Слайд 1ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПУСТОВЕТОВОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г. ЗЕРНОГРАДА
(МБОУ ООШ Г.ЗЕРНОГРАДА)
Слайд 2Тема опыта: «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих
способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
Слайд 3Актуальность опыта:
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью
в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает
большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Актуальность работы заключается в том, что коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.
Слайд 4Цель моей работы:
1. Показать
значимость коллективного творчества в эстетическом образовании учащихся.
2. Помочь учителям и педагогам дополнительного образования организовать коллективную деятельность учащихся на уроках и дополнительных занятиях.
Объект исследования - уроки изобразительного искусства в школе.
Предмет исследования - влияние уроков коллективного творчества на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Слайд 5Гипотеза – правильно организованное коллективное творчество является средством, активизирующим развитие
творческого потенциала ребенка, формирующим и совершенствующим навыки совместной работы, развивающим
потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.
Слайд 6Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходиться задумываться:
для
чего учить? – цели и задачи;
чему учить? –
содержание учебного процесса;
как учить? – формы, методы, технологии;
чем учить? – оснащение учебного процесса;
как учатся дети? – исследование процесса обучения.
Слайд 7Длительность работы над опытом: четыре года.
1 этап. Накопление
фактического материала с целью выявления предпосылок интереса к изобразительному искусству
через коллективное творчество.
2 этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития у учащихся интереса к изобразительному искусству через коллективное творчество.
3 этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов.
Слайд 8Коллективное творчество учащихся как средство эстетического воспитания.
Приоритетной целью художественного образования
в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:
Информационная – обмен познавательной информацией.
Контактная – готовность к приему и передаче информации.
Координационная - согласование действий и взаимодействие.
Персептивная – восприятие и понимание друг друга.
Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Слайд 9Формы коллективного изобразительного творчества учащихся и их классификация.
Совместно-индивидуальная форма характеризуется
тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла
и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.
Слайд 10 Приемы организации совместно – индивидуальной деятельности учащихся
разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но
можно выделить ряд общих положений:
продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости – фона;
выбрать единый изобразительный материал;
определить соразмерность в общей композиции;
определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединиться или крепиться отдельные детали к общему фону;
продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции.
Слайд 11Основные причины неудачи
Основными причинами неудачи в совместной
изобразительной деятельности, которые отразятся на качестве результата, могут быть:
трудоемкость
задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как младшие школьники могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;
сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции.
Слайд 12Принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией.
Принцип свободного размещения,
т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем
фоне.
Принцип фриза, мозаики и аппликации - предполагает знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые способствовали бы получению композиционной целостности.
Принцип макета так же предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция, причём выполняется в объёме.
Слайд 13 Параметры, затрудняющие
совместную деятельность:
высокий уровень самостоятельности,
низкая направленность
интереса на результат,
быстрая утомляемость от однообразной деятельности.
Параметры, положительно влияющие на совместную деятельность:
высокая эмоциональность,
целостность восприятия,
развитое воображение,
переключение с одного вида деятельности на другой,
увлеченность процессом работы.
Рассмотрев возрастные особенности школьников можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов.
Слайд 14РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА:
Мониторинг качества знаний
Растет количество учащихся, принимающих участие в
различных конкурсах. Конечно, не всегда они занимают призовые места, но
в детях всегда есть дух соперничества. Чем больше становится победителей различных конкурсов, тем больше желающих принять участие, лучше и интереснее работы учащихся. Детские рисунки - это творчество юных художников.
Целью конкурса детских рисунков является поиск и поддержка талантливых детей. Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению.
Слайд 15Победителями и призёрами муниципальных этапов конкурсов стали:
Копман Дарья ученица 1
класса – 2 место в муниципальном этапе конкурса «Зелёная планета
глазами детей 2011»;
Быкадорова Юлия ученица 4 класса – 2 место в номинации «Красная книга» в муниципальном этапе конкурса «Я живу в глобализованном мире» 2011год;
Демьяненко Маргарита ученица 3 класса - 2 место «Плакат по защите прав потребителей»2011 год;
Шевченко Татьяна ученица 7 класса - 2 место в номинации «Географическая карта» в муниципальном этапе конкурса «Я живу в глобализованном мире » 2011год;
Гончарова Анжела ученица 6 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Я рисую книгу», по произведению «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.2011год;
Демьяненко Маргарита ученица 4 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков "Географическая карта мира"2012год;
Неделчева Ангелина ученица 8 класса -3 место в муниципальном этапе конкурса рисунков "Географическая карта мира"2012 год;
Демьяненко Маргарита ученица 4 класса - 2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Кулакова Елизавета ученица 2 класса – 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Данильченко Максим ученик 8 класс - 2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Копман Дарья ученица 2 класса – 2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Данильченко Максим ученик 9 класса — 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков имени святителя Димитрия Ростовского2012год;
Данильченко Максим ученик 9 класса –3 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей»2013год;
Демьяненко Маргарита ученица 5класса -2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей»2013год;
Кулакова Елизавета ученица 3 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей»2013год;
Шестакова Александра ученица 4 класса — 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Скидело Алиса ученица 1 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Гаевская Олеся ученица 3 класса -3место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Чалая Юлия ученица 4класса -3 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Копман Дарья ученица 4 класса – 1 место в муниципальном этапе конкурса «Зелёная планета глазами детей 2014»;
Барчишина Виктория ученица 2 класса – 3 место в муниципальном этапе конкурса «Зелёная планета глазами детей 2014».