап. Различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, выработать орфографические навыки.
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ
Они «должны быть, по возможности, самостоятельными т.е. действительными
упражнениями, а не кажущимися только».
«Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим,опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детя, тем
меньше должен помогать им учитель,
тем самостоятельнее должны быть упражнения».
Слайд 8
«Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль,
привязать к ней второстепенную, схватить саму систему изложения, а не
заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
«Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том, устные должны предшествовать письменным».
Слайд 9ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Зрительный фактор
срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи
доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как
он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова.
Слуховой фактор.
Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.
Слайд 10
Рукодвигательный фактор.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е.
при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо
как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Проговаривание.
Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Слайд 11ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
В овладении грамотной речью огромную роль играют
два фактора:
►1.Формирование орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове)
►2.Формирование орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове)
Слайд 12ПРИЁМЫ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ.
►1.Списывание.
►2.Комментированное письмо.
►3.Письмо
с проговаривание.
►4.Письмо с пропуском орфограмм.
►5.Какографические упражнения.
►6.Скоростное письмо.
►7.Письмо по
памяти.
Слайд 13ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
Из букв слова составь новые слова
Здоровье
(взор, воз, зов,
вор, ор, здоров…)
Наборщик
(бор ,щи, кино, рок, борщ, роща…)
Найди слово в
слове
Хотелось
(тело, лось, ось, хотел)
Бросилась
(сила, рос, ил, оси, бросил)
Пообедал
(обед, беда, еда, дал)
Слайд 14
Найдите и выпишите слова, которые «спрятались».
Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесццжлгшзвторникчщэъгшщз
Понедельниккмювчерабгедфзол
Средаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзымкхпвоскресеньеникфрспл
ноябрькжцумр
Прочитайте. Подумайте, какую букву надо
вставить. Запишите слова в 2 столбика по орфограммам.
Гр…за, р…синка, б…рёза,
пл..та, с…рняки, гор..д, вр..дитель, ш..лун, к…пуста, к..вёр, т…шина, к…ртина, зап..х, комнат…а, в…дро, кр…вать, н…род, п…года, к…льцо, в…дичка, пом…дор, т…мнота, р…жок ур…жай.
Найди и исправь ошибки. Запиши текст правильно.
Мы чясто ходим на соседний болшой прут лавить рыпку. Переходим его по шадкому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.
Слайд 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ
► Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни
современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь.
От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере.
► Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.