Слайд 1Организация архитектурно - ландшафтного пространства.
Запишите тему урока:
Далее то, что будет
записано в такую рамочку перенести себе в тетрадь.
Слайд 2Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и
восстановление земли и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект
художественного оформления, планирование участка, развитие области жилой застройки, экологическое восстановление, город или городское планирование, городской дизайн, парки и планирование отдыха.
Практика в области ландшафтной архитектуры называют ландшафтным дизайнером.
Слайд 3Сам термин ландшафтная архитектура возник сравнительно недавно, хотя человек занимается обустройством пейзажа
вокруг жилища начиная уже с глубокой древности.
Спецификой ландшафтной архитектуры было и
остается преимущественное использование особых природных «строительных материалов» — растительности, воды, камней, земли, включая особенности рельефа местности. Эти материалы и являются основными в создании среды открытых пространств. Обычные строительные материалы играют вспомогательную роль.
Слайд 4 Ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садово-паркового искусства с искусством организации городских пространств:
улиц, дорог, площадей и их пространственных элементов. Всегда параллельно существовали
два направления развития — регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они полностью никогда не исключали друг друга. Даже самые четкие геометрические планировочные композиции всегда вписываются в живое природное окружение, а самый свободный живописный план не обходится без геометрически правильных элементов.
Слайд 5в Европе ландшафтная архитектура началась с Античности.
Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах
Гесперид, о розариях царя Мидаса... Однако на деле сильно пересеченный рельеф
особым плодородием почв не отличался. В Греции устраивались общественные сады — так называемые священные рощи с кипарисами, лаврами, фисташковыми деревьями и миртами, посаженными чаще всего в честь какого-нибудь особо чтимого в данной местности героя. В таких садах часто проводились спортивные состязания. Философ Эпикур основал философскую школу «Сад», слушателям которой в тени деревьев среди фонтанов и гротов читал публичные лекции на свежем воздухе.
Слайд 6В эпоху Средневековья садоводством занимались преимущественно в монастырях. Считалось, что, трудясь в саду, средневековый
монах очищает душу земным видением потерянного рая. Церковь выбрала своим
символом так называемый закрытый сад, спрятанный от людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике — клуатре. Там обычно помещался сад с лекарственными травами, огород с овощными культурами и кладбище с фруктовыми деревьями, посаженными шпалерами.
Слайд 7Эпоха Возрождения оказала благотворное влияние на развитие садово-паркового искусства. В это время
зародился так называемый итальянский регулярный парк, который возводился на крутом
рельефе, связанном воедино террасами, лестницами, балюстрадами и каскадами водоемов. Центральное место в этой композиции занимал дворец или вилла. Основной темой итальянских парков стала вода.
Итальянский регулярный парк:
крутой рельеф
каскад водоемов
Вилла
лестницы
Слайд 8Равнинный рельеф, преобладающий во Франции, и сильнейшее влияние культуры итальянского Ренессанса —
вот два обстоятельства, определивших направление развития французского паркового искусства.
В эпоху барокко — время
правления Людовика XIV — появился французский регулярный парк. Поскольку местность не изобиловала возвышенностями, замок во французском саду не доминировал и не подавлял сад. Напротив дворца обычно выстраивали осевую аллею с четырьмя рядами лип и кипарисов, завершавшуюся разрывом на границе сада.
Французский парк организован не по воле своенравной и неуправляемой природы, а по геометрически выверенному плану архитектора.
Французский регулярный парк:
Дворец
Осевая аллея
геометрия
Слайд 9Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция
парков имеет жесткий каркас и выглядит как огромный сочиненный орнамент
зеленого ковра.
Слайд 11парки в Шантийи
(усадьба во Франции)
Слайд 15В эпоху классицизма в Англии зарождается романтическое направление в искусстве, открывающее природу через
живопись, возникает пейзажный парк. Большую роль здесь сыграла известная всем любовь
англичан к природе и сельской местности.
Английский парк свободно вписывается в уже существующую природную среду или реконструирует ее.
Слайд 16Весьма значителен вклад русской усадьбы в архитектуру и садово-парковое искусство.
Русская ландшафтная
архитектура с самого начала XVIII в. была отмечена яркой самобытностью. Наиболее интенсивно
новые идеи начали развиваться в новой столице — Санкт-Петербурге. Они органично переплелись с уже существовавшими традициями, в первую очередь с традициями городского и сельского усадебного строительства. В Петербурге строились многочисленные городские усадьбы. Перед домом, выходившим фасадом на улицу, устраивался парадный двор — курдонер. За домом разбивался регулярный сад, подходивший обычно к набережной реки.
Русская ландшафтная архитектура
Усадьба
Парадный двор
Сад за домом
Слайд 19 Царское Село, которое даже называют «энциклопедией русского сада», — один из
безусловных шедевров русской ландшафтной архитектуры.
Слайд 20История развития садово-паркового искусства Китая началась еще в XII в. до н. э. У китайцев
существовало два типа парков: камерные (при жилищах или монастырях) и императорские
парки необозримых размеров. В центре такого парка находился довольно глубокий водоем, откуда вода растекалась в пяти направлениях, напоминающих о пяти когтях леопарда. Над прудом нависала крутая скала с легкой беседкой, откуда можно было созерцать восход солнца. Другие павильончики, носившие поэтичные названия вроде «Беседки, омываемой ароматом леса» или «Беседки ожидания инея», были разбросаны по парку. На лужайках росли цветы и целебные травы, через речки были перекинуты горбатые мостики, арка каждого из которых вместе с отражением составляла правильный круг.
Слайд 21 В Японии предпочитали малые формы — небольшие сады, где каждая деталь
имела сложный внутренний смысл. Это были отражения природы в уменьшенном виде,
построенные по законам учения дзен, согласно которому длительное созерцание и самоуглубление способны привести к внезапному озарению. Основой японской садовой композиции служили камни — озерные и речные, прячущиеся в траве и омываемые потоками воды. К примеру, высокий камень символизировал активное начало, плоский — пассивное. В японском саду непременно присутствовали мхи, кустарники, клен, сакура, персик, а также ручьи или водопады.
Другая вершина японского паркового искусства — монастырские сады камней. Это сады для медитации, для размышлений.
Слайд 22Если обратиться к восточной ландшафтной традиции, можно увидеть, насколько она разнообразна,
сколько в ней региональных оттенков. Например, собственный сад в странах с засушливым климатом
был предметом необходимости и показателем материального благополучия: он давал драгоценную тень. О тех, кто не смог обзавестись даже маленьким садиком, в древних текстах писали: «Он беден, у него нет тени».
Китай
В центре водоем
Беседки для размышлений
Арочные мостики
Япония
Сады для медитаций (сад камней)
Слайд 23План проекта «парк отдыха»
Аллеи
Газоны
Парковый павильон (беседка)
Садово-парковая скульптура (фонтан)
Водоемы
Эстрадная сцена
Продумайте план
своего парка отдыха. В нем должны быть предусмотрены:
На весь альбомный
лист нарисуйте план своего парк (вид сверху)
Слайд 24Дайте парку название, укажите стрелками фонтаны, беседки, мосты и т.д.