Слайд 1Лекция 11
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 2Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все
подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу
сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение.
Организационная культура — набор наиболее важных предположений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические* средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Слайд 3Принципы организационной культуры
ориентация на действия, достижение целей;
постоянный контакт с потребителями;
самостоятельность
и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
производительность, зависящая от человека (рядовой персонал
рассматривается как главный источник достижений в области качества и производительности);
простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной, распространяя автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продукции, с одной стороны, а с другой стороны, последовательно проводя жесткую централизованную политику, касающуюся ценностей, которым она привержена).
Слайд 43 основых компонента ОК
базовые предположения, которых придерживаются члены организации в
своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей
человека среды (группы, организации, общества и т.д.) и регулирующих ее переменных (природа, время, работа, характер отношений и т.д.);
ценности, которых может придерживаться человек; ценности определяют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять, как он должен действовать в конкретной ситуации;
«символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации, — специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации, легенды и мифы.
Слайд 5Выделяют два аспекта организационной культуры: объективный и субъективный
Объективный аспект обычно
связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его
дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства и пр.).
Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной части» (герои организации, мифы, истории, обряды и ритуалы и пр.). Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Слайд 7СОДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
- особенности ценностей (как набора ориентиров, что
такое «хорошо» и что такое «плохо») и норм (как набора
предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения);
- осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работниками своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях инициатива и творчество проявляются через сотрудничество, в других — через индивидуализм);
- коммуникационная система и язык общения (преимущественное использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» различны в разных организациях; жаргон, аббревиатуры, жестикуляция варьируются в зависимости от отрасли, функций, территориальной принадлежности организации);
- внешний вид, одежда (разнообразие униформы, спецодежды, атрибутики, символики, деловых стилей и т.п. подтверждает наличие множества микрокультур);
- осознание фактора времени, отношение к нему, его использование (степень точности и относительности учета фактора времени у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это);
Слайд 8СОДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
- характер взаимоотношений между людьми (по возрасту
и полу, статусу и власти, рангу и протоколу, религии и
гражданству и т.п.; степень формализации отношений, пути и способы разрешения конфликтов);
- вера, оптимистичное отношение к жизни (вера в руководителя, успех, собственные силы, профессионализм, во взаимопомощь, справедливость, этичное поведение, отношение к коллегам, клиентам, конкурентам, к злу и насилию, агрессии, влияние религии и морали и т.д.);
- процесс развития работников, их обучение и переобучение (формальное или творческое выполнение работы, способы и приемы получения знаний, навыков, умений и опыта деятельности; процедуры информирования работников; подходы к объяснению причин и пр.);
- трудовая этика и мотивация (отношение к работе и ответственность за ее качество; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки, связанные с работой; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе и т.п.);
- привычки и традиции в области питания (организация питания работников — наличие или отсутствие таковых мест в организации; посещение кафетерия внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания и т.п.).
Слайд 10Функции организационной культуры
Организационная культура формируется в процессе совместного преодоления людьми,
работающими в организации, трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.
Слайд 11Функции организационной культуры
К трудностям внешней адаптации относится все, что связано
с выживанием организации во внешнем окружении:
определение своей рыночной ниши,
установление контактов с партнерами, потребителями,
выстраивание отношений с властями,
победа в соревнованиях с конкурентами и т.д. Преодолевая трудности внешней адаптации организации учатся выживать.
Слайд 12Функции ОК
Результатом внешней адаптации становятся согласованные представления о:
- миссии и
стратегии организации;
- целях, отражающих миссию организации;
- средствах достижения целей;
- критериях
оценки результатов деятельности;
- стратегии корректировки направлений развития, если цели по разным причинам недостижимы.
Слайд 13Функции ОК
К внутренней интеграции организации можно отнести распределение власти, делегирование
полномочий и ответственности, преодоление конфликтов, «притирку» стилей деятельности, поведение, коммуникации
и пр.
Слайд 14Функции ОК
Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единые
коллективы, организации приобретают знания о том, как следует работать вместе,
при этом формируются общие:
- язык общения и концептуальные категории;
- критерии членства в организации и ее группах (критерии определения того, кто «наш», а кто «не наш»);
- критерии и правила распределения власти и статуса;
- правила неформальных отношений внутри организации;
- критерии распределения поощрений и наказаний;
- внутренняя идеология.
Слайд 19ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 20ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 21Методы управления ОК
Методы управления организационной культурой, т.е. приемы и способы
воздействия на организационную культуру с целью обеспечения ее соответствия выбранной
стратегии развития организации
Слайд 23Методы управления ОК
Поведение руководителей — руководитель должен стать ролевой моделью,
показывая пример такого поведения, которое предполагается закрепить и развить у
подчиненных.
Заявления, призывы, декларации руководства — нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцовповедения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям работников.
Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров — своими действиями руководители дают понять, что является важным и что ожидается от работников.
Слайд 24Методы управления ОК
Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы
— руководители и подчиненные раскрывают для себя организационную культуру порой
в такой степени, в которой они ее ранее и не представляли; глубина кризиса может потребовать от организации усиления существующей культуры или внедрения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.
Моделирование ролей, обучение и тренировка персонала — специфика организационной культуры усваивается подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли.
Слайд 25Методы управления ОК
Критерии определения вознаграждения и статуса — то, из
чего исходит организация, регулируя кадровый процесс, сразу становится известно ее
членам по движению сотрудников внутри организации.
Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения — один из основных способов поддержания организационной культуры.
Система стимулирования — система наград и привилегий, соответствующая определенным образцам поведения, расставляет для работников приоритеты, указывает на организационные ценности.
Слайд 26Методы управления ОК
Организационные символы и обрядность — организационная культура закрепляется
и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации; опыт
лучших организаций показывает, что внедрение корпоративной символики (упаковка готовой продукции, рекламные материалы, оформление организации, рабочая одежда) положительно сказывается на отношении персонала к организации.
Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций — значительное влияние на организационную культуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое отрицается при сложившейся практике управления, насколько приветствуется руководством проявление самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных.
Слайд 30ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
Слайд 31Презентация подготовлена по книге:
КИБАНОВ А.Я. - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
http://econom-lib.ru/4.php