Слайд 1Основные направления и аспекты теории свободного времени и ее значение
для организаций социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Слайд 2Досуг = свободное время = время выбора. Обычно характеризуется как
деятельность несвязанная с работой. Это определение
досуга включает ценности самореализации. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является
его обязанностью.
Слайд 3У наших отдаленных предков досуга как такового не было: все
силы ума и тела требовались, чтобы прожить и воспитать новое
поколение в условиях жестокой борьбы с природой, идя путем разума и взаимопомощи от мозговитого зверя к человеку-творцу. Творчество было, но свободное время творца совпадало с обязательным.
Слайд 4Досуг впервые появился в античном мире: институт рабства, освободивший свободнорожденных
от тяжелого физического труда, и городской образ жизни способствовали расцвету
досуговой деятельности и общения, давали возможность свободному человеку жить творческой жизнью, создавать произведения искусства, в том числе и архитектурного .
Слайд 5
Характеристики досуга.
- досуг основан на добровольности при
выборе рода занятий и степени активности;
- досуг
предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
Слайд 6Принципы досуга.
1. Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность
приобщения, вовлеченности всех без исключения людей в сферу деятельности досуговых
учреждений с целью удовлетворения творческих потенций людей, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности – зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей,психофизиологических особенностей и социальной среды обитания людей при обеспечении их досуга.
Слайд 74. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает
осуществление этой деятельности на основе
планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг
5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать
деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии.
6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.
Слайд 8
Общение людей в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие
ее потребности:
в эмоциональном контакте, сопереживании;
в информации;
в объединении усилий
для совместных
Слайд 9Все многообразие форм общения людей в условиях досуговой деятельности можно
классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные,
периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
Слайд 10 В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать,
прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа
жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.
Слайд 11В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих
целей:
удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня
их подготовленности к активным досуговым занятиям;
предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;
обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;
активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.
Слайд 12Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие функции:
разработка,
постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с
постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы
переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ;
прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.
Слайд 13Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды
занятий:
культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
подвижные игры
и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.
Слайд 14культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во
всех ее аспектах;
все современные технические средства, используемые как для непосредственного
обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;
методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их реализации;
искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;
логику разработки и постановки новых досуговых программ;
методику организации деятельности творческих мастерских, формирования постоянного актива посетителей центра досуга.
осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.
Специалист должен освоить практически: