Разделы презентаций


Основные исторические этапы формирования мировой и отечественной психологии

Содержание

Тема 2. Основные исторические этапы формирования мировой и отечественной психологии.Зарождение психологии. Развитие психологии в рамках философии.Особенности развития психологии в средние века и эпоху возрождения.Возникновение научной психологии в России.Основные направления и представители

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекционное занятие
Курс «Психология и Педагогика»

Тема 2. Основные исторические этапы формирования

мировой и отечественной психологии.

Лекционное занятиеКурс «Психология и Педагогика»Тема 2. Основные исторические этапы формирования мировой и отечественной психологии.

Слайд 2Тема 2. Основные исторические этапы формирования мировой и отечественной психологии.
Зарождение

психологии. Развитие психологии в рамках философии.
Особенности развития психологии в средние

века и эпоху возрождения.
Возникновение научной психологии в России.
Основные направления и представители психологии 20 века в России и за рубежом.
Тема 2. Основные исторические этапы формирования мировой и отечественной психологии.Зарождение психологии. Развитие психологии в рамках философии.Особенности развития

Слайд 3Периодизация развития психологии (Ждан А.Н.)

Периодизация развития психологии (Ждан А.Н.)

Слайд 4Периодизация развития психологии (Ждан А.Н.)

Периодизация развития психологии (Ждан А.Н.)

Слайд 5Основные картины мира
Мир и человек едины. Это единство достигается либо

за счет акта Творения, либо за счет эволюции.
Мир состоит из

собственного мира иногда чуждого и враждебного человеку и собственно человека. Отношения между ними варьируются.
Современная картина мира. В ней человек выступает как субъект жизнедеятельности. Мир как и среду и обстоятельства надо изменять. Мир нужно не столько описывать, сколько объяснять и преобразовывать.
Футуристическая(футурологическая) картина мира. Рассматривает человека как системообразующий и смыслообразующий фактор. Это мир жизни человека, мир ноосферы представленный в работах В.В.Вернадского, Л.М.Гумилева, Шардена и других ученых.
Основные картины мираМир и человек едины. Это единство достигается либо за счет акта Творения, либо за счет

Слайд 6Периоды развития психологии
Описательный период (6 в. до н.э. – 1850)
Эмпирический

период (1860 - 1920)
Научно-экспериментальный период (1920 – наст. время)

Периоды развития психологииОписательный период (6 в. до н.э. – 1850)Эмпирический период (1860 - 1920)Научно-экспериментальный период (1920 –

Слайд 7Древний Китай

Древний Китай

Слайд 8Древний Китай
Психологические представления формировались со 2-ого по 1-ое тысячелетие до

нашей эры.
Два мыслителя: Конфуций и Лао Цзы.

Древний КитайПсихологические представления формировались со 2-ого по 1-ое тысячелетие до нашей эры.Два мыслителя: Конфуций и Лао Цзы.

Слайд 9Конфуций ( 551 до н.э. – 479 до н.э.)
Идеалом конфуцианства

является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая

личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».
Конфуций ( 551 до н.э. – 479 до н.э.)Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу,

Слайд 10Пять постоянств благородного человека
Жэнь (仁) — «человеколюбие». Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь.

Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке

в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
И (义 [義]) — «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно. И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
Ли (礼 [禮]) — буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на создание идеального общества. Огонь.
Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Пять постоянств благородного человекаЖэнь (仁) — «человеколюбие». Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям.

Слайд 11Изречения Конфуция
В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем

возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят

познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.
Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
Изречения КонфуцияВ пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от

Слайд 12Вклад Конфуция в психологию
Формирование рациональной этики требует знания человека и

его поведения.
Наблюдения за аффективной и интеллектуальной деятельностью человека с элементами

практической характерологии.
Конфуций полагал, что у человека есть врожденные и приобретенные социально психологические свойства.
Вклад Конфуция в психологиюФормирование рациональной этики требует знания человека и его поведения.Наблюдения за аффективной и интеллектуальной деятельностью

Слайд 13Лао Цзы
Легендарный основатель даосизма, полагал, что в основе всего сущего,

в том числе и человеческой души лежит высший духовный принцип

«ДАО» (Путь сущего). Путь человека определен судьбой – Дао, поэтому главное для человека – это вырабатывать спокойствие. Он интересовался характерологией. А свои психологические взгляды излагал в виде кратких афоризмов.
Лао ЦзыЛегендарный основатель даосизма, полагал, что в основе всего сущего, в том числе и человеческой души лежит

Слайд 14Изречения Лао Цзы
Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.


Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его.

Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.
Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
Знающий людей разумен. Знающий себя просветлён. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
Человек высшей учёности, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учёности, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учёности, узнав о дао, подвергает его насмешке.
Изречения Лао ЦзыПутешествие в тысячу ли начинается с одного шага. Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует

Слайд 15Древняя Индия

Древняя Индия

Слайд 16Древняя Индия
О психологических взглядах Древней Индии стало известно в 15

веке до н.э.
В основе имеют Веды (особый сборник молитв, религиозных

предписаний, преданий и магических формул). Самая древняя Ригведа.
Древняя ИндияО психологических взглядах Древней Индии стало известно в 15 веке до н.э.В основе имеют Веды (особый

Слайд 17Древняя Индия
Согласно Ведам, душа человека имеет две функции:
Жизненную – Асу
Психическую

– Манас

Древняя ИндияСогласно Ведам, душа человека имеет две функции:Жизненную – АсуПсихическую – Манас

Слайд 18Древняя Индия
Индивидуальная душа (Атман) является воплощением мировой души.
Человеческая деятельность регулируется

Кармой (действием)

Древняя ИндияИндивидуальная душа (Атман) является воплощением мировой души.Человеческая деятельность регулируется Кармой (действием)

Слайд 19Буддизм (6 - 5 в. до н.э.)
Мир – совокупность физических

и психических явлений.
Душа есть сознание.
Жизнь человека – звено мирового движения,

цепи воплощений и перевоплощений (Сансары), порвать можно только лишь интеллектуальными усилиями.
Весь мир – источник страдания для человека, избавиться от которых, он может только благодаря психике, сознанию.
Буддизм (6 - 5 в. до н.э.)Мир – совокупность физических и психических явлений.Душа есть сознание.Жизнь человека –

Слайд 20Древняя Греция

Древняя Греция

Слайд 21Древняя Греция
Развитие психологических взглядов с 7-6 веков до н.э.
Известные мыслители:
Фалес

из Милета
Анаксимен
Пифагор
Гераклит
Сократ
Платон
Аристотель
и др.

Древняя ГрецияРазвитие психологических взглядов с 7-6 веков до н.э.Известные мыслители:Фалес из МилетаАнаксименПифагорГераклитСократПлатонАристотель и др.

Слайд 22Платон (428 до н.э. – 348 до н.э.)
Древнегреческий философ, ученик

Сократа, учитель Аристотеля.
Излагал свои воззрения в форме диалога
Федон
Федр

Платон (428 до н.э. – 348 до н.э.)Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.Излагал свои воззрения в форме

Слайд 23Платон
Существует два мира:
Мир идей – создан Демиургом, который существует вне

времени и пространства и представляется как неизменный.
Мир людей – возникающий

и гибнущий, который является лишь отблеском истинного мира.
ПлатонСуществует два мира:Мир идей – создан Демиургом, который существует вне времени и пространства и представляется как неизменный.Мир

Слайд 24Платон
Идея – сущность независимая от материального мира, но присутствующая в

явлениях. (Например: идея прекрасного содержится в прекрасной вещи)

ПлатонИдея – сущность независимая от материального мира, но присутствующая в явлениях. (Например: идея прекрасного содержится в прекрасной

Слайд 25Платон
Кроме мира идей существует мир душ, тоже создан и является

частью мировой души.
Мировая душа управляет миром посредством столкновения противоположностей добра

и зла, порядка и хаоса.
Мировая душа не развивается, она совершенна, остальные души – людей, растений, животных – развиваются.
ПлатонКроме мира идей существует мир душ, тоже создан и является частью мировой души.Мировая душа управляет миром посредством

Слайд 26Платон

Платон

Слайд 27Платон
Человек = Бессмертная душа + преходящая материя
Первоначально человек был совершенен,

но из-за аморальной жизни был ввергнут в круг метапсихоза (душевной

дегенерации)
Душа это нематериальная субстанция она бессмертна, но не вечна, потому что была сотворена.
ПлатонЧеловек = Бессмертная душа + преходящая материяПервоначально человек был совершенен, но из-за аморальной жизни был ввергнут в

Слайд 28Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.)
Древнегреческий философ и  учёный. Ученик Платона.

Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до

сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.)Древнегреческий философ и  учёный. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создал понятийный

Слайд 29Аристотель
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями)

бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна,

несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

АристотельБытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих

Слайд 30Аристотель
Основа психики – праматерия.
Душа – энтелехия природного тела, она бестелесна.

Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна.

То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.


АристотельОснова психики – праматерия.Душа – энтелехия природного тела, она бестелесна. Душа не может существовать без тела, но

Слайд 31Аристотель
Все природные тела являются орудием души имеющей функции:
Питающую и плодородную

– растительная душа.
Двигательную, воспринимающую и чувствующую – животная душа
Мыслящую действующую

– человеческая душа
АристотельВсе природные тела являются орудием души имеющей функции:Питающую и плодородную – растительная душа.Двигательную, воспринимающую и чувствующую –

Слайд 32Аристотель
Функции дают ступени развития душевной деятельности:
Вегетативной
Ощущающей
Интеллигибельной (познающей умом).

АристотельФункции дают ступени развития душевной деятельности:ВегетативнойОщущающейИнтеллигибельной (познающей умом).

Слайд 33Аристотель
Разум – важнейший элемент человеческой души, к нему относятся:
Понятийное мышление
Возвышенные

чувства
Мышление и ощущения, связанные с образотворчеством

АристотельРазум – важнейший элемент человеческой души, к нему относятся:Понятийное мышлениеВозвышенные чувстваМышление и ощущения, связанные с образотворчеством

Слайд 34Аристотель
Низшая форма познания – мнение.
Воля возникает благодаря устремлениям, связанным с

разумом.

АристотельНизшая форма познания – мнение.Воля возникает благодаря устремлениям, связанным с разумом.

Слайд 35Средние века и эпоха возрождения

Средние века и эпоха возрождения

Слайд 36Средние века
Период характеризуется утверждением нового мировоззренческого и социального движения –

христианства.
Яркие представители: Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1284)

Средние векаПериод характеризуется утверждением нового мировоззренческого и социального движения – христианства.Яркие представители: Аврелий Августин (354-430) и Фома

Слайд 37Аврелий Августин Блаженный (354-430)
Епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма.

Родоначальник христианской философии истории.
Существует две вещи, которые человек должен познавать –

Бога и душу.
Аврелий Августин Блаженный (354-430)Епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.Существует две вещи, которые человек

Слайд 38Аврелий Августин
В своей душе, являющейся микрокосмосом, человек находит весь мир

и, прежде всего Бога.
Человек состоит из тела и бессмертной

души, которая находиться в теле и его оживляет.
Аврелий АвгустинВ своей душе, являющейся микрокосмосом, человек находит весь мир и, прежде всего Бога. Человек состоит из

Слайд 39Аврелий Августин
Душа имеет три способности и свойства:
Память
Мышление
Воля (Впав в первородный

грех, человек потерял дар свободной воли и стал рабом чувственности

и влечения)
Внутренняя психическая жизнь человека обеспечивает самопознание и обретение Бога.
Аврелий АвгустинДуша имеет три способности и свойства:ПамятьМышлениеВоля (Впав в первородный грех, человек потерял дар свободной воли и

Слайд 40Фома Аквинский (Аквинат) (1225 — 7 марта 1274)
Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви,

Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев;


С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Фома Аквинский (Аквинат)  (1225 — 7 марта 1274)Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum»

Слайд 41Фома Аквинский
Человек создан Богом.
Человек находится между природой и духовным миром.
Душа

временно пребывает в его теле, будучи в отличие от него

бессмертной.
Она является для тела формирующим принципом. Вегетативные и чувственные элементы души возникают вместе с телом.
Фома АквинскийЧеловек создан Богом.Человек находится между природой и духовным миром.Душа временно пребывает в его теле, будучи в

Слайд 42Фома Аквинский
Часть души, которая является душой разумной, внедряется самим Богом.
Человек

находится между животными и ангелами
Ангелы - интеллект
Животные - чувственность
Жизнь –

это поиск равновесия между разумом и чувствами. Естеством и сверхестеством, соединяющимся в человеке.
Фома АквинскийЧасть души, которая является душой разумной, внедряется самим Богом.Человек находится между животными и ангеламиАнгелы - интеллектЖивотные

Слайд 43Эпоха возрождения
Возрождение античных взглядов характерных для Платона и Аристотеля.
Бурное развитие

естественных наук, медицины и искусства, что приводит к отказу от

прежних метафизических позиций.
Эпоха возрожденияВозрождение античных взглядов характерных для Платона и Аристотеля.Бурное развитие естественных наук, медицины и искусства, что приводит

Слайд 44Френсис Бэкон (22 января 1561 — 9 апреля 1626)
Английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
В

целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил

это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают некоторые теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла, Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию.
познание сотворенных Богом вещей. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Френсис Бэкон (22 января 1561 — 9 апреля 1626)Английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти

Слайд 45Рудольф Гоклениус  (1 марта 1547  — 8 июня 1628 )
Представитель поздней протестантской 

неосхоластики, последователь учения Филиппа Меланхтона.
Известен тем, что

предложил в научном обороте термин «психология» (1590), использованный в дальнейшем его учеником Оттоном Касманом (1594).
Рудольф Гоклениус  (1 марта 1547  — 8 июня 1628 ) Представитель поздней протестантской        неосхоластики, последователь учения Филиппа

Слайд 46Парацельс  (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1493 г. -

1541 г.)
Знаменитый алхимик, врач и  оккультист
«Всё — яд, всё — лекарство; то и другое

определяет доза»
По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца.
Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Парацельс  (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм  (1493 г. - 1541 г.) Знаменитый алхимик, врач и  оккультист «Всё — яд, всё —

Слайд 47Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711 — 1765)
Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик
Ощущение – результат взаимодействия внешней

среды, органов чувств и мозга.

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711 — 1765) Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физикОщущение – результат взаимодействия внешней среды, органов чувств и мозга.

Слайд 48Эпоха возрождения
Также видными представителями эпохи возрождения являлись:
О.Гасманн
Ш.Монтень
Б.Паскаль
Н.Мальбранш
Р.Декарт
Н.Н.Поповский
Н.И.Новиков
В.Н.Татищев
И.Михайлов
и другие

Эпоха возрожденияТакже видными представителями эпохи возрождения являлись:О.ГасманнШ.МонтеньБ.ПаскальН.МальбраншР.ДекартН.Н.ПоповскийН.И.НовиковВ.Н.ТатищевИ.Михайлови другие

Слайд 49Эмпирический период (1860 - 1920)
Психология приобретает статус самостоятельной науки.
Первая

психолаборатория под руководством Вильгельма Вундта (1832-1920)

Эмпирический период (1860 - 1920)Психология приобретает статус самостоятельной науки. Первая психолаборатория под руководством Вильгельма Вундта (1832-1920)

Слайд 50Эмпирический период
Заложены основы современной физиологической психологии
Экспериментально-психологические исследования
Установлены функции некоторых отделов

головного мозга
Формирование национальных психологических школ.

Эмпирический периодЗаложены основы современной физиологической психологииЭкспериментально-психологические исследованияУстановлены функции некоторых отделов головного мозгаФормирование национальных психологических школ.

Слайд 51Русская научная психология
Основоположник Иван Михайлович Сеченов, физиолог и психолог
Заложил основы

естественнонаучного направления в русской психологии

Русская научная психологияОсновоположник Иван Михайлович Сеченов, физиолог и психологЗаложил основы естественнонаучного направления в русской психологии

Слайд 52Русская научная психология
Открытие Сеченовым процесса центрального торможения (до этого существовало

лишь возбуждение)
Основной метод – объективное наблюдение за развитием психических процессов

Русская научная психологияОткрытие Сеченовым процесса центрального торможения (до этого существовало лишь возбуждение)Основной метод – объективное наблюдение за

Слайд 53Русская научная психология
Создание первого психологического института под руководством Челпанова Георгия

Ивановича.

Русская научная психологияСоздание первого психологического института под руководством Челпанова Георгия Ивановича.

Слайд 54Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) 
Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник

рефексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий

имя Бехтерева.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927)  Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефексологии и патопсихологического   направления в России, академик.В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический

Слайд 55Павлов Иван Петрович (1849 —  1936)
Один из авторитетнейших учёных России, физиолог,

психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции

пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».
Павлов Иван Петрович  (1849 —  1936) Один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и

Слайд 56Научно-экспериментальный период (1920 – наст. время)

Научно-экспериментальный период (1920 – наст. время)

Слайд 57Бихевиоризм (англ. Поведение)
Ведущее направление. Широко распространено в США.
Предмет не субъективный

мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями.
Бихевиоризм

изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу.
Бихевиоризм (англ. Поведение)Ведущее направление. Широко распространено в США.Предмет не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения,

Слайд 58Методы Бихевиоризма
Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение

в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в

естественной среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
Методы БихевиоризмаБихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях,

Слайд 59Бихевиоризм
(S) стимул и ответная реакция (R)
Зная силу действующих стимулов и

учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения.
При этом

сознание не играет никакой роли в научении, новые формы поведения рассматриваются как рефлексы.
Бихевиоризм(S) стимул и ответная реакция (R)Зная силу действующих стимулов и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы

Слайд 60Необихевиоризм
Отказались от классической формулы (S)-(R)
Учитывают сознание как реальную детерминанту.
Промежуточный активный

процесс обработки информации между S и R

НеобихевиоризмОтказались от классической формулы (S)-(R)Учитывают сознание как реальную детерминанту.Промежуточный активный процесс обработки информации между S и R

Слайд 61Бихевиоризм и Необихевиоризм

Бихевиоризм и Необихевиоризм

Слайд 62Глубинная психология
Ряд школ и учений
Ведущая роль у бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных,

инстинктивных и интуитивных процессов)
База – учение З.Фрейда

Глубинная психологияРяд школ и ученийВедущая роль у бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов)База – учение З.Фрейда

Слайд 63Психоанализ (Фрейдизм)
Психоанализ (греч. душа – разложение)
Исследует бессознательное и его взаимосвязь

с сознательным.
Обрел большое влияние во всем мире
Характерно объяснение психологических явлений

через бессознательное
Психоанализ (Фрейдизм)Психоанализ (греч. душа – разложение)Исследует бессознательное и его взаимосвязь с сознательным.Обрел большое влияние во всем миреХарактерно

Слайд 64Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
Австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления

в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным

взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)Австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства

Слайд 65Психоанализ (Фрейдизм)
Действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания
Метод

психоанализа, с его помощью можно исследовать глубинные побуждения человека и

управлять ими
Психоанализ (Фрейдизм)Действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознанияМетод психоанализа, с его помощью можно исследовать глубинные

Слайд 66Психоанализ (Фрейдизм)
Основа психоанализа сбор свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок
Корни

поведения человека – в его детстве
Основополагающая роль отводиться сексуальным инстинктам

Психоанализ (Фрейдизм)Основа психоанализа сбор свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорокКорни поведения человека – в его детствеОсновополагающая роль

Слайд 67Альфред Адлер (1870 - 1937)
Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников 

неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии.
В основе поведения лежат не сексуальные

влечения, а чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.
Альфред Адлер (1870 - 1937) Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников   неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. В основе поведения

Слайд 68Юнг, Карл Густав (1875 – 1961)
Швейцарский психиатр, основоположник одного из

направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих

у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений 
Юнг, Карл Густав (1875 – 1961) Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии

Слайд 69Гештальтпсихология (нем. целостная форма, образ, структура)
Крупнейшее направление психологии, возникло в

Германии первой половины XX века
Целостный подход к анализу сложных психических

явлений
Ассоцианизм – учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений
Гештальтпсихология (нем. целостная форма, образ, структура)Крупнейшее направление психологии, возникло в Германии первой половины XX векаЦелостный подход к

Слайд 70Гештальтпсихология
Исследование высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.)

как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам
Представители:
М. Вертхеймер
В.

Келлер
К. Коффка
ГештальтпсихологияИсследование высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к

Слайд 71Гуманистическая психология
Ряд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение личности
Основные

предметы:
Высшие ценности
Самоактуализация личности
Творчество
Любовь
Свобода
Ответственность
Межличностное общение

Гуманистическая психологияРяд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение личностиОсновные предметы:Высшие ценностиСамоактуализация личностиТворчествоЛюбовьСвободаОтветственностьМежличностное общение

Слайд 72Генетическая психология
Изучает происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском

возрасте
Концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма, через

децентрацию, к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации
Генетическая психологияИзучает происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрастеКонцепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода

Слайд 73Критическая психология
Исследует социогенез психики личностей, социальных общностей
Способность к действию как

способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия

своей жизни
Критическая психологияИсследует социогенез психики личностей, социальных общностейСпособность к действию как способность индивида за счет реализации определенной общественной

Слайд 74Когнитивная психология (от лат. Cognito – знание)
Рассматривает психику как систему

когнитивных операций.
Поведение субъекта определяется знаниями
Организация знания в памяти субьекта
«Схема»

- имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.
Когнитивная психология (от лат. Cognito – знание)Рассматривает психику как систему когнитивных операций. Поведение субъекта определяется знаниямиОрганизация знания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика