Слайд 1
Основные модели организации местного самоуправления
Слайд 2Обязательные органы МСУ
Федеральный закон № 131 - ФЗ устанавливает ряд
ограничений на структуру органов местного самоуправления.
В частности он вводит
обязательность наличия органов местного самоуправления трех видов:
· Представительного органа
· Главы муниципального образования
· Местной администрации
Слайд 3Если жителей менее 100 человек
В поселениях с численностью жителей, обладающих
избирательным правом, менее 100 человек представительный орган
не формируется, а его функцию выполняет сход граждан (часть 3 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Глава такого малого поселения и исполнительно-распорядительный орган все равно является обязательным.
Слайд 4Согласно части 3 статьи 34 наименования трех обязательных органов устанавливаются
законом субъекта РФ
с учетом исторических
и иных местных традиций.
Слайд 5ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНЫ МСУ
Существующие ограничения в структуре органов местного
самоуправления связаны также с обязательностью разделения представительной и исполнительной власти.
В Федеральном законе № 131-ФЗ местная администрация названа исполнительно - распорядительным органом, а для представительного установлена исключительная компетенция.
Слайд 6ЗАПРЕТ НА СОВМЕЩЕНИЕ
Кроме того, в этом законе содержится запрет на
совмещение одним лицом полномочий руководителя (председателя) представительного органа и главы
местной администрации для муниципальных образований всех типов, кроме сельских поселений.
Тем самым уже на федеральном уровне введено определенное разграничение полномочий между представительным и исполнительным органом.
Слайд 7ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Дополнительным механизмом реализации организационной обособленности органов местного самоуправления от
системы органов государственной власти является запрет на наличие у одного
лица депутатских мандатов разного уровня и на совмещение должностей.
Слайд 8ДЕПУТАТЫ НЕ МОГУТ:
В соответствии со статьей 40 Федерального закона №
131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления, а значит, депутаты представительных
органов поселений
не могут быть:
депутатами Государственной Думы,
членами Совета Федерации,
депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ,
занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ,
а также должности государственной гражданской службы и
муниципальные должности муниципальной службы.
Слайд 9Различие моделей МСУ
Различие в моделях связано:
во-первых, с разделением муниципальных образований
на разные типы (поселение, муниципальный район, городской округ),
во вторых, с
установлением различного порядка формирования и статуса органов и должностных лиц, т.е. с различным распределением их полномочий внутри муниципального образования.
Слайд 11Вариант совмещения полномочий
На рисунке 1 показана модель структуры, предусмотренная частью
3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ для сельских поселений.
Модель отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:
· главы муниципального образования
· руководителя представительного органа
· главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа).
Слайд 12Плюсы совмещения полномочий
Достоинство модели состоит:
в экономии бюджетных средств на
заработной плате двух должностных лиц местного самоуправления,
в сглаживании возможных
конфликтов и противоречий между исполнительной и представительной властью в поселении, в учете дефицита квалифицированных кадров.
Слайд 13Реализация модели
Модель реализуется следующим образом:
жители поселения в муниципальных выборах
избирают представительный орган.
Глава поселения избирается:
а) либо всеми жителями поселения
на муниципальных выборах;
б) либо депутатами из своего состава.
Слайд 14Тройное совмещение полномочий
Не все сельские поселения обязаны иметь такую
структуру органов.
Но если жители и (или) представительный орган поселения
посчитают её приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, регулирующие описанную модель, а значит, предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.
Такая модель организации муниципальной власти, очевидно предпочтительна для небольших поселений.
Для крупных сельских поселений может быть выбрана другая из основных моделей, за исключением последней.
Слайд 16Традиционная модель МСУ
На рисунке 2 изображена модель структуры органов местного
самоуправления, названная традиционной, т.к она была достаточно распространенной до недавнего
времени.
Её суть состоит в том, что жители избирают на муниципальных выборах представительный орган поселения (или муниципального образования другого типа) и главу поселения.
Лицо, получившее полномочия главы поселения, становится и главой местной администрации, совмещая, таким образом, статус высшего должностного лица (политическая должность) и статус руководителя исполнительно-распорядительного органа (хозяйственная должность).
Слайд 18«Двоевластие»
Изображенная на рисунке 3 модель структуры органов не запрещалась прежним
законодательством, но была мало распространена.
Особенность этой модели состоит в
том, что избранный всем населением глава муниципального образования занимается в основном политическим задачами, исполняя полномочия председателя представительного органа, в то время как хозяйственными задачами поселения занимается лицо, назначенное по контракту.
Слайд 19Реализация модели МСУ
Реализация этой модели состоит в том, что на
муниципальных выборах жителями избирается и представительный орган и глава муниципального
образования, который затем возглавляет представительный орган.
При этом руководить местной администрацией будет профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.
Слайд 20Правила проведения конкурса
Согласно части 5 статьи 37 ФЗ № 131.
в муниципальных образованиях любого типа число членов конкурсной комиссии и
порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган местного самоуправления.
При этом в поселении все члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления этого поселения.
В муниципальных районах и городских округах при формировании конкурсной комиссии участвуют органы государственной власти субъектов РФ.
Слайд 22Новая модель МСУ
Изображенная на рисунке 4 модель структуры органов является
новшеством Федерального закона № 131-ФЗ.
Представительный орган, как обычно, избирается
жителями на муниципальных выборах, но статус главы муниципального образования получает избранный из состава депутатов председатель этого органа.
Все что связано с исполнительной властью в системе муниципального управления, не отличается от предыдущего варианта, т.е. главой местной администрации является профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.
Слайд 24Особенности модели МСУ
Представленная на рисунке 5 модель структуры органов местного
самоуправления предлагается Федеральным законом № 131 - ФЗ только для
муниципальных районов.
Для того чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, её должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы.
Слайд 25Особенности модели МСУ
Для реализации этой модели представительный орган района не
избирается непосредственно жителями района на муниципальных выборах, а формируется путем
делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав этого района.
Глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и исполняет полномочия председателя представительного органа.
Главой местной администрации является профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.
Слайд 26Формирование
представительного органа
Слайд 30Избрание Главы МО из
состава депутатов
При способе избрания главы муниципального
образования из состава депутатов, когда жители избирают на муниципальных выборах
только представительный орган местного самоуправления, Федеральный закон № 131-ФЗ допускает только один вариант полномочий, функций и статуса такого лица - возглавлять представительный орган.
А это, в свою очередь, приводит к назначению главы администрации по контракту.
Однако такое ограничение не распространяется на сельские поселения.
Та же конкурсная процедура назначения главы местной администрации - менеджера используется в тех муниципальных районах, где представительный орган формируется из представителей поселений.
Глава муниципального района в этом случае автоматически наделяется полномочиями председателя представительного органа.
Слайд 31Полномочия Главы МА
1. получив предварительно полномочия главы муниципального образования путем
избрания всем населением на муниципальных выборах.
В этом случае глава
местной администрации будет одновременно иметь статус высшего должностного лица муниципального образований;
2. назначение по контракту, который заключается по результатам конкурса.
В этом случае статус высшего должностного лица - главы муниципального образования получит лицо, избранное представительным органом из своего состава и являющееся его председателем.
3. Глава местной администрации по федеральному закону №1 31 -ФЗ может приобретать свои полномочия
двумя способами: