Слайд 1Организация сна в ДОУ.
Классификация основных форм патологии сна. Гигиена сна.
Слайд 2СОН – естественный отдых организма, поддерживающий нормальную жизнедеятельность. Он предохраняет
клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает и энергию,
расходуемую при бодрствовании.
Слайд 3Систематическое недосыпание ведёт за собой нарастающую слабость, снижение сопротивляемости к
неблагоприятным условиям внешней среды. Из-за длительного переутомления у ребёнка могут
возникнуть функциональные расстройства нервной системы. Кроме того, на этом фоне может происходить и задержка нервно-психического развития.
Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи часто свидетельствуют о том, что ребёнок спит мало. Об этом говорит и привычка постоянно тереть глаза, как будто их засыпало пылью. У таких детей снижена работоспособность, нарушено течение нервных процессов.
Ребёнок должен спать не менее 12-14 часов в сутки, причём ночной сон должен быть не менее 10 – 10,5 часов.
Слайд 4Частота и продолжительность сна детей.
Слайд 5Во время сна в организме ребёнка происходят важные процессы:
Накопление питательных
веществ в глиальных клетках
Восстановление работоспособности проводящих систем
Переход информации в долговременную
память
«Ремонт» белковых структур и пр.
Слайд 6
При организации сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки
детей ко сну обстановка должна быть спокойной,
2. Первыми за
обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
4. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
5. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов
Слайд 7Что же такое, гигиена сна?
Гигиена сна – это
комплекс мероприятий, упражнений и процедур, направленных на улучшение качества сна
и состояния человека во время данного биологического процесса. Гигиена сна включает в себя три основных составляющих, воздействие на которые позволяет достичь оптимальной продолжительности и полезности сна: внешняя обстановка, физическое и психологическое состояние человека.
Слайд 9В спальне должно быть тихо.
Спальня должна быть затемнена шторами,
т.к. избыточный солнечный свет может существенно ухудшить качество сна.
Тишина в
спальне является важным условием спокойного сна.
Кислород является отличным антидепрессантом, повышает настроение и снимает напряжение.
Идеальная температура в спальне - от 15 до 23 градусов.
Следует избегать чрезмерной сухости в спальне.
Рекомендуем убрать из спальни вещи, накапливающие пыль
Не рекомендуется в спальне выращивать цветы.
Регулярно проводите в спальне влажную уборку.
Слайд 10Требования гигиены, предъявляемые к постели:
Кровать должна быть широкой и удобной
Матрац
не должен быть слишком мягким, лучше, если он будет ровным
и упругим.
Постельное белье желательно использовать мягкое, хлопчатобумажное, нужно менять его раз в 3 дня
Одежда, в которой спит ребёнок должна быть удобной .
Слайд 12Рекомендации,которые помогут улучшить качество сна.
соблюдать режим сна
избегать возбуждающей активности перед
сном
не переедать перед сном
принять удобное положение
не укрываться с головой
Слайд 13Полный отдых для центральной нервной системы и всего организма в
целом дает сон. Чем меньше ребенок, тем больше времени необходимо
для восстановления функциональной способности головного мозга. Поэтому в режиме детей важное значение имеет сон.
Слайд 14В происхождении расстройств сна у детей играют роль несколько факторов:
-психотравмирующие факторы (конфликты в семье , переживание ребенком резкого испуга,
страх одиночества , нарушение эмоциональной привязанности между матерью и ребенком);
-наследственно обусловленные особенности темперамента детей,
-возрастной фактор (чем меньше ребенок, тем чаще у него будут развиваться расстройства сна);
-наличие в истории развития ребенка (анамнезе) патологии беременности и родов, т.е. перинатальное поражение центральной нервной системы;
-хронические соматические заболевания.
Слайд 15Классификация нарушений сна:
- Инсомнии - расстройства засыпания и способности пребывать
в состоянии сна.
- Гиперсомнии - поражения, сопровождающиеся патологической сонливостью.
- Парасомнии
- функциональные расстройства, связанные со сном, фазами сна и неполным пробуждением (хождение во сне, ночные страхи и тревожные сновидения, энурез
Слайд 16
• Трудности начала сна (пресомнические нарушения). Такие дети боятся наступления
бессонницы, имевшей место ранее. Возникшее было желание спать пропадает, как
только он оказывается в кровати. Ему не дают покоя мысли и воспоминания, он долго ищет удобную позу для сна. А только появившийся сон легко прерывается малейшими звуками.
• Частые пробуждения, после которых трудно заснуть и «поверхностный» сон характерны для патологии нарушения процесса сна. Это называется интрасомниями. Такого ребёнка может разбудить малейший шум
• Отдельной строкой в нарушении сна стоит синдром « апноэ во сне». Это ситуация с периодическим в течение сна замедлением дыхания вплоть до полной его остановки (апноэ) на разные промежутки времени.
Слайд 23После пробуждения проводятся регулярные гимнастики
Проводятся массажи и самамассажи
Проводятся хождение
по ребристым дорожкам и шипованым коврикам
Желательно процесс пробуждения проводить под
приятную тихую музыку
Слайд 24Литература
1.А.С.Аведисова ,«Терапия расстройств сна» М.-2008.
2.Т.И.Бабаева, «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования» СПб,2011.
3. Е.П. Брунов, «Методика обучения анатомии, физиологии и
гигиены человека» М.-2006.
4.В.В.Голубев, «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста» -2003.
5.М.М.Куренина «Анатомия человека» М.-2003.
6.Н.И.Обреимова, «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей подростков» -2007.
7.Б.В.Петровский, «Популярная медицинская энциклопедия» М.-2007.
8.САНПИН 2.4.1.3049-13 30.07.2013. Мин -во здравоохранения РФ.