Разделы презентаций


Организация научных исследований II

Содержание

Выполнение научно-исследовательской работы предполагает следующие этапы:1. Определение проблемы, предмета и объекта исследования.2. Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.3. Формулировка цели, задач и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Организация научных исследований II
1. Выбор направления научного исследования и

этапы НИР
- Основные этапы выполнения НИР.
-

Выбор направления научного исследования.
- Критерии актуальности НИР, формулирование темы НИР
- Планирование исследования.
- Техническое задание на проведение исследования.
- Управление процессом коллективных научных исследований, принципы научного руководства.
2. Сбор и анализ информации по теме исследования
- Источники научной информации, виды научных публикаций и изданий, структура научных публикаций, принцип рецензирования.
- Организация работы с литературными источниками, обработка научно-технической информации, принципы научного реферирования и составления аналитического обзора.
- Формулирование цели и задач исследования и плана работ.
Организация научных исследований II 1. Выбор направления научного исследования и этапы НИР  - Основные этапы выполнения

Слайд 2Выполнение научно-исследовательской работы предполагает следующие этапы:
1. Определение проблемы, предмета и

объекта исследования.
2. Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное

описание предмета исследования и окончательное название работы.
3. Формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
4. Выбор методов исследования.
5. Сбор фактического материала.
6. Обработка результатов исследования и их интерпретация.

Этапы фундаментальной НИР

Выполнение научно-исследовательской работы предполагает следующие этапы:1. Определение проблемы, предмета и объекта исследования.2. Изучение литературы по проблеме, уточнение

Слайд 31 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования

Проблема –

это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих

интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос требующий определенных практических и теоретических действий.
Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой
Следует ограничивать свои интересы решением конкретной, актуальной проблемы.

Предмет исследования – это конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования.

Объект исследования – это то, что изучается; объектами исследования могут быть люди, группы людей, организации, физические объекты, психические феномены и т.п.

Продуманные и четко сформулированные проблема, предмет и объект исследования позволяют уже на первом этапе исследования определить объем и направленность предстоящей работы, тематику литературы, с которой необходимо познакомиться, заранее позаботиться о методиках. Также это экономит время, затрачиваемое на исследование.
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследованияПроблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи

Слайд 4Актуальность исследования определяется потребностями конкретной области деятельности или научного знания

и проявляется в степени разработанности проблемы. Различают актуальность в теоретическом

и прикладном (практическом) отношениях.
При доказательстве актуальности исследования акцентируется внимание на нерешенных проблемах и выделяются важные аспекты этих проблем:
- важность проблемы для теории и практики соответствующей отрасли науки и техники;
- направленность на решение стратегически значимых проблем и важнейших задач;
-  обобщение опыта отечественной и зарубежной практики;
- учет влияние на содержание проблемы различных факторов (технических, экономических, социальных и т. п.);
- определение условий развития социально-экономических систем:
- постановку новых задач в развитии науки.

Факторы, определяющие актуальность НИР

Актуальность исследования определяется потребностями конкретной области деятельности или научного знания и проявляется в степени разработанности проблемы. Различают

Слайд 5Актуальные направления и комплексные проблемы исследований формулируются в директивных документах

правительства страны.
Конкретизация направления исследования является результатом изучения состояния запросов производства,

общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении.

В процессе изучения состояния и результатов уже выполненных исследований могут формулироваться идеи комплексного использования нескольких научных направлений для решения производственных задач.
Наиболее благоприятные условия для выполнения комплексных исследований имеются в высшей школе в связи с наличием в вузах научных школ, сложившихся в различных областях науки и техники.

Темы НИР должны быть актуальными (требующими скорейшего разрешения), иметь научную новизну (т.е. вносить вклад в науку), быть экономически эффективными для народного хозяйства.
При разработке теоретических исследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости, определяющим престиж отечественной науки.

Выбору темы должно предшествовать ознакомление с отечественными и зарубежными источниками. Проблема выбора темы существенно упрощается в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему.
Актуальные направления и комплексные проблемы исследований формулируются в директивных документах правительства страны.Конкретизация направления исследования является результатом изучения

Слайд 62 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий,

предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.

Цель этапа –

выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, что изучено слабо или совсем не изучено. Последнее может составить специфику проблемы исследования.
 
При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а затем периодические издания. При наличии нескольких изданий одного авторского коллектива по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
 
Изучение литературы начинают с поисков источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг. Выходные данные литературных источников по теме исследования следует записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы.
 
Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы. На основании конспектов и выписок из прочитанной литературы осуществляют аналитическое описание предмета исследования. Обычно его делают в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме. Обзор литературы заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу научных интересов исследования.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название

Слайд 73 этап – на базе анализа литературы - формулировка цели,

задач и гипотезы исследования.

Цель исследования – изучение вопроса, составляющего проблему

исследования, уточненную в процессе анализа литературы.
 
Гипотеза (от греч. Υπόθεση – основание, предположение) – логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детермини-рующими, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые.
Виды гипотез:
Общая гипотеза – это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.
Частная гипотеза – это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события.

Требования к гипотезе:
- предположение не должно быть логически противоречивым, а так же противоречить фундаментальным положениям науки;
- предположение должно быть принципиально проверяемым;
- предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно предназначено;
- предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений.
3 этап – на базе анализа литературы - формулировка цели, задач и гипотезы исследования.Цель исследования – изучение

Слайд 8В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу –

значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. Предположение,

сформулированное в гипотезе, носит вероятностный характер; это означает, что сделанное предположение справедливо лишь с определенной долей вероятности. В ходе исследования необходимо доказать достоверность вероятностного предположения.
 
Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы. Задач выдвигается столько, сколько необходимо для проверки гипотезы.

Таким образом, гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию. Гипотеза играет существенную роль в развитии науки, служит начальным этапом формирования почти каждой научной теории. Все значительные открытия в науке возникли не в готовом виде, а прошли длительный и сложный путь развития, начиная с первоначальных гипотетических положений, выступающих в качестве руководящей идеи исследования и развивающихся на этой фактической основе до научной теории.
В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из

Слайд 94 этап – выбор методов исследования, адекватных задачам исследования
 
Прежде чем

осуществлять сбор необходимой информации, необходимо овладеть выбранными методиками. Для этого

полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пилотажное, пробное исследование), что позволит учесть проблемы, как самой методики, так и работы с ней.

5 этап – сбор фактического материала.

Изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяет выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления, его логические взаимосвязи. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.
 
В работе необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и цифровыми расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы математического анализа. 
4 этап – выбор методов исследования, адекватных задачам исследования Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, необходимо овладеть выбранными

Слайд 106 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.

На этом

этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области

науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц, графиков и диаграмм.
 
Теоретическая интерпретация – на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.
 
Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.

В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется широко использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например, Excel, SPSS, STATISTICA и др.). На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими

Слайд 11Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия
Их задача

- дать ответ на вопрос: Возможно ли создание нового вида

продукции и с какими характеристиками?
Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

Рекомендуются следующие основные этапы прикладных НИР: 1. Разработка технического задания (ТЗ) на НИР; 2. Выбор направлений исследования; 3. Теоретические и экспериментальные исследования; 4. Обобщение и оценка результатов исследований.

Этапы прикладной НИР

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделияИх задача - дать ответ на вопрос: Возможно ли

Слайд 14Информационное обеспечение прикладной НИР

На стадии разработки технического задания на НИР

используются следующие виды информации: - объект исследования; - описание требований к объекту

исследования; - перечень функций объекта исследования общетехнического характера; - перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия; - технические решения (в прогнозных исследованиях); - сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР; - сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований); - сведения о материальных ресурсах; - маркетинговые сведения; - данные об ожидаемом экономическом эффекте.
Информационное обеспечение прикладной НИРНа стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации: - объект исследования;

Слайд 15Дополнительно используется следующая информация: - методы решения отдельных задач и обработки информации; - общетехнические

требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике

и так далее); - проектируемые сроки обновления продукции; - предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно используются: - сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР; - данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений; - требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.
Дополнительно используется следующая информация: - методы решения отдельных задач и обработки информации; - общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний,

Слайд 16ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) по теме:
"НАЗВАНИЕ"
 
1 Основание для

проведения НИР и сроки выполнения работ
1.1 Решение Конкурсной комиссии Заказчика

№ _____ (или договор Заказчика с исполнителем от «____» __________2011 г. № ________).
1.2 Сроки начала и окончания работ
 
2 Исполнитель НИР
 
3 Цель выполнения НИР
 
4 Научные и научно-технические результаты выполнения НИР
4.1. Основное содержание работ
4.1.1. Выбор и обоснование обобщенной модели
4.1.2. Разработка, апробация и реализация высокоэффективных методов
4.1.3. Создание базы физико-технических знаний
4.1.4. Разработка методических материалов по использованию базы физико-технических знаний

ТЗ на проведение НИР

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕна выполнение научно-исследовательских работ (НИР) по теме:

Слайд 174.2. Планируемые результаты работ
4.2.1. При выполнении НИР

должны быть получены следующие научно-технические результаты:

1) Отчет о НИР, содержащий, в том числе: …
2) Техническая документация на получение экспериментальных образцов наноматериалов и наносистем различного функционального назначения.
3) Экспериментальные образцы:
4) Программы и методики испытаний функциональных свойств разработанных материалов и систем.
5) Квантово-химические модели:
4.2.2. Апробированные методы:
4.2.3. База физико-технических знаний
4.2.4. Техническое задание на разработку следующего этапа исследований.
4.2.5. Программный комплекс накопления, обработки и использования данных базы физико-технических знаний с результатами тестирования комплекса.
4.2.6. Методические материалы по использованию базы физико-технических знаний

4.3. Требования к видам обеспечения
4.4. Требования к стандартизации и унификации
4.5. Требования к представлению информации
4.2. Планируемые результаты работ   4.2.1. При выполнении НИР должны быть получены следующие научно-технические результаты:

Слайд 185 Основные требования к выполнению НИР
5.1. Требования к выполняемым работам
5.2.

Требования к разрабатываемой документации
 
6 Технические требования
6.1. Требования к номенклатуре параметров,

к точности их определения и точности воспроизведения внешних условий
6.2. Требования по стандартизации, унификации, совместимости и взаимозаменяемости
6.3. Требования по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды
6.4. Требования по сроку предоставления гарантий качества работы
 
7 Требования к патентной чистоте и правовой защите результатов интеллектуальной деятельности
 
8 Технико-экономические показатели
8.1. Основные технико-экономические требования
8.2. Требования к достижению программных индикаторов и показателей
5 Основные требования к выполнению НИР5.1. Требования к выполняемым работам5.2. Требования к разрабатываемой документации 6 Технические требования6.1. Требования

Слайд 199 Перечень, сроки выполнения и стоимость этапов
9.1. Наименование этапов и

выполняемые работы
9.2. Состав разрабатываемой документации, сроки исполнения и финансирование

по этапам
 
10 Предполагаемое использование результатов НИР
 
11 Порядок сдачи-приемки результатов НИР
9 Перечень, сроки выполнения и стоимость этапов9.1. Наименование этапов и выполняемые работы 9.2. Состав разрабатываемой документации, сроки

Слайд 20При планировании научно-исследовательской работы особое внимание следует уделить анализу условий

для проведения исследований:
– мотивационных (механизмы стимулирования участников НИР);
– кадровых (подбор,

повышение квалификации и переподготовка кадров);
– материально-технических (создание необходимой учебно-материальной базы, обеспечение исследовательского коллектива научной аппаратурой, реактивами, оргтехникой, ПЭВМ и т.д.);
– научно-методических (обеспеченность НИР учебной документацией, учебниками и другими средствами обучения);
– финансовых (финансирование необходимой материальной базы, оплата труда работников, проведение экспертизы разработанных проектов и т.д.);
– организационных (создание новых структур, четкое распределение обязанностей всех членов коллектива, поиск и приглашение научных руководителей и консультантов и т.д.);
– нормативно-правовых (получение соответствующих лицензий и других разрешительных документов, приобретение справочно-нормативных документов, создание необходимой документации внутреннего пользования и т.п.);
– информационных (обеспечение НИР соответствующей информацией: книгами, журналами, базами и банками данных и т.д.).

Управление НИР

При планировании научно-исследовательской работы особое внимание следует уделить анализу условий для проведения исследований:– мотивационных (механизмы стимулирования участников

Слайд 21Мотивационные ценности:
1)  хороший заработок;
2)  хорошие коллеги по работе; 
3)  интересная работа;
4) 

работа по способностям;
5)  удобное время работы;
6)  полезность для общества;   

  
7)  большой отпуск;
8)  надежное место работы;
9)  уважаемая работа;
10) возможность инициативы;
11) достижение результатов;
12) возможность общения;
13) ответственность в работе;
14) отсутствие давления;
15) возможность продвижения по службе;
16) международные контакты.
Мотивационные ценности:1)  хороший заработок;2)  хорошие коллеги по работе; 3)  интересная работа;4)  работа по способностям;5)  удобное время работы;6)  полезность

Слайд 22Все источники информации (в дальнейшем «документы») подразделяют по разным параметрам
 
I.

Виды документов по знаковой природе:
1. Письменные:

a) опубликованные (доводятся до всеобщего сведения путём тиражирования): книжные, журнальные, газетные, листовые, буклет, карточные, открытки, плакаты, комплекты.
б) неопубликованные (материалы, которые остаются в рукописях или тиражируются в небольшом количестве; материалы, представляющие особую ценность: научно-технические отчёты, диссертации, переводы, проекты, лабораторные журналы…)
2. Нотные
3. Картографические (карты, атласы, глобусы)
4. Изобразительные
5. Аудиовизуальные.

Подбор литературы

Все источники информации (в дальнейшем «документы») подразделяют по разным параметрам I. Виды документов по знаковой природе:  1.

Слайд 23II. Виды документов с точки зрения периодики:
1. Сериальные

a) периодические

журналы: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные
газеты: общеполитические, специализированные
календарь
б) продолжающиеся (выходят через неопределённые промежутки времени, по мере накопления материала: «Труды…», «Учёные записки…», «Вестник…», «Известия…» и др.)
в) бюллетени (содержат краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации): нормативный, справочный, рекламный, бюллетень-хроника, бюллетень-таблица, статистический.
2. Непериодические (книги): монографии, диссертации, справочные пособия… 
II. Виды документов с точки зрения периодики:  1. Сериальные    a) периодические

Слайд 24III. Виды документов с точки зрения целевого назначения
1.

Собственно научные работы:
а) полное собрание сочинений

классиков науки и техники;
  б) избранные труды выдающихся учёных;
  в) монографии;
  г) коллективные монографии;
  д) материалы съездов, конференций, симпозиумов;
  е) депонированные рукописи (переданные на хранение в специальные информационные органы рукописи, рекомендованные научным советом учреждений и организаций);
  ж) отчёты о результатах законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;
  з) переводы научно-технической литературы.
2. Научно-квалификационные работы:
  а) диссертация;
  б) автореферат.
3. Научно-популярные источники (предназначены для читателей, не являющихся специалистами в данной области, не используют сложных терминов и теоретических конструкций, с большим количеством пояснительно-иллюстративного материала).
III. Виды документов с точки зрения целевого назначения  1. Собственно научные работы:    а)

Слайд 25 4. Официальные документы (публикуемые от имени государственных

или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий).

а) документы, действующие на федеральном уровне;
  б) документы, действующие на уровне субъектов РФ;
  в) документы, действующие в пределах отрасли;
  г) документы, действующие в пределах отдельной организации.
5. Среди официальных изданий особое место принадлежит правовым документам (Конституция РФ, федеральные законы, законы отдельных субъектов РФ)
6. Справочные документы (типографские издания, CD, интернет-варианты). С точки зрения порядка расположение материала делятся на словари (алфавитный способ расположения материала) и справочники (тематический).
а) универсальные и отраслевые справочники;
  б) производственно-технические справочники;
  в) толковые словари;
  г) терминологические словари;
  д) многоязычные словари;
  е) нормативные справочники;
  ж) биографические справочники;
  з) путеводители…
4. Официальные документы (публикуемые от имени государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий).

Слайд 26 7. Учебные документы
а)

учебник (систематизированное изложение учебной дисциплины);
  б) учебное пособие

(издание, дополняющее или частично заменяющее учебник);
в) сборник задач и упражнений (в том числе наглядные пособия, хрестоматия, практикумы, практические руководства, учебные программы, учебно-методические пособия…)
8. Производственные и нормативно-производственные документы
(имеют сугубо прикладной характер содержания, для которого присуще сочетание инструктивно-нормативных и справочных данных; издания очень разнообразны по жанрам (регламентирующие производственный процесс, промышленные каталоги, нормативно-производственные издания, государственные стандарты…))
7. Учебные документы    а) учебник (систематизированное изложение учебной дисциплины); 

Слайд 27Наиболее важные источники научно-технической информации

1. Научные и научно-популярные журналы (делятся

на три категории):
– нерецензируемые журналы,
– рецензируемые журналы (присланные материалы проходят

оценку рецензента).

2. Диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – квалификационная работа на присуждение учёной степени или квалификации магистра.
Общие требования - оригинальность, научная новизна и практическая значимость работы.
Ценность диссертации в качестве литературного источника:
- содержит литературный обзор, где представлено состояние проблемы на современном уровне,
- литературный обзор ссылается на огромное количество литературных источников,
- диссертация содержит результаты исследования (можно сравнивать свои результаты и результаты, полученные диссертантом),
- диссертация содержит выводы, которые будут вам очень полезны.
Наиболее важные источники научно-технической информации1. Научные и научно-популярные журналы (делятся на три категории):– нерецензируемые журналы,– рецензируемые журналы

Слайд 283. Автореферат диссертации (от лат auto и. refero – докладываю,

сообщаю) – краткое изложение основных результатов диссертационной работы, составленное автором

диссертации.
Выпускается в виде брошюры в 15-40 стр. и содержит основные теоретические положения, результаты исследования и выводы.
Ценность автореферата в качестве литературного источника (отличия от диссертации):
«–» в авторефератах нет подробного литературного обзора и списка литературы
«+» четче изложены результаты исследования, в небольшом объеме отражена основная суть работы и представлены выводы.
«+» более доступны и в печатном и в электронном виде

4. Монография (от греч. μονο – один, единый и γράψετε – писать) – научный труд в виде книги с углублённым изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем.
Монография является более зрелым и законченным научным произведением, чем диссертация.
3. Автореферат диссертации (от лат auto и. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение основных результатов диссертационной

Слайд 291. Каталог — систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в

информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами.
 
Типы библиотечных

каталогов:
Алфавитный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке.
Тематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке.
Предметный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т. е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке.
Хронологический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания чаще (всего периодического
Архивный каталог — перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже — хронологическом) порядке.

Источники научной информации

1. Каталог — систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с

Слайд 30Библиографический каталог — перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические

(описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе)

книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке.
Генеральный систематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного, и иных, уже нами рассмотренных.
Специальный каталог — перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

2. Реферативные издания - содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами.
- реферативные журналы,
- реферативные сборники,
- экспресс-информация,
- информационные листки.
Библиографический каталог — перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто

Слайд 31Наполнение выпусков РЖ по различным тематикам в 1953–2008 гг

Наполнение выпусков РЖ по различным тематикам в 1953–2008 гг

Слайд 32Изменение наполнения РЖ с 1986 по 2009 г

Изменение наполнения РЖ с 1986 по 2009 г

Слайд 33Тиражи и цена подписки сводного тома РЖ ВИНИТИ РАН «Физика»

с 1985 по 2010 г.

Тиражи и цена подписки сводного тома РЖ ВИНИТИ РАН «Физика»  с 1985 по 2010 г.

Слайд 34МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ
1. International Nuclear Information System (INIS) Учредитель:

International Atomic Energy Agency (Austria) Язык: английский, немецкий, французский Тематика:

ядерная техника, использование атомной энергии
2. Institute for Scientific Information (Thomson ISI) Учредитель: Thomson Reuters Corporation (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Физика, Химия, Математика, науки о Земле, Медицина, Биология, Вычислительная техника, Общественные науки, Искусство, Гуманитарные науки
Web of Science - в рамках ресурса на платформе ISI Web of Knowledge предоставляется доступ к базам данных ISI
3. Abstracting and indexing database SCOPUS (Elsevier) Учредитель: Медиа-холдинг Reed Elsevier (Nederland) Язык: все основные языки мира Тематика: медицинская и биомедицинская библиотеки, нефте-газохимия, физико-математическая библиотека, Библиотека по экологии и наукам о земле, Библиотека социальных и гуманитарных наук
Scopus – крупнейшая в мире единая реферативная и аналитическая база данных, которая индексирует более 17 тыс. наименований научно-технических и медицинских журналов
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ 1. International Nuclear Information System (INIS)  Учредитель: International Atomic Energy Agency (Austria)

Слайд 354. STN International (Scientific & Technical Net International) Учредители: FIZ

Karlsruhe (Germany), Chemical Abstracts Service (USA), Japan Information Center of

Science and Technology (Japan) Язык: все основные языки мира Тематика: все области науки и техники (около 350 млн. документов)
5. EBSCOhost Research Databases Учредитель: EBSCO Industries, Inc. (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Базы данных для образования, науки и медицины
6. Oxford Journals Учредитель: University of Oxford (Oxford University Press) (UK) Язык: все основные языки мира Тематика: Все отрасли знаний
Один из крупных международных издателей академических и научно-исследовательских журналов
7. Oxford University Press Reference Учредитель: University of Oxford (Oxford University Press) (UK) Язык: все основные языки мира Тематика: Все отрасли знаний
Один из лучших универсальных справочно-информационных ресурсов.
4. STN International (Scientific & Technical Net International)  Учредители: FIZ Karlsruhe (Germany), Chemical Abstracts Service (USA),

Слайд 368. Institution of Engineering and Technology Учредитель: Institution of Electrical

Engineers и Institution of Incorporated Engineers (IET) (UK) Язык: все

основные языки мира Тематика: Физика, Электротехника, Электроника, Связь, Автоматика, Вычислительная техника, Информационные технологии, Механика
9. IEEE/IET Electronic Library Учредитель: Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Техника и технологии
10. Ulrich's Periodicals Directory Учредитель: R.R. Bowker LLC (Bowker Publishing) (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: все тематические направления жизнедеятельности
11. American Chemical Society Journals Учредитель: American Chemical Society (ACS Publishing) (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Химия (аналитическая, неорганическая и ядерная, медицинская, полимеров, прикладная, физическая), Биохимия, Биотехнология, Химическая технология, Пищевая технология, Кристаллография, Материаловедение, Применение компьютеров и информационные системы в химии, Фармакология, Экология, Энергия и топливо
8. Institution of Engineering and Technology  Учредитель: Institution of Electrical Engineers и Institution of Incorporated Engineers

Слайд 3712. American Institute of Physics Учредитель: American Institute of Physics

(AIP) (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Физика (оптика,

акустика, ядерная физика, математическая физика, физика жидкости и газа, геофизика), Техническая механика, Астрономия, Химическая физика и технология, Биомедицинская физика и технология, Электротехника, Энергетика, Электроника, Вычислительная техника, Приборостроение, Гражданское строительство
13. American Physical Society (APS Journals) Учредитель: American Physical Society (APS) (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Физика общая, Астрофизика, Физика элементарных частиц, Полевая физика, Ядерная физика, Физика молекулярная, Оптическая физика, Нелинейная динамика, Динамика жидкости и газа, Классическая оптика, Физика плазмы, Физика твердого тела, Биофизика, Квантовая физика
14. Cambridge University Press Учредитель: University of Cambridge (Cambridge) (UK) Язык: все основные языки мира Тематика: Все отрасли знаний
15. Nature Publishing Group Учредитель: Macmillan Publishers Ltd (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Медицина, Физика, Химия, Науки о Земле, Экология
12. American Institute of Physics  Учредитель: American Institute of Physics (AIP) (USA)  Язык: все основные

Слайд 3816. Harvard libraries Учредитель: Harvard University (USA) Язык: все основные

языки мира Тематика: Искусство, Дизайн, Инженерные и прикладные науки, Медицина,

Здравоохранение, Богословие, Юридические науки, Педагогические науки, Бизнес, Государственное управление
17. Institute of Physics Electronic Journals Учредитель: Institute of Physics (IOP) (UK) Язык: все основные языки мира Тематика: Физика общая, Физика прикладная, Математическая физика, Биофизика, Медицинская физика, Атомная физика, Молекулярная физика, Физику высоких энергий, Ядерная физика, Физика плазмы, Механика, Астрономия, Космология, Геофизика, Биоинженерия, Метрология, Математика, Химия, Вычислительная техника
18. SpringerLink Учредитель: Springer Science+Business Media (Germany) Язык: все основные языки мира Тематика: Все отрасли знаний
19. informworld Учредитель: Informa plc (UK) Язык: все основные языки мира Тематика: Cпециализированная информация для профессиональных академических и деловых кругов
16. Harvard libraries  Учредитель: Harvard University (USA)  Язык: все основные языки мира  Тематика: Искусство,

Слайд 3920. RSC Publishing Учредитель: Royal Society of Chemistry (RSC) (UK)

Язык: все основные языки мира Тематика: Химия (аналитическая, неорганическая, органическая,

физическая), Химическая технология, Биология, Охрана окружающей среды, Энергетика, Пищевые продукты и технологии, Образование
21. WorldSciNet Учредитель: World Scientific Publishing Co (WS) (Singapore) Язык: все основные языки мира Тематика: Компьютеры, Математика, Техника, Физика, Химия, Науки о жизни, Медицина, Экономика, Финансы, Менеджмент, Социальные науки
22. Wiley InterScience Учредитель: John Wiley & Sons, Inc. (USA) Язык: все основные языки мира Тематика: Все отрасли знаний
23. Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) Учредители: 1969 г. - правительства НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР
Язык: все основные языки мира Тематика: универсальная
20. RSC Publishing  Учредитель: Royal Society of Chemistry (RSC) (UK)  Язык: все основные языки мира

Слайд 40ВИНИТИ - Всероссийский институт научной и технической информации http://www.viniti.ru
1. Научно-информационные

издания и продукты - Реферативный журнал (РЖ), издаваемый в печатной

и электронной формах
- Документальная База данных по науке и технике
- Указатели к РЖ
- Обзорная информация
- Проблемно-ориентированные реферативные, информационные сборники и бюллетени
- Сигнальная информация
- Экспресс-информация
- Библиографические указатели
- Научно-технические сборники по научно-информационной деятельности
- Монографии по теории и практике в области информационной деятельности
- Указатель опубликованных материалов научных мероприятий
- Каталог информационных изданий и продуктов
2. Научно-информационные услуги
- База данных в режиме on-line
- Услуги на основе фондов научно-технической литературы
Депонирование научных работ 3. Фонды научно-технической литературы ВИНИТИ (Ресурсы НТИ) (Массив ретроспективной информации по точным, естественным, техническим и прикладным наукам, сформированный на основе литературы, получаемой более чем из 80 стран на 40 языках).
4. Научно-информационный портал ВИНИТИ РАН (http://science.viniti.ru)
ВИНИТИ - Всероссийский институт научной и технической информации http://www.viniti.ru 1. Научно-информационные издания и продукты  - Реферативный

Слайд 41ФИПС Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и

товарным знакам http://www.fips.ru/
1. Информационные ресурсы ФИПС Роспатент
- Информационно-поисковая

система - Открытые реестры   - Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации   - Реестр наименований мест происхождения товаров (НМПТ) Российской Федерации   - Реестр общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков   - Реестр международных товарных знаков   - Реестр изобретений Российской Федерации   - Реестр полезных моделей Российской Федерации   - Реестр промышленных образцов Российской Федерации   - Реестр заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и НМПТ Российской Федерации   - Реестр заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение   - Реестр заявок на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель   - Реестр заявок на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец
- Электронные бюллетени   - Изобретения и полезные модели   - Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров   - Промышленные образцы   - Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем
- Международные классификации 2. Услуги ФИПС Роспатент
ФИПС Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам http://www.fips.ru/ 1. Информационные ресурсы ФИПС

Слайд 42Научно-технический и информационный консорциум: ЦИТиС - ИнтерЭВМ - ВНТИЦ http://www.vntic.org.ru/vntic/about_cons.php


1. Информационные ресурсы консорциума ЦИТиС - ИнтерЭВМ - ВНТИЦ
-

Информационные издания
- Базы данных
- Единый реестр результатов научно-технической деятельности
2. Услуги консорциума ЦИТиС - ИнтерЭВМ - ВНТИЦ
- Государственная регистрация и хранение ведущихся в стране и законченных открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, алгоритмов и программ
- Государственная регистрация защищенных диссертаций на соискание ученых степеней
- Регистрация государственных контрактов
- Регистрация объектов учета
- Изменение сведений об объекте учета
- Выполнение заказов на копии отчетов и диссертаций
- Тематический поиск в базах данных информации об отчетах и диссертациях
- Онлайновый поиск в реферативных базах данных
Научно-технический и информационный консорциум: ЦИТиС - ИнтерЭВМ - ВНТИЦ http://www.vntic.org.ru/vntic/about_cons.php 1. Информационные ресурсы консорциума ЦИТиС - ИнтерЭВМ

Слайд 43Научно-технический центр Информрегистр http://www.inforeg.ru/
1. Государственная регистрация баз данных:   

- Каталог Российские базы данных,    - Порядок регистрации баз

данных
2. Депозитарий электронных изданий:    - Рубрикатор сводного каталога электронных изданий,    - Алфавитный указатель электронных изданий
3. Реестр электронных научных изданий:    - Список электронных научных изданий,    - Информационный бюллетень электронных научных изданий

eLIBRARY.RU - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/
Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. Приведены SCI и Российский индекс научного цитирования. Ко многим ресурсам (более 500 журналов) доступ открыт всем пользователям
Научно-технический центр Информрегистр http://www.inforeg.ru/ 1. Государственная регистрация баз данных:     - Каталог Российские базы данных,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика