Слайд 1ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
«Организация образовательного пространства
дошкольной образовательной организации, в соответствии
с ФГОС»
Слайд 2ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
План вебинара
требования ФГОС к созданию развивающей предметно-пространственной среды
(РППС);
сравнительный анализ требований примерных образовательных программ дошкольного образования г.Москвы;
эстетическое оформление
детского сада;
трансформация пространства группового помещения;
организация развивающей предметно-пространственной среды;
с учетом гендерной специфики;
алгоритм создания РППС.
Слайд 3ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 4ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (пункт 3.6.3 ФГОС дошкольного образования)
«Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
Слайд 5ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Функции развивающей предметно-пространственной среды:
Слайд 6ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
« Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в
деятельности»
А.В.Запорожец
Слайд 7ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 8ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Насыщенность среды
соответствие возрастным возможностям детей;
соответствие содержанию программы;
разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Слайд 9ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Трансформируемость
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Слайд 10ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Полифункциональность
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие полифункциональных предметов,
в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Слайд 11ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Вариативность
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения
и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическая сменяемость игрового материала;
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 12ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Доступность
доступность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Слайд 13ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Безопасность
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности
и безопасности их использования.
Все материалы и оборудование должны имеют сертификат
качества, отвечать гигиеническим требованиям.
Слайд 14ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
При создании РППС необходимо обеспечить реализацию:
Образовательного потенциала пространства
группы;
Образовательного потенциала игрового материала, оборудования, инвентаря;
Учета индивидуальных особенностей детей;
Двигательной активности
детей;
Возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
Возможность уединения;
Различных образовательных программ;
Условий национально-культурных, климатических…
Слайд 15ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Возрастные особенности в организации РППС
Младшая группа
РППС максимально приближена
к семейным условиям;
Количество игрушек в соответствии с количеством детей, размер
– крупный.
Средняя группа
Количество игрушек регулируется реальными потребностями;
Наборы для режиссерской игры, костюмы, игровые атрибуты.
Старшая группа
Размер игрушек уменьшается;
Технические характеристики игрового материала усложняются;
Модули для построек;
Игровые наборы разных тематик;
Настольные игры и игры с правилами.
Подготовительная группа
Создание игрушек и игрового материала своими руками;
Наборы для шитья, творчества, конструирования.
Слайд 16ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Сравнительный анализ требований к РППС примерных образовательных программ
дошкольного образования
Слайд 17ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 18ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 19ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 20ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Эстетическое оформление детского сада
Основные компоненты:
Освещение и цветовая
отделка помещений.
Комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических
устройств.
Природа (живая и неживая).
Творческие работы воспитателей и детей.
Слайд 21ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Цветовое оформление группы:
• повышает уровень коммуникативности детей, их
эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт
детей;
• знакомит с приемами управления своими
чувствами, формирует навыки самоконтроля.
Слайд 22ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Цветовое оформление
соответствие особенностями цветовидения и цветовосприятия детей;
назначение
помещения;
условия эксплуатации помещения.
Слайд 23ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Тональность пола
Стены
Потолок
Слайд 24ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 25ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 26ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Длительное пребывание детей: игровой помещение
Короткое пребывание детей: раздевалка,
лестничные пространства.
Слайд 27ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Южная сторона - неяркие холодные тона
Северная сторона -
теплые тона
П.5 Требования к внутренней отделке помещений дошкольных
образовательных организаций (СанПиН
2.4.1.3049-13)
Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения.
Слайд 28ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Приемы контрастных цветовых сочетаний
Слайд 29ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Педагогическая ситуация №1
Дано:
Группа раннего возраста;
1 этаж;
солнечная сторона.;
под
полом проходит теплоцентраль.
Ситуация: группа окрашена в ярко-желтый цвет.
Вопрос: как повлияет
цвет на психологическую атмосферу группы? как будут чувствовать себя дети?
Слайд 30ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Педагогическая задача №2
Дано:
Старше-подготовительная группа;
25чел.
Группа оформлена по женскому типу:
розовый цвет стен, легкие розовые шторы с оборками.
Ситуация:
Из 25 детей
в группе 16 мальчиков.
Вопрос: повлияет ли на формирование мужских качеств мальчиков такое оформление в группе?
Слайд 31ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Трансформация пространства группового помещения
Условно пространство группы можно разделить
на 3 зоны с подвижными границами :
Зона спокойной деятельности;
Рабочая зона;
Активная
зона.
Спокойная зона
Активная зона
Рабочая зона
Слайд 32ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 33ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 34ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 35ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Варианты трансформации рабочей зоны
Слайд 36ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Варианты трансформации рабочей зоны
Слайд 37ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 38ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Организация развивающей предметно-пространственной среды
с учетом гендерной специфики
Слайд 39ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Маркеры гендерных различий
Слайд 40ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Организация развивающей предметно-развивающей среды
с учетом гендерной специфики
Мальчики
На игровой площадке занимают больше места, чем девочки;
Игры активные, энергичные,
соревновательные, агрессивные;
Используют все предоставленное пространство. Причем как вертикальную, так и горизонтальную поверхность.
Девочки
Достаточно небольшого ограниченного пространства для игры;
Игры спокойные, коллективные;
Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память.
Слайд 41ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Показатели РППС
Положительный настрой детей;
Включенность детей в активную самостоятельную
деятельность;
Доступность и удобство размещения материалов;
Высокая продуктивность детской деятельности;
Отсутствие частых конфликтов
между детьми;
Спокойная, нешумная обстановка.
Слайд 42ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Ошибки организации РППС
Среда слабо отражает идеи и философию
программ и технологий реализуемых в ДО и специфику детских видов
деятельности;
Не реализуется идея развивающего обучения и личностно - ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
При создании среды не учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей;
Нецелесообразно распределено зонирование пространства групп;
Недостаточно трансформируемого и полифункционального оборудования;
Слайд 43ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Алгоритм организации РППС
Шаг 1. Провести анализ РППС
по каждой группе и дошкольной организации в целом, в соответствии
с требованиями ФГОС. Определить дефицитарные области.
Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из требований примерной программы дошкольного образования и материальных возможностей.
Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе.
Шаг 7. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плана-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 8. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года.
Слайд 44ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Методист по дошкольному образованию
Аниканова Наталья Евгеньевна
anikanovane@mosmetod.ru
Раб.тел.
(495) 912-63-37 добавочный 305
моб.тел.8916-188-34-93
Слайд 45ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!