Разделы презентаций


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Содержание

Учебные цели курса Осознавать основные проблемы в области организационного поведенияИметь представление об основных направлениях деятельности в области организационного поведения в современных организацияхУметь организовывать практическую работу по управлению персоналом в современных организацияхЗнать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 2Учебные цели курса


Осознавать основные проблемы в области организационного поведения
Иметь

представление об основных направлениях деятельности в области организационного поведения в

современных организациях
Уметь организовывать практическую работу по управлению персоналом в современных организациях
Знать основные методы оценки эффективности работы по управлению персоналом в современных организациях
Учебные цели курса Осознавать основные проблемы в области организационного поведенияИметь представление об основных направлениях деятельности в области

Слайд 3Основная литература
Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Лапыгин Ю.Н.

Теория организации и организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2011.
Лютенс Ф. Организационное

поведение. - М.: Инфра – М, 1999.
Ньюстром Дж. В. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте/ Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; Пер. с англ. Е. Бугаевой, В. Вольского под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.;М.;Харьков: Питер, 2000.
Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб, 2001.

Основная литератураКрасовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение. - М.: ИНФРА-М,

Слайд 4 Тема 1. Введение в ОП
Понятие и классификация ОП.
Становление науки ОП.
Базисные

концепции ОП
Основные теоретические подходы к ОП (в менеджменте и

других науках)
Элементы системы
организационного поведения
6. Модели организационного поведения

Тема 1. Введение в ОП Понятие и классификация ОП.Становление науки ОП.Базисные концепции ОП Основные теоретические подходы

Слайд 5Организационная поведение –
это наука о том, как люди ведут себя

в организации и каким образом их поведение влияет на результаты

ее работы (Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина)
Организационная поведение –это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение

Слайд 61. Понятие ОП

ОП - специальная управленческая теория, которая сформировалась на

стыке современных управленческих (теория организации, общий менеджмент, управление персоналом и

др.) и поведенческих наук (психология, социология, антропология, экономика и др.). В ней рассматриваются проблемы регулирования поведения отдельных индивидов и социальных групп, подразделений, а иногда и организаций (В.В. Щербина)
ОП– это область знаний, изучающая влияние личностей, групп и структуры на поведение в организации с целью применения полученных знаний в управлении для повышения эффективности организации

1. Понятие ОПОП - специальная управленческая теория, которая сформировалась на стыке современных управленческих (теория организации, общий менеджмент,

Слайд 7ОП - исследование индивидов и групп в организациях. Изучение ОП

поможет вам лучше понять себя и окружающих в ситуациях, связанных

с работой (Дж. Шермерорн, Дж. Хант, Р. Осборн )
ОП - область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им ( Ф. Лютенс).
ОП - это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний (Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис )
ОП позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организациях и способствует пониманию проблемы межличностных отношений при взаимодействии пары (коллега – коллега, начальник – подчиненный); пониманию динамики отношений внутри малых групп (формальных и неформальных); пониманию межгрупповых отношений (например, в ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп – технических служб и отдела продаж). «Идеальная ситуация для менеджера заключается в том, чтобы знать, кто из сотрудников сегодня будет работать продуктивно, кто не выйдет на службу, а кто весь день будет «смотреть в окно»
ОП - исследование индивидов и групп в организациях. Изучение ОП поможет вам лучше понять себя и окружающих

Слайд 9Необходимость изучения организационного поведения заключается в том, что:
1. поведенческие реакции

на однородные внешние воздействия разнообразны;
2. поведение людей в организации и

вне ее различно;
3. поведенческие реакции одного и того же человека (группы, организации) различны в разных ситуациях.
Необходимость изучения организационного поведения заключается в том, что:1. поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны;2. поведение людей

Слайд 10Что такое организационное поведение
Организационное поведение
представляет собой набор
инструментов,
позволяющих:
Сотрудникам –

понимать, анализировать
поведение людей в организации
Менеджерам – улучшить, расширять или изменять

типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организация в целом могли добиться своих целей
Что такое организационное поведениеОрганизационное поведение представляет собой набор инструментов,позволяющих:Сотрудникам – понимать, анализироватьповедение людей в организацииМенеджерам – улучшить,

Слайд 11Классификация организационного поведения
По степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное.
По

целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей.
По типу субъекта-носителя:

индивидуальное, групповое, ролевое и организационное.
По типу воздействия на субъекта-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы или организации), конформное (воспроизведение поведения лидера, группы), ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний).
По последствиям реализации данного типа поведения для группы: конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы) и деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации).
По форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества) и конфликтное.

Классификация организационного поведения По степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное.По целям: направленное на решение индивидуальных, групповых,

Слайд 122. Становление ОП
Первые попытки осмыслить поведение человека возникли в глубокой

древности на эмпирической основе. Фундаментальные проблемы личности были сформулированы в

трудах великих древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и других философов в IV–V вв. до н.э. Они впервые в истории европейской общественной мысли поставили проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.

2. Становление ОППервые попытки осмыслить поведение человека возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Фундаментальные проблемы личности

Слайд 13Предпосылками становления научной концепции организационного поведения можно считать идеи свободы,

равенства и братства французских просветителей (Вольтер,Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбах), социалистов-утопистов

(Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн) в середине XVIII в., классовое учение (К. Маркс), психологию народов (В. Вундт) в Германии в середине XIX в.

Предпосылками становления научной концепции организационного поведения можно считать идеи свободы, равенства и братства французских просветителей (Вольтер,Ж.-Ж. Руссо,

Слайд 14 На научной основе организационное поведение развивалось с середины

XIX в. В рамках следующих учений.
Детерминизм – учение о причинной

обусловленности и закономерности всех явлений – сформировался в середине XIX в. Он имеет две формы: механистическую и биологическую.
Механистический детерминизм основан на достижениях естествознания и техники. Этот подход предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей. Поведение человека в организации трактовалось по типу взаимодействия физических тел. Он отразился в рационалистическом подходе к управлению, разработанном Ф. Тейлором, Г. Гантом, Г. Эмерсоном, А. Файолем и др.
Биологический детерминизм основан на теории эволюции Ч. Дарвина. На общество были перенесены принципы биологической жизни: естественный отбор, борьба за выживание. Поведение человека рассматривалось как производное от определяющих его факторов внешней и внутренней среды, прежде всего биологических.

На научной основе организационное поведение развивалось с середины XIX в. В рамках следующих учений.Детерминизм –

Слайд 15Школа научного менеджмента
Ф.Тэйлор (1856-1915) – основоположник научного управления.
В 1911г.Тейлор,

обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу «Принципы научного управления».
Основными

принципами тейлоризма считают:
применение научного подхода к каждому элементу деятельности любого члена организации, поиск наиболее рациональных, оптимальных способов совершения производственных операций;
научно обоснованный подбор и обучение работников;
взаимодействие между управляющими и рабочими, которое проявляется, прежде всего, в обоснованном вознаграждении за труд на базе сдельной системы оплаты труда.
Цель – развитие менеджмента как процесса достижения наибольшей эффективности управлением производством

Школа научного менеджментаФ.Тэйлор (1856-1915) – основоположник научного управления. В 1911г.Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу

Слайд 16Представителями этой школы:
проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;
проводились

замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);
исследовались рабочие движения,

выявлялись непродуктивные;
разрабатывались рациональные приемы труда;
предложения по совершенствованию организации производства;
предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;
признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;
управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.
Представителями этой школы:проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда

Слайд 17Принципы А. Файоля (1841-1925)
Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей.


Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность

есть ее составляющая противоположность.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим.
Вознаграждение персонала.
Централизация.
Скалярная цепь Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена.
Порядок.
Справедливость.
Стабильность рабочего места для персонала.
Инициатива.
Корпоративный дух.

Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера
Принципы А. Файоля (1841-1925)Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать

Слайд 18 Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии начала

XX в.
(Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России

связан с трудами физиолога И.П. Павлова).
Согласно этой концепции, анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, поэтому человек выступает как некий «черный ящик».
Личность есть не что иное как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на определенный стимул, ситуацию. Бихевиоризм представляет поведение человека по схеме «стимул–реакция», которая формируется на основе влияния в первую очередь внешних факторов. Манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения.

Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии начала XX в.   (Дж. Уотсон, Э.

Слайд 19"Поведенческое" направление в менеджменте
В основе - представление организации как социальной

системы, базирующееся на положениях теории «человеческих отношений» и поведенческих наук

(1920 – 1950). Э. Мэйо, М. Фоллет, Ч. Бернард, Ф.Селзник, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Г. Саймон и др.
Организация - объект и одновременно коллективный социальный субъект деятельности, сознательная координация поведения людей для достижения целей.
Организация – коллектив, основанный на принципах разделения труда, важнейшим фактором производительности труда которого является человек. Теория предполагает систему поддержки человеческих отношений внутри организации. Критерием успешности работы считается повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов.

Слайд 20Школа «человеческих отношений»:
определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации

труда людей;
обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности;
объясняла

активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;
вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.
Школа «человеческих отношений»:определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;обосновывала роль взаимодействия между людьми в

Слайд 21Школа «человеческих отношений»
Э. Мэйо выдвинул одно из основополагающих положений теории

человеческих отношений – принцип индивидуальных различий. Эмпирические исследования показали, что

поведение человека определяется настроением в большей мере, чем деньгами.
Недостаточно создать в организации условия, обеспечивающие стимулирование лишь индивидуальных усилий рабочих; необходимы меры по отношению к определенным социальным группам с учетом всех присущих им психологических и социальных особенностей.
Школа «человеческих отношений»Э. Мэйо выдвинул одно из основополагающих положений теории человеческих отношений – принцип индивидуальных различий. Эмпирические

Слайд 22«Поведенческое» направление (школа поведенческих наук, бихевиористская)
С 1950-х гг. Основная направленность

– повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на

основе поведенческих наук (Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор и др.).

Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке).
Изучались:
различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;
характер власти и авторитета;
роль организационной структуры (организационное поведение человека);
коммуникации в организации;
лидерство;
качества трудовой жизни человека и др.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания
межличностных отношений. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов.
Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики).

«Поведенческое» направление (школа поведенческих наук, бихевиористская)С 1950-х гг. Основная направленность – повышение эффективности отдельного работника и организации

Слайд 23В 1970-е гг. бихевиоризм представил свои взгляды в новом свете

– в теории социального научения. Здесь одной из главных причин

различных моделей поведения человека представляется склонность подражать поведению других лиц с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

В 1970-е гг. бихевиоризм представил свои взгляды в новом свете – в теории социального научения. Здесь одной

Слайд 24Организационное поведение» (ОП) как учебная дисциплина стало впервые преподаваться в

бизнес-школах США в конце 50-х годов ХХ века

Организационное поведение» (ОП) как учебная дисциплина стало впервые преподаваться в бизнес-школах США в конце 50-х годов ХХ

Слайд 25Ключевые компоненты «Организационного поведения» - это триада:
Личность – Группа

– Организация

индивидуальное поведение людей в организациях;
межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения;
структура

и поведение организации в целом.

Ключевые компоненты «Организационного поведения» - это триада: Личность – Группа – Организацияиндивидуальное поведение людей в организациях;межличностные, внутригрупповые

Слайд 26Базовая функция менеджера -
достижение целей, стоящих перед организацией посредством

других людей

Неотъемлемая часть профессионализма менеджеров -
понимание современных законов

организационного поведения

Базовая функция менеджера - достижение целей, стоящих перед организацией посредством других людей Неотъемлемая часть профессионализма менеджеров -

Слайд 27Менеджеры, которые добиваются наилучших результатов
основную массу своего времени (более

70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе,

мотивацию персонала, его обучение и развитие

Менеджеры, которые добиваются наилучших результатов основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и

Слайд 28 ЦЕЛИ НАУКИ ОП:
Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих

в процессе труда

Объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях

Предсказание поведения

работников в будущем

Овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование
ЦЕЛИ НАУКИ ОП: Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе трудаОбъяснение причин поступков

Слайд 293. Основные определяющие организационное поведение силы

3. Основные определяющие организационное поведение силы

Слайд 30Базисные концепции организационного поведения

Базисные концепции организационного поведения

Слайд 31Общность интересов работников и организации

Общность интересов работников и организации

Слайд 32 4. Основные теоретические подходы к ОП (в менеджменте)
Ориентированный на человеческие

ресурсы (поддерживающий)

Ситуационный

Ориентированный на результат

Системный

4. Основные теоретические подходы к ОП (в менеджменте) Ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий)СитуационныйОриентированный на результатСистемный

Слайд 36Анализ «затраты-выгоды» при выборе вариантов организационного поведения
Потенциальные
выгоды
Предлагаемые
ОП действия
Сопоставление
Принятие

решения
Потенциальные
затраты

Анализ «затраты-выгоды» при выборе вариантов организационного поведенияПотенциальные выгодыПредлагаемые ОП действияСопоставлениеПринятие решенияПотенциальныезатраты

Слайд 37Подходы к изучению организационного поведения:
В рамках психологической науки
В рамках социологической

науки
В рамках конфликтологии
- бихевиористский и необихевиористский подходы.
- психоаналитический
- методология индивидуальных

различий

- социально-типический

- теория социального действия

- нормативно-институциональный

- функционалистский

- интеракционистский

- конгнитивная методология

- гештальтпсихология

- концепция групповой динамики

- конфликтный

- модели социального обмена

- феноменологический

- инвайронментальный

Подходы к изучению организационного поведения:В рамках психологической наукиВ рамках социологической наукиВ рамках конфликтологии- бихевиористский и необихевиористский подходы.-

Слайд 38Подходы к изучению ОП в психологии
1. Методология индивидуальных различий: особенности

поведения социальных субъектов объясняются наличием врожденных или приобретенных черт человека

(группы);
2. Бихевиористский и необихевиористский подходы: поведение описывается в терминах адекватных рациональных реакций на различные внешние воздействия, при которых человек (группа) сознательно выбирает линию поведения в целях повышения вознаграждения и избегания негативных санкций.
3. Психоаналитический подход: поведение описывается как неосознанное и являющееся следствием внутриличностных конфликтов и амбивалентных стремлений человека;
4. Когнитивная методология: организационное поведение рассматривается как результат интерпретации индивидом (группой) конкретной ситуации.
5. Гештальтпсихология: реальное поведение индивида (группы) интерпретируется как реализация жизненных стратегий, корректируемых в соответствии с жизненными стратегиями других.
6. Концепция групповой динамики: индивидуальное и коллективное поведение описывается в контексте процессов развития группы.

Подходы к изучению ОП в психологии1. Методология индивидуальных различий: особенности поведения социальных субъектов объясняются наличием врожденных или

Слайд 39Подходы к изучению ОП в социологии
1. Социально-типический подход: предполагается, что

для той или иной группы как субъекта организационных отношений и

объекта управления характерны типичные (изначально присущие или выработанные) свойства и черты, обусловленные социальной (культурной, профессиональной и др.) принадлежностью.
2. Теория социального действия: организационное поведение рассматривается как следствие рациональных (ограниченно рациональных) скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает участников взаимодействия.
3. Нормативно-институциональный подход: организационное поведение рассматривается в контексте функционирования единой социальной системы и трактуется как результат принятия индивидом установленных в социуме норм, ролевых требований и санкций за нестандартное поведение, что обеспечивает необходимый уровень предсказуемости и порядка.
4. Функционалистский подход: поведение индивида (группы) рассматривается в рамках единой социальной системы; предполагается, что взаимодействующим индивидам (группам) свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению социальной целостности; все процессы осуществляются в целях выживания социальной системы, обеспечения интеграции, сотрудничества, равновесия.
5. Интеракционистский подход: организационное поведение описывается через призму процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем поведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний).
Подходы к изучению ОП в социологии1. Социально-типический подход: предполагается, что для той или иной группы как субъекта

Слайд 40В рамках конфликтологии
1.Конфликтный подход: организационное поведение рассматривается в терминах столкновения

противоположных интересов и позиций участников взаимодействия, через призму борьбы за

дефицитные материальные и социальные ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы.
2. Модели социального обмена: взаимоотношения индивидов, групп и организаций описываются как рациональное поведение, под которым понимают взаимовыгодный обмен видами деятельности и вознаграждениями.
3. Феноменологический подход: организационное поведение трактуется как следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных субъектов, которые преследуют свои цели, временно объединяются в коалиции или конфликтуют между собой и постоянно конструируют и интерпретируют конкретную ситуацию средствами наличной и создаваемой культуры.
4. Инвайронментальный подход: человеческое поведение рассматривается как поиск наиболее рационального способа взаимодействия с внешним окружением.

В рамках конфликтологии1.Конфликтный подход: организационное поведение рассматривается в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия, через

Слайд 415. Система организационного поведения

5. Система организационного поведения

Слайд 42ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 436. Модели ОП
Модель ОП - доминирующая в мышлении руководителей система

убеждений, которая определяет действия менеджмента компании

6. Модели ОПМодель ОП - доминирующая в мышлении руководителей система убеждений, которая определяет действия менеджмента компании

Слайд 44Модель организации.
Внешняя среда
Организация
Группа
Индивидуум

Модель организации.Внешняя средаОрганизацияГруппаИндивидуум

Слайд 45Модели организационного поведения
Авторитарная
Опеки
Поддерживающая
Коллегиальная

Модели организационного поведенияАвторитарнаяОпекиПоддерживающаяКоллегиальная

Слайд 46Авторитарная модель ОП

Авторитарная модель ОП

Слайд 47Модель опеки

Модель опеки

Слайд 48Поддерживающая модель ОП

Поддерживающая модель ОП

Слайд 49Коллегиальная модель ОП

Коллегиальная модель ОП

Слайд 50Тенденции развития организационного поведения

Тенденции развития организационного поведения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика