Слайд 1Организация процесса воспитания в начальной школе
Слайд 2
Что понимается под содержанием воспитания? Какие направления реализуются в процессе
воспитания младших школьников?
Слайд 3Содержание воспитания – это система знаний, ценностных ориентаций и отношений,
которые формируются у младших школьников в процессе воспитания.
Слайд 4УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры
личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления (В.В. Ворнов).
Слайд 5 Задачи умственного воспитания в начальной школе:
1. Воспитание интереса и потребности
к познанию окружающего мира.
2. Формирование основ научного мировоззрения.
3. Развитие
мыслительных операций, интеллектуальных умений, творческих способностей детей.
Слайд 6ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогическая деятельность, направленная на формирование у
детей опыта чувств, отношений и поведения, соответствующих нормам общественной морали
(Б.Т. Лихачев).
Слайд 7 Задачи этического воспитания в начальной школе:
1. Формирование системы знаний об
основных категориях этики.
2. Развитие нравственных чувств, оценок, качеств.
3. Формирование
опыта нравственного поведения.
Слайд 8ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогическая деятельность, направленная на формирование сознания,
чувств, отношений и поведения младших школьников в области охраны природы
и природопользования (Н.Ф. Виноградова).
Слайд 9 Задачи экологического воспитания
в начальной школе:
1. Формирование основ экологического
сознания и грамотности.
2. Воспитание ценностного отношения к природе.
3. Формирование опыта
и культуры поведения в природе.
Слайд 10ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогическая деятельность, направленная на формирование у
детей способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в
жизни, выработку эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей детей в области искусства
(Б.Т. Лихачев).
Слайд 11 Задачи эстетического воспитания в начальной школе:
1. Формирование у
детей основ эстетических знаний.
2. Развитие эстетических потребностей и вкусов детей.
3.
Воспитание культуры эстетического восприятия.
4. Развитие художественно-эстетических умений и творческих способностей младших школьников.
Слайд 12ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
это процесс вовлечения младших школьников в педагогически организованные
виды труда с целью формирования у них потребности в трудовой
деятельности, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств, необходимых будущему работнику
(И.Ф. Харламов).
Слайд 13Задачи трудового воспитания в начальной школе:
1. Формирование мотивации и позитивного
отношения к труду.
2. Формирование основ знаний о труде и профессиях.
3.
Формирование опыта общественно-полезной трудовой деятельности.
Слайд 14ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - это педагогическая деятельность, направленная
на формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью и
здоровью окружающих, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Слайд 15 Задачи воспитания культуры ЗОЖ в начальной школе:
1. Формирование основ знаний
в области здоровья, гигиены, спорта.
2. Воспитание устойчивого интереса и потребности,
ценностного отношения к укреплению своего здоровья, здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
3. Развитие волевых и спортивно-физических качеств, основных двигательных умений и навыков, повышение работоспособности.
Слайд 16ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
это комплекс воспитательных и
просветительских воздействий на ребенка,
направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола;
осознанная и грамотная помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии (Л.В. Строгонова).
Слайд 17 Задачи полового воспитания в начальной школе:
1. Воспитание у детей уважительного
отношения к представителям противоположного пола.
2. Воспитание уважительного отношения к
своим родителям, членам своей семьи.
3. Воспитание ответственного отношения к созданию в будущем собственной семьи и готовности выполнять семейные обязанности.
4. Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
5. Вырабатывание правильного понимания взрослости.
Слайд 18
2. Какие методы воспитания используются в процессе воспитания младших школьников?
Слайд 19Метод воспитания - способ взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на
решение воспитательных задач (Л.И. Маленкова).
Прием воспитания – составная часть метода,
его конкретное воплощение на практике.
Слайд 20Структура метода воспитания
(по Л.И. Маленковой)
Предписывающий
компонент
(что сделать?)
Аргументирующий
компонент
(зачем?)
Методический
компонент
(как лучше
сделать?)
Слайд 21Методы организации
жизнедеятельности детей
Приучение
Требование
Поручение
Упражнение
Общественное мнение
Соревнование
Создание воспитывающих ситуаций
Слайд 22Поощрение
Наказание
Методы убеждений
Рассказ
Пример
Объяснение
Диспут
Беседа
Внушение
Возвратно-оценочные
методы
Слайд 233. Какие формы воспитательной работы применяются в начальной школе?
Слайд 24 ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ -
внешнее выражение взаимодействия воспитателей
и воспитанников,
реализуемое выбранными
методами и средствами воспитания
(Е.В. Титова).
Слайд 25По целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса
Дела
Игры
Мероприятия
Слайд 26
МЕРОПРИЯТИЯ – события, занятия, организуемые педагогом с целью непосредственного воспитательного
воздействия на младших школьников.
Слайд 27Классный час - форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками
(В.П. Созонов).
Задачи:
формирование ценностных отношений детей к себе и окружающему
миру и соответствующих качеств личности;
диагностика и коррекция отношений и качеств личности, стиля поведения воспитанников;
Слайд 28Задачи:
создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих
способностей;
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и
жизнедеятельности школьников.
Слайд 29Этапы организации и проведения:
Подготовительный:
определение темы, цели и задач, формы проведения;
определение времени и места проведения;
разработка плана подготовки и
проведения;
Слайд 30 отбор необходимо информационного, иллюстративного материала;
определение участников подготовки и
проведения классного часа, распределение заданий между участниками и группами.
Слайд 312. Проведение классного часа:
Вступительная беседа.
приемы: рассказ интересных случаев
из жизни, связанных с обсуждаемой проблемной; обращение к детской художественной
литературе и публицистике; просмотр фрагментов мультфильмов, видеороликов, презентаций и другое.
Слайд 32 Постановка проблемы – обращение к аудитории с вопросами, направленными на
осмысление и формулировку детьми проблемы.
Обсуждение темы – высказывание мнений детьми,
гостями, специалистами.
Подведение итогов – обобщение позиций всех участников.
Слайд 33 3. Анализ и оценка результативности классного часа:
– организация рефлексии
детьми процесса подготовки и проведения (обсуждение за круглым столом: Что
нам удалось? Что из задуманного и подготовленного - не удалось? Почему?);
- самоанализ педагогом успешности подготовки и организации классного часа.
Слайд 34Игра (Ю.П. Азаров, Е.В. Титова, С.А. Шмаков) :
- свободная
деятельность детей, организуемая взрослым или детьми с целью отдыха, развлечения,
обучения;
- вид деятельности по воссозданию и усвоению детьми общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 35Этапы организации и проведения:
I. Разработка сценария (определение цели и задач,
правил, содержания игрового действия)
II. Ввод в игру (сообщение правил, распределение
ролей, выдача необходимого инвентаря, предварительные контакты участников).
III. Проведение.
IV. Анализ (вывод из игры; анализ, рефлексия; выводы, обобщения, рекомендации).
Слайд 36Коллективные творческие дела – совместная творческая деятельность детей и взрослых,
организуемая на пользу и радость себе, близким и далеким людям
(И.П. Иванов).
Слайд 37Этапы организации и проведения
(по И.П. Иванову):
I. Предварительная работа
организаторов дела.
II. Коллективное планирование.
III. Коллективная подготовка.
IV. Проведение.
V. Коллективный
анализ.
VI. Ближайшее последействие.
Слайд 38Формы воспитательной работы
Беседа, консультация, выполнение поручения, оказание индивидуальной помощи
По количеству
детей,
взаимодействующих с педагогом
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Дела, конкурсы, концерты, спектакли, соревнования и
др.
Совет дела, творческая группа, органы самоуправления, кружки
Слайд 39
4. Какие средства воспитания применяются в начальной школе?
Слайд 40Средства воспитания – материальные и идеальные объекты, используемые в процессе
воспитания.
Знаковые символы
Материальные средства
Способы коммуникации
Коллектив
Технические средства
Жизнедеятельность детей
Природа
Слово
Культурные ценности