Слайд 1Основные идеи
и приоритетные направления
федеральной и региональной образовательной политики
Слайд 2
Компетентностный подход
как одно из оснований
обновления образования
Слайд 3Компетенция - это
право на деятельность
(«круг полномочий, прав какого-либо органа или
должностного лица» - см. «Толковый словарь русского языка»),
сфера деятельности
(«область
знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» - там же)
Слайд 4Компетентность - это
«обладание компетенцией»
(см. «Толковый словарь…»), то есть
способность
к деятельности
в той или иной сфере
Слайд 5Компетенция и Компетентность
«компетенция» - абстрактное понятие
«компетентность» -
свойство конкретной личности,
мера обладания теми или иными способностями или качествами относительно некоего
идеала – «компетенции»
Слайд 6Компетентность
Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки
в практической или научной деятельности
/стандарты нового поколения/
Слайд 7 Свойства компетенций
Это общеучебные умения и способности,
они многофункциональны, надпредметны,
формируются не только в школе,
но и под воздействием семьи,
друзей,
окружающих обстоятельств и т.д.
Слайд 8Классификация А.В.Хуторского
Ключевые
Общепредметные - «относятся к определенному кругу учебных предметов и
образовательных областей … и обнаруживаются в личностно значимой деятельности (предметно-информационной,
деятельностно - коммуникативной, ценностно- ориентационной)»,
Предметные — «имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов».
Слайд 9Ключевые компетенции
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных
жизненных ситуациях
Слайд 10
Совет Европы: 5 ключевых компетенций (компетентностей)
политическая и социальная компетенция (ответственность);
межкультурная
компетенция – способность жить в поликультурном мире;
коммуникативная компетенция (владение устной
и письменной речью, компьютерной грамотностью, ориентация в сети Интернет);
социально-информационная компетенция (критическое отношение к информации);
профессиональная компетенция (готовность к постоянному повышению своего профессионального уровня).
Слайд 11Свойства ключевых компетентностей
позволяют решать сложные – неалгоритмические - задачи;
полифункциональны (позволяют
решать разные задачи);
надпредметны (переносимы на разные области деятельности);
интегративны (требуют включения
как интеллектуальных, так и эмоциональных качеств и навыков);
Слайд 12Уровни ключевых компетентностей
минимальный (элементарный)
продвинутый
высокий (глубокий)
Слайд 13Компетентности
Универсальные учебные действия
/общеучебные умения/
Слайд 14Универсальные учебные действия
Совокупность способов действия учащегося (навыков учебной работы), обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Сформированность
УУД означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 15 Сформированность УУД
полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
познавательные
и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и
операции (ориентировка, преобразование материала);
контроль и оценка.
Слайд 16Основные виды УУД
личностные;
Регулятивные /рефлективные/ (включающие также действия саморегуляции);
познавательные;
коммуникативные.
Слайд 171 Структура УУД (общеучебных умений)
по Г.К.Селевко
умение целеполагания: мотивация, постановка целей,
осознание учебных задач;
умение планировать свое учение: планирование самостоятельной работы на
уроке и дома, выбор рационального и оптимального пути выполнения работы;
умение организовать свою учебную деятельность (организация рабочего места в классе и дома, режим работы);
Слайд 182 Структура УУД (общеучебных умений)
по Г.К.Селевко
умение воспринимать информацию, работать с
источниками информации: чтение, работа с книгой, библиографи-ческий поиск, слушание речи,
конспектирование, внимательное восприятие информации, управление своим вниманием, наблюдение, запоминание, работа с техническими источниками информации, компьютером;
Слайд 193 Структура УУД (общеучебных умений)
по Г.К.Селевко
умения и навыки мыслительной деятельности:
осмысление учебного материала; выделение главного; запоминание; построение рассказа, ответа, речи;
аргументирование; написание сочинений; решение задач, проблем;
умения оценивать и осмысливать результаты своей деятельности: самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности, анализ результатов, рефлексия.