Слайд 1Организация аналитической работы в торговле
Выполнила студентка
СПБ ГБ ПОУ ЭК
Ситникова Елизавета
группы
168
2020 г.
Слайд 2Введение
Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера,
принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом ее организации является четкое
распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой - предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.
Одним из принципов организации анализа на предприятиях торговли является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных.
Слайд 3Сущность аналитической работы на предприятиях торговли
От результативности работы экономической службы
во многом зависит эффективность деятельности торговых предприятий. Она призвана оказывать
влияние на: формирование и выполнение плановых заданий; эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; соблюдение режима экономии и оптимизации издержек обращения; укрепление дисциплины.
Основная задача экономической службы - обеспечение удовлетворения спроса населения и максимизация прибыли предприятия.
Слайд 4Таким образом, экономическую работу на торговых предприятиях можно условно подразделить
на два вида: аналитическая и плановая работа.
Аналитическая работа - научно
разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.
Экономический анализ - это исследование экономических явлений в их многообразных связях и зависимостях.
Анализ хозяйственной деятельности проводится:
- при подведении итогов работы за определенный период;
- составлении планов и в ходе их выполнения;
- прогнозировании хозяйственной деятельности.
Слайд 5Аналитическая работа (по Баканову) строится в следующей последовательности:
Первый этап -
установление цели анализа и объема работы, составление плана аналитической работы,
конкретной программы анализа; подбор документов, проверка достоверности источников информации, приведение данных в сопоставимый вид, группировки данных, составление аналитических таблиц
Второй этап - изучение показателей, характеризующих деятельность анализируемого предприятия;
Третий этап - обобщение и оформление результатов анализа, составление аналитических записок с конкретными предложениями, принятие решений, организация контроля за выполнением предложений по результатам анализа.
Слайд 6Ответственным этапом в аналитической работе (по Савицкой) является подготовка информации,
которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.
В
первую очередь информация, собранная для анализа, должна быть проверена на доброкачественность. Проверка проводится с двух сторон. Во-первых, аналитик проверяет, насколько полными являются данные, которые содержат планы и отчеты, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяется правильность арифметических подсчетов. Аналитик должен обратить внимание и на то, согласуются ли показатели, приведенные в разных таблицах плана или отчета и т.д. Такая проверка носит технический характер.
Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к анализу данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности. Главный вопрос, который решается аналитиком, можно сформулировать так: может ли такое быть на самом деле? Средствами этой проверки являются как логическое осмысление данных, так и проверка состояния учета, взаимосогласованности и обоснованности показателей разных источников.
Слайд 7Аналитическая обработка данных - это уже непосредственно анализ. Поэтому она
является более ответственным этапом работы аналитика.
Здесь производят сравнение фактических
данных отчетного периода с данными прошлых лет, бизнес-плана, конкурирующих предприятий, средними по отрасли, изучают внутренние и внешние факторы, определяющие результаты деятельности предприятия, изыскивают и обосновывают величину резервов повышения ее эффективности.
От того, насколько глубоко и качественно проведен анализ, зависят выводы и корректирующие действия по его результатам, стратегия и тактика бизнеса на перспективу.
Поэтому очень важно в процессе обработки информации использовать наиболее совершенный инструментарий анализа, позволяющий глубоко и комплексно исследовать экономические процессы, более точно измерить влияние факторов и величину хозяйственных резервов.
Слайд 8Цели и задачи анализа
Цель аналитической работы достигается в результате решения
определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитические задачи представляют собой конкретизацию
цели анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
Основными задачами аналитической работы являются: контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли, изучение динамики; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на формирование финансовых результатов; выявление резервов роста прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В процессе проведения аналитической работы используется целая система важнейших показателей, которые объединяются в 5 макро групп в зависимости от экономического содержания: показатели затрат; показатели затрато-емкости; показатели результатов; показатели - факторы; обобщающие показатели.
Слайд 9Основными приёмами (методами) аналитической работы являются:
Сравнение отчётных показателей с плановыми
(сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и
нормативными показателями, с показателями работы других организаций.
Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.).
Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели.
Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям, по времени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.
Слайд 10Практика экономического анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа)
финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
горизонтальный (временной)
анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния позиции отчетности на результат в целом;
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
Слайд 11анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями
отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (пространственный)
анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.