Слайд 1Организационная культура. Диагностика и изменение
Слайд 2Вопросы:
Понятие организационной (корпоративной) культуры, структура и содержание
Типы организационной культуры
Управление развитием
культуры в организации
Слайд 3Организационная культура - это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов и
историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих
местах.
(теория Дила и Кеннеди)
Организационная культура - это система разделяемых ценностей, которые проявляются через различные культурные артефакты: истории, мифы и т.д.
(теория Питтерса и Уотермена)
Слайд 4Удачные определения организационной культуры за последние 10-15 лет
Хиггинс-МакАллистер: Набор разделяемых ценностей,
норм и практик, отличающий одну организацию от другой. (Higgins, McAllister,
2006)
Шейн: Убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации. (Schein, 1996)
Камерон-Куинн: Социальный клей, удерживающий организацию вместе, – то, «как у нас это здесь принято».
(Cameron, Quinn, 1999, Cameron, 2004)
Слайд 5Модель организационной культуры Шейна
Слайд 6Модель организационной культуры Шейна
Слайд 8Примеры внешних признаков организационной культуры
Все сотрудники ходят на работу
в «офисном стиле». На пятницу не назначаются никакие переговоры, потому
что традиционно в этот день все одеваются «вольно»
У всех одинаковые и очень дорогие ручки одной известной фирмы
Работаешь на здоровый образ жизни - не кури
День образования компании - бурный праздник с выездом за город
Если сотрудники задерживаются сверхурочно, за счет фирмы их угощают пиццей с пивом
Все общаются на «ты» и по имени (это установка)
Никаких приемов - дверь Президента открыта, можешь зайти и задать свой вопрос
Обязательно пользуйся (по крайней мере, на людях) той продукцией (косметика, фото, аксессуары), которую продает твоя фирма
Чем импозантнее твой вид - тем выше креативность. Строгость неуместна
Слайд 10Взаимодействие организационной культуры и общей системы управления организацией
Слайд 11Компоненты корпоративной культуры
Слайд 12ГЕРОИ И ЛЕГЕНДЫ
Герой — это человек, подающий пример успешной работы,
характера и человеческих качеств, присущих сильной культуре.
Профессиональные достижения героев символизируют
то, как нужно поступать, работая в компании.
Слайд 13ГЕРОИ И ЛЕГЕНДЫ
Люди, ставшие героями-легендами не только своих фирм, но
и вошедшие в историю международного бизнеса и менеджмента:
Томас Уотсон
(IBM),
Альфред Слоун (Дженерал Моторс),
Ли Якокка (Форд),
Эндрю Гроув (Интел),
Стив Джобс (Apple),
Билл Гейтс (Майкрософт)
Сергей Брин и Ларри Пейдж – Google
Марк Цукербе́рг - Facebook.
Слайд 14Девизы, лозунги, символы
Являясь одним из элементов корпоративной культуры, лозунги в
емкой и лаконичной форме подчеркивают наиболее сильные, значимые стороны той
или иной компании:
“IBM - означает сервис”;
Дженерал Электрик - “Наш важнейший продукт - прогресс”;
Du Pont - “Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии”;
Samsung -“Хорошо там, где мы есть”
Электролюкс - сделано с умом;
Continental bank - “Мы сможем найти выход”;
Delta аirlines - “Забота о персонале”.
Слайд 17Символы
Всем знакома трехконечная звезда “Мерседеса” в кольце, но мало кто
знает, что основатели компании “Даймлер Бенц”, которая теперь выпускает автомобили,
трактовали ее, как “господствующее положение в воздухе, на воде и на земле”.
Слайд 18Упражнение «Выгоды и преимущества создания и поддержания культуры в организации»
Слайд 21Камерон и Куинн выделяют следующие типы корпоративной культуры:
клановая,
адхократическая,
рыночная
иерархическая (бюрократическая)
Слайд 22Клан
гибкость в принятии решений внутри организации, забота о людях и
доброе чувство к клиентам
очень дружественное место работы, где у людей
масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи.
лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители.
организация держится вместе благодаря преданности и традиции.
совершенствования личности, сплоченность коллектива и моральный климат.
Слайд 23Адхократия
От латинского выражения ad hoc – «специально для данного
случая».
Каждый клиент – как в первый раз. Все строится под
него: «Чего изволите?»
Динамичное предпринимательское и творческое место работы.
Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск.
Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать.
Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов.
Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг.
Важно быть лидером на рынке продукции или услуг.
Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Слайд 24Бюрократия
Жесткая иерархия.
«Шаг вправо, шаг влево - расстрел».
Все документировано: «без
бумажки ты – букашка, а с бумажкой - человек».
Организация фокусирует
внимание на внутренней поддержке в сочетании со стабильностью и контролем.
Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика.
Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Слайд 25Рынок
«Цель оправдывает средства»
«Победителей не судят!»
«Клиент всегда прав»
Организация фокусирует внимание
на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем.
Организация, ориентированная на результат. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи.
Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты.
Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения.
Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Слайд 26OCAI,
Organizational Culture Assessment Instrument
В число значимых аспектов внутренней рабочей
среды, изучаемых по названным шкалам, Камероном и Куинном включены:
общие характеристики
организации,
стиль лидерства,
управление наемными работниками,
связующая сущность организации,
стратегические цели,
критерии успеха.
Слайд 28Достоинства опросника Камерона и Куинна
• относительно слабое «привыкание» к методике
при повторных замерах;
• возможность достаточно широкого толкования формулировок вариантов ответов,
что стимулирует их последующее обсуждение;
• небольшое время на заполнение анкеты;
• высокая скорость и простота обработки результатов;
• наглядность представления результатов;
• возможность проведения опроса в контексте тренинговых занятий;
• возможность использования результатов опроса как основы для последующей групповой работы в рамках корпоративных тренингов.
Слайд 30Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот
более идет назад,
чем вперед.
Аристотель
Слайд 33Инструменты внутрикорпоративного воздействия
Корпоративные СМИ
Ящики для сбора предложений
Презентации для сотрудников
Сборники корпоративных
документов
Совещания по результатам обучения
Профессиональные соревнования
Организационные собрания
Мониторинг мнения персонала
Программы адаптации
Телефон доверия
Деловые
игры
Электронные СМИ
Тематические фотостенды
Рекламные буклеты
Электронная библиотека
Корпоративное телевидение
Корпоративные праздники
Тимбилдинг (Team building)
Слайд 34
(характеризуют различные подходы к управлению, и чем ступень выше, тем
выше уровень и качество управления )
Модели управления
Управление
по заданиям
Управление по
правилам
Управление по целям
Управление по ценностям
Управление по процессам
Слайд 35В результате построения системы управления по ценностям формируется и определенная
организационная среда, атмосфера
Без управления по ценностям изменения не будут давать
глубинного эффекта.
Недостаточное внимание к человеческому фактору нарушает баланс между личными устремлениями персонала и целями компании.
ЦЕННОСТИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА
ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА
Ценности фиксируются в формальных организационных документах
Ценности осознаются на эмоциональном уровне как "само собой разумеющиеся вещи"
Слайд 36привлекать всех членов коллектива к разработке системы ценностей
создавать объективное и
полноценное видение будущего компании
четко и ясно выражать требования и ожидания
замечать
и поощрять правильные поступки, согласующиеся с целями компании
Принципы
ценностно-ориентированного управления
Слайд 37Единство и энтузиазм
Постоянное стремление к совершенствованию
Бережливость
Ответственность
Скромность
и сила воли
Простота
Личный пример - лучший способ руководства
Новаторство
Здравый смысл
Главные дела ждут нас впереди!
Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»
Ценности компании IKEA
Слайд 38Механизм управления организационной культурой
Слайд 39Направления работы по созданию и поддержанию корпоративной культуры
1. Анализ корпоративной
культуры.
2. Описание миссии, стратегии, целей и ценностей компании.
3. Создание
Корпоративного кодекса.
4. Коррекция и внедрение традиций и норм.
5. Отладка внутрифирменных коммуникаций.
6. Внедрение системы немонетарной мотивации.
7. Продвижение бренда компании на рынке.