Слайд 1Организационные основы взаимодействия в дошкольном образовании
Модуль
«Технологии взаимодействия с
субъектами дошкольного образования»
Слайд 2Глоссарий
Взаимодействие
Организационные основы
Дошкольное образование
Субъекты дошкольного образования
Социокультурная среда
Образовательная среда
Социальные партнеры
Типы взаимодействия
Формы
взаимодействия
Слайд 3Глоссарий
Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных
условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием
развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама.
Слайд 4Глоссарий
В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру,
включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые
тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) - образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню - образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью.
Слайд 5Глоссарий
Образовательная среда есть прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически
сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических
условий развития личности.
Слайд 6Глоссарий
Социальное партнерство - это особый тип добровольного взаимодействия образовательных учреждений с институтами
рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный
на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Слайд 7Глоссарий
Социальные партнеры – это не просто участники совместной деятельности, связанные каким-либо
соглашением, а стороны, строящие отношения между собой в соответствии с развивающимися
отношениями в обществе
Слайд 8Глоссарий
Основной способ осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который
вступают стороны с целью достижения соглашения по вопросам, представляющим взаимный
интерес на договорной основе.
Слайд 9Глоссарий
Взаимодействие — это универсальная форма изменения состояний объектов, отражает процессы воздействия
различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение
состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Слайд 10Признаки взаимодействия
наличие совместной деятельности
нескольких субъектов;
направленность деятельности на решение
общей для них
задачи;
равное положение субъектов системе;
в процессе взаимодействия его участники реализуют
свои повседневные задачи и функции
Слайд 11Типы взаимодействия
Сотрудничество участников воспитательного процесса — это совместное определение целей
деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета
деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Слайд 12Типы взаимодействия
Опека — это забота одной стороны о другой (старших
о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а
другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер.
Слайд 13Типы взаимодействия
Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в
пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде
открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.
Слайд 14Типы взаимодействия
Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип
взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак
не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга.
Слайд 15Типы взаимодействия
Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной
стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может
быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится.
Слайд 16Типы взаимодействия
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит
ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.