Слайд 1Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной и старшей школе
Игнатьева
Анна Сергеевна,
ст. научный сотрудник лаборатории развития общего образования, к.ф.н.
Слайд 2Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Требования
к результатам освоения ООП
«к получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» (п.8 ФГОС ООО)
«при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач»
(п.12 ФГОС ООО).
Слайд 3Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
(п.10 ФГОС ООО)
Слайд 4Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Программа
формирования УУД должна включать
«формирование у обучающихся основ культуры исследовательской
и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы»
«описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений»
(п.18.2.1 ФГОС ООО )
Слайд 5Специфика проектной и исследовательской деятельности
Слайд 6Учебно-исследовательская деятельность –
это деятельность в целях изучения окружающего мира,
открытия новых знаний и способов работы.
Слайд 7Учебно-исследовательская деятельность предполагает:
выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным
для обучающихся решением,
обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и
творческого потенциала,
является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.
Слайд 8Цели исследовательской деятельности
приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального
способа освоения действительности,
развитие мышления,
активизация личностной позиции учащегося в образовательном
процессе
Слайд 9Значимость исследовательской деятельности учащихся
значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных
действий
вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод
развитие субъект-субъектных отношений
влияние на повышение качества образования
классификация задач по сложности
Слайд 10Необходимые в решении исследовательских задач умения
умение видеть проблемы;
умение задавать
вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умение проводить эксперименты;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 11Поэтапность формирования исследовательских умений
умение наблюдать;
умение задавать вопросы;
умение классифицировать;
умение
структурировать материал;
умение делать выводы и умозаключения;
умение видеть проблемы;
умение проводить эксперименты;
умение доказывать и защищать свои идеи;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям.
Слайд 12Задания учащимся в процессе исследования
Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку
зрения на основе личного опыта.
Просмотреть книги и издания периодической печати
по теме, обобщить.
Спросить у других людей, систематизировать информацию.
Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.
Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.
Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).
Сделать фотографии, зарисовки, модели.
Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.
Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.
Слайд 13Схема проведения исследования
1. Актуализация проблемы.
2. Определение сферы исследования.
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и
систематизация подходов к решению.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
9. Подготовка отчета.
10. Доклад.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Слайд 14Подготовка к защите исследовательской работы
Четко сформулировать тему, при необходимости
внести уточнения
Выделить основные понятия и дать им определения.
Выстроить по порядку
(ранжировать) основные идеи, описать ход осуществленного исследования.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
Приготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 15Организация проектной деятельности
Слайд 16Исторические основы метода проекта
Гуманистические философские идеи Дж.Дьюи, а также его
ученика В.Х.Килпатрика (США). Начало 20 века
Идеи – использование практических
методов в обучении для решения проблем знакомых и понятных ребенку
Получение реального, практически значимого и ощутимого результата
Слайд 17Идеи Джона Дьюи
«С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы
происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать
опыт, приобретённый вне школы, в самой школе - и, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе» из книги «Школа и общество»
В.Килпатрик в работе «Метод проектов» (1918), определил это понятие как «от души выполняемый замысел»
Слайд 18Цели проектной деятельности
Успешность, альтернативная учебной
Формирование комплекса УУД
Реализация междисциплинарных программ «Работа
с текстом.Работа с информацией», «Развитие речи»
Творческие общеучебные умения
Применение полученных знаний
Привлечение
родителей, иных субъектов деятельности
Слайд 19Ведущие признаки проектной технологии(метода проектов)
Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на
результат (продукт), который получается при решении личностно значимой и социально
обусловленной проблемы.
Замысел проекта и его результат хорошо продуман, ясен и понятен
Принципиально меняется характер взаимодействия учителя и ученика
Слайд 20Действия учителя при реализации проектной технологии
• помогает ученику определить
цель деятельности;
• рекомендует источники получения информации;
• раскрывает возможные формы
деятельности;
• содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
• создаёт условия для активности школьника;
• является партнёром;
• помогает ученику оценить полученный результат
Слайд 21Возможные результаты (продукт) проектной деятельности школьников
альбом, фотоальбом
анализ опроса,
бизнес-план,
видеоклип,
видеофильм,
выставка,
газета,
гербарий,
журнал,
законопроект,
«книжка-раскладушка»,
коллаж,
коллекция,
концерт
костюм,
макет,
памятка, инструкция
система школьного самоуправления,
сказка, былина,
сувенир-поделка,
сценарий праздника, утренника,
спектакль, капустник
учебное пособие, карточка
энциклопедия, книга
Слайд 22Направления проектной деятельности
исследовательское
инженерное
прикладное
информационное
социальное
игровое
творческое
Особенности исследовательского проекта
Исследование
– результат – использование результата как основы для проекта
Проект
– исследование как способ получения или обработки информации – информация как продукт проектной деятельности
Слайд 23Технология организации проектной деятельности школьников
Предварительная подготовка учителя
включает поиск ответов
на следующие вопросы:
Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
Какова степень свободы
школьников при принятии решений?
Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
Какие материалы потребуются для его реализации?
Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта,
каким умениям надо будет их научить?
На каких этапах проекта сделать основной акцент с точки зрения формирования УУД?
Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован?
Слайд 24Технология организации проектной деятельности школьников
Предварительная подготовка учителя
Планирование проектной деятельности
учителем
Включение проектной деятельности в рабочую программу по предмету
Включение проектной деятельности
в план воспитательной работы
Включение проектной деятельности в программу внеурочной деятельности
Согласование в ОУ сроков и количества предлагаемых проектов
Составление календарного графика работы над проектами
Слайд 25Технология организации проектной деятельности школьников
Этапы организации непосредственной проектной деятельности
школьников :
1. Выбор темы и задачи проекта.
2. Выдвижение первоначальных идей.
3.
Выбор лучшей идеи.
4. Планирование проектного задания.
5. Непосредственное выполнение проекта.
6. Оценка его и защита.
Слайд 26Этап 1.
Выбор темы и задачи проекта
Задача на этапе
выбора темы проекта
выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес
выявить потребности конкретных
людей или отдельных групп - для кого будет подготовлен проект, как планируем его использовать
Слайд 27Исследовательские работы
Мой календарь погоды: наблюдение изменения основных элементов погоды
Отражение
природных особенностей в народном фольклоре …(страны)
Родная природа в поэзии.
По следам
поисков капитана Гранта.
О чем говорят названия европейских столиц.
Исследование географических составляющих в названиях улиц района (Топонимика улиц).
Демографичеcкий портрет школы на основе школьной переписи.
Изучение географии продуктов питания, поставляемых в магазины в м/р школы
География трудоустройства выпускников школы
Проектные работы
Сказки о минералах
Атлас сказочных земель
Правила поведения на природе. Памятка.
Записки путешественника (сборник)
Памятные знаки нашего района/Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея)
Создание экологической тропы в …
Вологда во сне и наяву (видеофильм)
Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе
Проект создания туристического маршрута (по территории России)
Слайд 28Результат этапа - проектное задание
школьники формулируют:
название проекта;
его функции
(какие потребности человека будут удовлетворены);
предполагаемый пользователь;
результат (продукт) проекта.
Слайд 29Этап 2.
Выдвижение первоначальных идей
Идея проекта - понимание цели
и пути её достижения
начальное размышление учащихся о том, как можно
реализовать те или иные потребности людей
чем больше выдвигается идей, тем лучше
основа этапа – «мозговой штурм».
Слайд 30Этап 3. Выбор лучшей идеи
Задача учащихся – создать систему критериев
оценки проекта и выбрать лучшую идею.
Задача учителя —
помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.
Слайд 31Приёмы выбора лучшей идеи
Качественная оценка идей.
Синтезирование новой идеи посредством
комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей.
«Матрица принятия решений».
Слайд 32Этап 4.
Планирование проектного задания
Итогом является технологическая карта
проекта, фиксирующая
необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные;
способы
выполнения отдельных операций;
план-график выполнения отдельных работ по изготовлению продукта.
Слайд 34Этап 5. Непосредственное выполнение проекта
Задача учащихся – выполнение проекта в
соответствии с технологической картой и оформление отчёта.
Задачи учителя:
координация деятельности,
развитие рабочих
контактов участников,
индивидуальные или групповые консультации,
организация и проведение промежуточных отчетов (при необходимости).
Слайд 35Отчет по проекту включает
обоснование выбора темы,
описание проекта и хода
работы над ним,
представляют рисунки и эскизы, макеты
итоги, выводы по
проекту.
Проект может быть представлен родителям, младшим школьникам. общественности
Слайд 36Этап 6.
Оценка проекта и его защита
Содержание этапа:
самооценка и рефлексия,
защита выполненных проектов,
экспертная оценка проекта,
предложения по совершенствованию деятельности.
Слайд 37Общие принципы оценки проектов
Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. Должен
быть поощрён каждый, кто участвовал в выполнении проектов.
Для оценки
проектов предлагаются номинации.
Оценка проекта складывается из
самооценки автора (участника) проекта
оценки участия в проекте каждого со стороны группы (класса)
экспертной оценки (учителя, оппонентов, рецензентов проекта) по критериям
Слайд 38Самооценка и рефлексия
Примерные вопросы для учащихся:
Почему вы начали разрабатывать этот
проект?
На удовлетворение какой потребности людей он направлен?
Соответствует ли критериям
выбранная вами идея?
Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?
Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
Что бы могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
Каково мнение людей, которые будут использовать (примут участие) ваш проект?
Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?
Слайд 39Защита выполненных проектов
Учащиеся представляют выполненный проект. Возможные формы
представления проекта:
устный отчет,
устный отчет с демонстрацией моделей, презентаций, рисунков;
выставка, концерт,
спектакль, праздник;
письменный отчет.
Слайд 40План выступления на защите
Почему ты начал разрабатывать этот проект?
Для кого он предназначен?
Было ли проведено предварительно исследование? Интервьюирование
потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
Какова основная идея проекта? Какие ещё идеи у тебя были? Почему ты их отверг?
Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
Каковы этапы выполнения проекта? В чём они заключались?
Какие комментарии ты получил относительно проекта от пользователей или посторонних людей?
Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?