Слайд 1Организация как категория менеджмента
План.
Сущность понятия.
Характеристики организации.
Организационно-правовые формы организаций.
Типы образовательных организаций.
Законы
организации.
Слайд 2Сущность понятия «организация»
Организация – устойчивая группа лиц (физических и юридических),
взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для
решения своих проблем или достижения поставленных целей.
Организация рассматривается одновременно, и как субъект, и как средство деятельности.
Слайд 3Характеристики организации
Организация – открытая социальная система.
Её основные характеристики:
структура,
цели,
стратегии,
технологии,
персонал,
потенциал,
внешняя и внутренняя
среда.
Слайд 4Структура организации
Структура организации – упорядоченная совокупность её взаимосвязанных элементов.
Виды структуры
организации:
техническая,
социальная,
социотехническая,
нормативно-правовая.
Слайд 5Структура организации
техническая структура
Её основа – материальные объекты и процессы (помещения,
их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии…).
Эти элементы практически
неизменны, следовательно, её относят к категории жестких.
Слайд 6Структура организации
Социальная структура
Образуется совокупностью участников и их связей в рамках
совместной деятельности.
Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия,
каналы их распределения и т.д., следовательно, её относят к категории гибких.
Слайд 7Структура организации
Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из
нескольких элементов:
потенциал общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания
ситуации, умением выявлять и решать проблемы, в том числе, в критических условиях, готовность к риску и т.д.);
психологический потенциал ( отражает состояние морально-психологического климата, стабильность отношений);
творческий потенциал коллектива (отражает его способность реагировать на изменения, предлагать альтернативы, стремление к поиску, предприимчивость…).
Слайд 8Структура организации
Социотехническая структура
Это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и
в трудовой взаимосвязи.
Она интегрирует в себе жесткую и гибкую структуры.
Слайд 9Структура организации
Нормативно-правовая структура
Это совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых
для осуществления функций организации.
Слайд 10Организационно-правовые формы организаций
Под организационно-правовой формой понимается:
способ закрепления и использования имущества
хозяйствующим субъектом (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на
правах аренды…);
правовое положение (правовой статус) хозяйствующего субъекта и цели осуществляемой им деятельности (коммерческие организации и некоммерческие).
Слайд 11Организационно-правовые формы организаций
Коммерческие организации
Основной целью является извлечение прибыли и
возможность распределения её среди членов.
Могут создаваться в форме:
хозяйственных товариществ и
обществ,
производственных кооперативов,
государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Слайд 12Организационно-правовые формы организаций
Некоммерческие организации
Основной целью является удовлетворение нематериальных потребностей граждан.
Создаются
в форме:
потребительских кооперативов,
общественных и религиозных организаций (объединений),
учреждений,
благотворительных или иных фондов,
некоммерческих
партнерств, автономных некоммерческих организаций…
Могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей и задач, ради которых они созданы.
Слайд 13Организационно-правовые формы организаций
Образовательная организация.
Основная цель – удовлетворение нематериальных потребностей
граждан. Выражающееся в двух основных функциях: воспитание и обучение. Следовательно,
ОО могут осуществлять свою деятельность только как некоммерческие организации.
В большинстве случаев образовательные организации создаются в форме учреждения.
Слайд 14Организационно-правовые формы организаций
Образовательное учреждение – это некоммерческая организация, созданная с
целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан
посредством реализации установленных образовательных программ (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»)
Слайд 15Организационно-правовые формы организаций
Виды образовательных учреждений:
государственные (федеральные или находящиеся в ведении
субъекта РФ);
муниципальные;
негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций (объединений).
Государственные и
муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть бюджетными и автономными.
Слайд 16Организационно-правовые формы организаций
ОУ имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в
случаях предусмотренных действующим законодательством. Все виды осуществляемой ОУ деятельности должны
быть отражены в их уставах.
ОУ имеют право:
торговлю покупными товарами, оборудованием,
оказание посреднических услуг,
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций,
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним,
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом работ, услуг и с их реализацией,
сдачу имущества в аренду.
Слайд 17Типы образовательных организаций
Типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
дошкольная образовательная
организация,
общеобразовательная организация,
профессиональная образовательная организация,
образовательная организация высшего образования.
Слайд 18Типы образовательных организаций
Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
Организация дополнительного
образования – ОО, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
Организация дополнительного профессионального образования – ОО, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Слайд 19Законы организации
Закон синергии (главный) – потенциал организации как единого целого
превышает сумму потенциалов отдельных ее элементов вследствие их взаимной поддержки
и дополнения;
Закон использования противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, централизации и децентрализации) позволяет извлекать одновременно выгоды и из тех и из других, а, следовательно, существенно увеличить общие организационные возможности.
Слайд 20Законы организации
Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и её элементами.
В любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала всей системы.
Закон композиции.
Функционирование всех без исключения организационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них её конкретизируют, являясь по отношению к ней подцелями.
Слайд 21Законы организации
Закон самосохранения. Любая организация, равно как и её отдельный
элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда
условий (избежание серьезных потрясений: изменение границ, рангов ключевых фигур; рациональное использование ресурсов, расширение масштабов и сферы деятельности. Т.е., самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития.
Слайд 22Законы организации
Закон информированности. В организации не может быть больше порядка
, чем у ее членов имеется информации о реальном положении
вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.
Закон необходимого разнообразия элементов и связей. Обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.
Слайд 23Законы организации
Закон онтогенеза. Жизнь любой организации состоит из последовательно сменяющих
друг друга фаз: становления, развития, угасания.
Цикл жизни организации охватывает
5 основных фаз:
Создание организации и осуществление всех связанных с этим мероприятий.
Стремительный рост организации в той сфере, в которой она изначально возникла.
Дифференциация, поиск новых, а также качественное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее деятельности.
Наступает состояние зрелости, консолидации. Организация прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца.
Организация постепенно ослабевает, может прекратить свое существование.
Задача менеджмента заключается в максимальном сокращении первых фаз, продлении третьей и четвертой и отсрочке наступления пятой.