Слайд 1Организация состязательной деятельности
одарённых детей и талантливой молодёжи
Владимир Рябчук
профессор кафедры
теории и организации физической культуры
Слайд 2Преподаватель
Рябчук Владимир Владимирович
ryabchuk-vv@yandex.ru
+7 921 302 09 35
Слайд 3Критерии успеваемости по предмету
(зачёт)
Наличие конспекта лекций.
Формулировка компетенций по предмету (устно).
3.
Защита выбранной темы (презентация).
4. Представить Результаты тестирования детей
6-7 лет; 8-9 лет; 10 – 12 лет ( в форме презентации с фотографиями).Предложить и обосновать рекомендации для занятий видом спорта.
Слайд 4Темы
Система диагностики у спортивно одаренных детей уровня развития физических способностей.
Оценка
возможностей энергетических систем у детей предрасположенных к циклическим видам спорта.
Расчет
фосфатной, лактатной и окислительной составляющих энергообеспечения двигательной активности.
Структура мышечных волокон как фактор предрасположенности детей к скоростным, силовым и аэробным видам спорта.
Разработка и применение тестов для оценки соотношения «быстрых» и «медленных» мышечных волокон.
Координационно-двигательные способности спортивно одаренных детей в игровых видах спорта.
Переносимость соревновательных и тренировочных нагрузок спортивно одаренными детьми.
Моторная одаренность-критерий предрасположенности детей к различным видам спорта.
Слайд 5Компетенции по предмету:
ОК Знать: способы формирования образовательной среды, задачи
инновационной образовательной политики.
ОПК Уметь: объяснять задачи инновационной образовательной политики, анализировать
составляющие и уровни образовательных систем.
ПК Владеть: готовностью формировать образовательную среду по заданной схеме, способностью использовать профессиональные знания и умения в реализации отдельных задач инновационной образовательной политики.
Слайд 6Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N
204
"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года"
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
Слайд 7Президент РФ и физическая культура
Слайд 8Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными
возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения
(лидерство), психомоторной.
Слайд 9детская одаренность
В педагогической науке детская одаренность рассматривается как высокий уровень
развития способностей, позволяющих индивиду достигать определенных успехов в различных областях
деятельности.
Слайд 10Под одаренностью понимается:
совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и
своеобразия природных предпосылок способностей;
качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения
деятельности;
совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяющее компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
Слайд 11Под одаренностью понимается:
общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту
возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
умственный потенциал, или интеллект
– это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Слайд 12
критерии-признаки, по которым можно идентифицировать человека как одаренного:
критерий достижения, которые
имеет ребенок в каких-либо видах деятельности;
критерий результативности в выполнении специальных
заданий и тестов (психометрический критерий);
критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;
критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;
критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.
Слайд 13одаренность представляет собой
сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные,
эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки
и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);
Слайд 14типы одаренности на основании «степень развития»
склонность (задатки) – генетически обусловленные
свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких результатов (активность, работоспособность,
свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;
способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;
одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;
талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;
гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.
Слайд 15виды одаренности, основанные на сферах и областях деятельности
интеллектуальная одаренность: предметно-академическая;
научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;
спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);
художественно-творческая
одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская;
духовно-ценностная одаренность, проявляющаяся в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 16система работы с одаренными детьми
способны все дети, только эти способности
различны по своему спектру и характеру проявления;
одаренность лишь констатация внутренних
особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, богатством развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей;
Слайд 17система работы с одаренными детьми
в основе развития любой одаренности лежит
мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая
мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды;
инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности, но организованное в пространстве общеобразовательной школы);
обогащенная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
Слайд 18система работы с одаренными детьми
деятельность педагога по выявлению, поддержке и
развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и
специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога:
педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта, педагога-тьютора.
Слайд 19тьюторское сопровождение
– это сопровождение обучающегося в его индивидуальном движении, это проектирование и
построение с подопечным его образовательной программы, обучение принятию оптимальных решений
в различных ситуациях жизненного выбора.
В течение всего периода обучения учащегося сопровождает тьютор – наставник.
Слайд 20технологии личностно ориентированного обучения
Технологии личностной ориентации помогают найти педагогам методы
и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка,
выявить склонности, способности, интересы детей и развивать их в дальнейшей работе.
Использование личностно ориентированных технологий позволяет эффективней решать основную задачу современного учителя - формирование компетентностей школьников в различных сферах жизнедеятельности.
Слайд 21Одаренность бывает проявленной
или скрытой, общей и специальной.
Одаренными являются дети,
которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют
потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении.
Они нуждаются в специализированных учебных программах.
Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах.
Слайд 22Выявление одаренных детей
должно начинаться уже в начальной школе на
основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа
с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Слайд 23особенности интеллектуально и творчески развитого ребенка
- наличие высокого уровня
мотивации к обучению, сопровождающейся осмысленным отношением к выбору источника и
содержания знания;
ранней личностной индивидуализацией, потребностью в актуализации специфических особенностей;
высокий уровень самостоятельности обучающегося и ответственности за результат обучения
творческое отношение к предъявляемому учебному материалу, умение самостоятельно классифицировать и адаптировать его в соответствии с конкретными задачами;
потребность в обсуждении своих знаний и развитии творческих способностей ;
нуждаются в повышенном внимании преподавателя, в целенаправленной, последовательной корректировке индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 24Подготовка педагогов для работы
с одаренными детьми подразумевает:
создание организационных, психолого-педагогических
и методических условий для развития профессионального мастерства;
реализацию комплексного подхода к
стимулированию и организации самообразования педагогов;
диагностику и создание условий для развития профессионально-личностных качеств, значимых для педагогической работы с одаренными детьми;
разработку системы консультирования и тренингов для педагогов, работающих с одаренными детьми с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.
Слайд 25Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи создан Образовательным Фондом «Талант и
успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В.
Путина.
Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.
https://sochisirius.ru
Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Слайд 27Государственный информационный ресурс, о детях проявивших выдающиеся способности
resource@talantiuspeh.ru
Основная цель,
помощь организациям работающим с одарёнными детьми в их поиске, выявлении
( искусство, спорт, наука), поддержке и дальнейшем сопровождении.
Слайд 28Система диагностики у спортивно одаренных детей
1.Тестирование в специальных центрах, https://www.championat.com
2.
Тестирование по программе «Стань чемпионом» , sportchampions.ru
3. Онлайн тестирование, https://www.mos.ru/sportsovetnik/Test/
Слайд 29Тестирование в центрах
Ребёнок выполняет задания физического и психологического тестирования.
В
результате родителям выдают большой перечень видов спорта, от
самых подходящих
до тех, к которым ребёнок в силу каких-то причин пока не готов.
Есть два варианта прохождения тестирования – в центре и самостоятельно.
Слайд 30Тестирование по программе стань чемпионом
Слайд 31Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» - это признанная Министерством
спорта Российской Федерации федеральная экспериментальная (инновационная) площадка, реализующая проект в
области отбора спортивно одаренных детей и их ориентации в различные виды спорта.
Научно-методическое сопровождение проекта осуществляется Национальным государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург. От ведущих профильных ВУЗов страны получены положительные экспертные заключения о работе проекта.
бесплатное спортивное тестирование уже прошли десятки тысяч детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Слайд 32Комплекс использует передовое отечественное оборудование, программное обеспечение, информационные ресурсы и
сервисы, а также уникальный алгоритм, учитывающий более 150 различных показателей
для выбора видов спорта.
Система «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» - современный инновационный подход к вопросу совершенствования механизмов поиска и отбора спортивно одаренных детей, будущих чемпионов.
Комплекс «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» - мобильный модуль с инновационной аппаратурой и программным обеспечением.
Все оборудование комплекса сертифицировано. Обеспечена безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных проекта. Система не требует отдельного подключения к сети Интернет, прямо на месте в автоматическом режиме формируется отчет с рекомендуемыми видами спорта.
Полное тестирование длится около часа. Заключение направляется в электронном виде заявителю на электронную почту или ссылкой для скачивания, приходящей в смс-уведомлении.
Слайд 33Программно-аппаратный комплекс «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» включает инструменты и оборудование, в том
числе двойного назначения, для исследований:
Функциональных особенностей развития человека
- Состава тела
- Психо-физиологических характеристик
- Особенностей строения тела
- Физических качеств, двигательных навыков и умений человека
Слайд 34Один комплекс предусматривает возможность работы до 4 специалистов по тестированию,
для которых предусмотрены планшеты со специальным программным обеспечением. При одновременной
работе на комплексе 4 специалистов возможно протестировать до 30 детей в день.
Оборудование интегрировано с программным обеспечением, фиксируемые в ходе исследований показатели автоматически поступают в систему обработки данных. По итогам обработки полученной информации система по алгоритму автоматически формирует заключение с указанием наиболее подходящих видов спорта.
Слайд 35В рамках тестирования исследуются особенности организма человека, которые влияют на
предрасположенность к занятиями видами спорта:
особенностей функционирования основных систем и психофизиологических
характеристик:
- Определение склонности к физическим нагрузкам
- Определение типа нагрузки, которая больше подходит человеку
- Оценка емкости легких Измерение давления
- Определение скорости реакции
- Оценка контроля произвольных движений человека
- Оценка свойств нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность
Слайд 36В рамках тестирования исследуются особенности организма человека, которые влияют на
предрасположенность к занятиями видами спорта:
особенностей строения и состава тела
Измерение антропометрических
показателей тела человека в целом и отдельных его частей
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
Оценка состава тела
Оценка конституции и пропорций человека
Сравнение данных по тестируемому со средними типовыми величинами
Измерение мышечной силы и мышечной выносливости
Слайд 37В рамках тестирования исследуются особенности организма человека, которые влияют на
предрасположенность к занятиями видами спорта:
уровня развития физических качеств, двигательных навыков
и умений
Силовая выносливость верхних конечностей (оценка производится с использованием инновационного автоматического счетчика отжиманий),
силовая выносливость прямых мышц живота (пресса)
Оценка гибкости плечевых суставов, гибкости поясничного отдела и голеностопного сустава
Быстрота и координация (оценка производится с использованием отечественной системы электронного авто хронометража)
Скоростно-силовые способности (оценка производится с использованием ряда тестов и систем автоматической фиксации результатов)
Координация, точность и силовые способности
Двигательная координация и контроль (оценка производится с использованием напольного координациометра)
Точность стрельбы (оценка производится с использованием электронной системы «лазерный тир»)
Слайд 38В системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»:
Сдача нормативов ГТО с
использованием автоматизированных систем фиксации результатов
Обработка и хранение результатов прохождения
комплекса нормативов ГТО
Автоматизированная статистическая обработка данных
Слайд 39В детских физкультурно - спортивных и образовательных организациях
Осуществление спортивного отбора
и ориентации детей
Контроль за уровнем физического развития и уровнем здоровья
детей
Стратификации на группы риска детей с отклонениями в состоянии здоровья
Слайд 40В спортивных сборных командах, спортивных федерациях, клубах, спортивных школах:
Отслеживание динамики
физического развития и функционального состояния действующих спортсменов
Контроль тренировочного процесса
Контроль за уровнем тренированности спортсмена на различных этапах спортивной подготовки, в том числе выход на «пик формы», предупреждение состояний перетренированности
Создание персонализированного подхода в построении тренировочных программ и коррекции тренировочных нагрузок на основе индивидуального портрета спортсмена Контроль за освоением тренировочной программы
Учет и хранение данных по каждому спортсмену на защищенных серверах
Слайд 41В фитнес-клубах:
Контроль за уровнем предъявляемой организму нагрузки
Оценка переносимости организмом
разных типов нагрузки
Коррекция тренировочного процесса
Оценка изменения антропометрических характеристик
занимающихся, в том числе оценка пропорциональности тела, прирост мышечной массы, отложения подкожного жира, компонентный состав тела
Подготовка к сдаче нормативов ГТО
Слайд 42Для органов власти в области физической культуры и спорта
Создание и
внедрение единой системы качественного отбора спортивно одаренных детей и их
ориентации в спорте
Качественное пополнение и развитие спортивного резерва страны
Качественная комплектация групп спортивной подготовки, высокая эффективность тренировочного процесса, снижение отсева детей на различных этапах спортивной подготовки
Вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом
Научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта
Снижение рисков травматизма, развития хронических заболеваний, перетренированности и случаев внезапных сердечных смертей в спорте Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям физической культурой и спортом
Автоматизация сдачи норм в системе ГТО, а также привлечение большего числа граждан к сдаче нормативов ГТО
Слайд 43Для физкультурно-спортивных организаций, тренеров и специалистов:
Проведение качественного спортивного отбора и
комплектования групп спортивной подготовки
Получение профессионального заключения о состоянии спортсмена
и уровня его тренированности
Рекомендации по оптимизации тренировочного процесса
Контроль за освоением программ спортивной подготовки
Распределение тренировочных нагрузок
Контроль за тренировочным и соревновательным процессом, готовностью спортсменов, выводом на «пик формы»
Слайд 44Для родителей:
Получение информативного отчета с подробными рекомендациями по определению возможного
спортивного будущего ребенка
Рекомендации по раскрытию спортивного потенциала ребенка
Возможность
сдачи нормативов ГТО вместе со своими детьми
Слайд 45Пройти бесплатное спортивное тестирование в рамках проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» в
настоящее время можно
Санкт-Петербург ул. Краснопутиловская, 2, Санкт-Петербургский центр физической
культуры и спорта
Санкт-Петербург Наб. Реки Мойки, дом 108, НГУ ИМ. П.Ф. Лесгафта
Слайд 46Отбор и ориентация в спорте
Спортивный отбор- это система организационно-методических мероприятий,
включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании
которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта.
Ориентация также направлена на выявление спортивных способностей к тому или иному виду спорта.
Слайд 47Отбор и ориентация в спорте
Есть принципиальное отличие отбора от ориентации.
При отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта,
При
ориентации - подбирается вид спорта, наилучшим способом соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка.
Ориентация более гуманна, в ней решается вопрос "спорт для человека", а не "человек для спорта".
Слайд 48Отбор и ориентация в спорте
Научной основой для выявления у детей
спортивных способностей является поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой
вероятностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спорта.
Этот поиск тестов реально может быть осуществлен с помощью двух подходов:
изучения стабильности характеристик человека;
изучения наследственных влияний.
Слайд 49Для изучения стабильности характеристик человека
используют многолетние эксперименты на постоянном контингенте
испытуемых , в ходе которых применяют широкую программу тестирования и
отбирают в конце концов те тесты, достижения в которых были стабильными в детском, юношеском и юниорском возрасте.
В этих исследованиях используют корреляционный анализ для выявления тесноты взаимосвязи между достижениями каждого испытуемого в одном и том же тесте, показанном в разные годы.
Слайд 50 изучение наследственных изменений
разновидности:
исследование родословных;
корреляционный анализ между достижениями родителей и
детей в одном и том же возрасте;
изучение связи (корреляционной) между
маркерами (заведомо передающимися по наследству признаками) и двигательными достижениями;
близнецовый метод, т.е. исследование совпадения и несовпадения признаков у однояйцевых, или двух яйцевых близнецов.
Эти методы позволяют получить ответ на вопрос: в какой степени те или иные признаки обусловлены наследственностью.
Ведь отдельные признаки, влияющие на развитие двигательных качеств, в большей степени зависят от наследственных факторов, другие от среды (в том числе от обучения и воспитания), а третьи - от того и другого.
Слайд 51Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития
Проблема способностей
- это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных
различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.
Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей.
Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей.
Иногда такой путь развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.
Слайд 52Уровни развития способностей
Самые общие способности. К ним можно отнести
хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности
и т.д.
Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.
Слайд 53Структура способностей по видам спорта
в циклических видах спорта важную роль
в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, "чувство темпа", "чувства
ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния.
В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, "чувство ритма".
В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.
Слайд 54наследственный фактор
в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных
качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей
под влиянием спортивной тренировки.
выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды.
Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту.
Слайд 55Педагогические критерии
уровни развития физических качеств;
технико-тактическую подготовленность;
спортивно-техническое мастерство
темпы роста спортивных достижений;
моторную обучаемость;
координационные возможности;
способность юных
спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы.
Слайд 56Медико-биологические критерии
а) состояние здоровья;
б) биологический возраст;
в) морфофункциональные признаки;
г) состояние функциональных и сенсорных систем организма;
д) индивидуальные особенности
высшей нервной деятельности.
Слайд 57Физиологические показатели для спортивной ориентации и отбора разработаны пока ещё
не достаточно.
Можно отметить достижения лишь в разработке критериев для
видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.
чем больше МПК, тем больше шансов, что у данного человека имеются хорошие задатки для работы на выносливость.
способность терпеть значительные гипоксемические (недостаток кислорода) и гиперканнические (избыток углекислого газа) сдвиги свидетельствуют о предрасположенности к бегу на длинные и средние дистанции.
при отборе бегунов на длинные дистанции следует отдавать предпочтение подросткам, имеющим 60-70 % красных мышечных волокон в мышцах, на которые падает основная нагрузка. У выдающихся спринтеров, наоборот, большую часть мышечной массы (60-70 %) составляют белые волокна.
Слайд 58Психологические критерии
особенности темперамента:
Тревожность– это свойство определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной
напряжённости человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации.
Эмоциональная возбудимость– это
лёгкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия.
Импульсивность характеризует быстроту реагирования принятия и исполнения решения.
Ригидность и лабильность обуславливают лёгкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, косен в привычках, образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.
Слайд 59Психологические критерии
Типы темпераментов:
Висцеротоник отличается психической уравновешенностью, замедленными реакциями, высокой коммуникабельностью.
Такой спортсмен хорошо уживается в коллективе, не терпит одиночества, незаменим
в командных соревнованиях.
Для соматотоника характерна выраженная эмоциональность, неуживчивость, энергичность, большая выносливость при мышечной работе.
Церебротоник склонен к самоанализу, интеллектуальной деятельности, отличается быстрой двигательной реакцией, но имеет сравнительно невысокую выносливость, а её специальное развитие в процесс тренировки не вызывает у него интереса. Он может рассчитывать на успех в видах спорта, требующих молниеносных решений и действий (например, в фехтовании).
Слайд 60Социологические критерии отбора
включают характеристику мотивов, интересов и запросов учащихся: показатели
характеризующие формирующие влияние спорта, семьи, коллектива.
Эффективность отбора во многом
зависит от своевременного и объективного выявления интереса детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта.
Важное значение имеет всесторонний анализ причин отсева юных спортсменов, проявивших задатки для успешного спортивного совершенствования на первых этапах многолетней тренировки.
Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности спортсмена, не отдельных его способностей.
Слайд 61Виды (уровни) отбора
1. Начальный отбор для выявления детей , обладающих потенциальными
способностями к успешному овладению конкретными видами спорта.
агитационные мероприятия с
целью выявить интерес к занятиям;
тестирование и наблюдение для определения способностей детей к данному виду спорта;
наблюдение в процессе обучения с целью установления темпов освоения учебного материала.
Слайд 62Виды (уровни) отбора
2. Углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек(16-17
лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и
склонностями к определённой специализации (виду лёгкой атлетики, игровой функции и т.д.).
3. Отбор по выявлению юношей и девушек (18-20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации(сборные команды области, края, страны, ДСО).
4. Отбор в спортивные команды (страны, региона, ведомства и т.д.), для определения участников ответственных соревнований.
Слайд 63Принципы отбора
1.Общая гласность.
Всем заинтересованным лицам должны быть известны критерии
отбора, сроки завершения отбора и сроки объявления решения. Гласность отбора
спортсменов нужна для целеустремлённой работы тренеров и спортсменов, а также для того, чтобы избежать нездоровой конкуренции среди спортсменов, претендующих на место в составе кандидатов в сборную команду.
2. Обеспечение равных возможностей для всех претендентов на звание кандидатов в сборную команду. Для этого должна быть тщательно продумана система привлечения спортсменов к участию в учебно-тренировочных сборах, допуска к соревнованиям, систем проведения самих соревнований и т.п.
3. Стимуляция спортсменов к достижению высоких результатов.
Систем отбора должна быть построена так, чтобы спортсмен стремился показать наивысшие результаты в главных соревнованиях тренировочного года или олимпийского цикла.
4. Опора на установленные основные критерии мастерства спортсмена.
Это прежде всего уровень спортивных достижений, стабильность выступления в соревнованиях, перспективность роста.