Слайд 1Основные направления развития ИТ
интеграция возможностей информацион ных и телекоммуникационных технологий
глобализация - вовлечение в информа ционные процессы информационных субъ ектов,
находящихся в различных точках земного шара, независимо от национальных границ и языковых различий
интеллектуализация - создание интеллекту альных ИТ, поддерживающих решение слабо формализованных задач
расширение номенклатуры и частоты применения автоматизированных информа ционных технологий на основе современной информационно-коммуникационной среды
Слайд 2Долгосрочные цели государства в области внедрения ИТ
Повышение эффективности административ ных
процессов и оперативности и качества принятия решений;
Сокращение затрат на государственное
управление;
Повышение прозрачности и управляемости процессов государственного управления, в том числе за счет обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов власти;
Повышение удобства и снижение затрат для граждан и бизнеса в процессе взаимодействия с органами власти.
Слайд 3Структура нормативного обеспечения информатизации ОГВ
Слайд 4Стратегия развития информационного общества в России (далее – Стратегия)
Стратегия представляет
собой политический документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления
государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.
Слайд 5Стратегия развития информационного общества в России (далее – Стратегия)
В области
повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества
и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:
обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;
интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям в электронном виде;
совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Слайд 6Председатель Правительства Российской Федерации
Владимир Путин:
«Минкомсвязь (http://minkomsvjaz.ru/3495/3500/) возьмет на себя координацию
всех работ по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной
власти, чтобы в итоге мы получили целостную и эффективную систему. Особо подчеркну, программа «Информационное общество» направлена прежде всего на интересы людей, на создание для них новых возможностей. Подчеркну еще раз – главным потребителем этой услуги должен быть рядовой гражданин».
Из выступления на заседании Президиума Правительства Российской Федерации
30 сентября 2010 года
Слайд 7Задачи государственной политики в сфере использования ИТ
1)реализация стратегических приоритетов
в использовании ИТ в государственном управлении;
2)формирование единого механизма межведомственной координации
реализации государственных программ и проектов создания государственных ИС и ИР;
3)формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных ОГВ;
4)распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных ОГВ;
5)организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных ИТ;
6)обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных ОГВ и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
7)развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;
Слайд 8Задачи государственной политики в сфере использования ИТ
8)разработка стандартов в сфере
использования ИТ в деятельности федеральных ОГВ;
9)централизованное создание общих государственных ИР
для выполнения основных функций гос. управления;
10)построение единой системы управления процессом использования ИТ в деятельности федеральных ОГВ;
11)распространение на уровне федеральных ОГВ практики долгосрочного планирования государственных программ и проектов использования ИТ;
12) увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере ИТ в интересах федеральных ОГВ для получения эффекта экономии;
13) создание единой системы мониторинга и контроля эффектив ности использования ИТ в деятельности федеральных ОГВ;
14) реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации гос. служащих в части использования ИТ, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;
Слайд 9Приоритеты в сфере гос.управления-1
1)повышение эффективности реализации правоустанавливаю щих функций государства
и совершенствование механизмов гос.регулирования на основе создания и развития:
систем информационно-аналитического
обеспечения деяте льности федеральных органов государственной власти, ситуационных центров и систем прогнозирования и моде лирования последствий государственного вмешательства, угроз социально-экономическому развитию РФ;
единой системы сбора, обработки, регистрации и распро странения нормативных правовых актов, анализа соответ ствия существующей нормативной правовой базы право применительной практике, системы обеспечения законо дательной деятельности, обеспечивающей размещение электронных версий документов, а также учет прохождения законопроектов по всем стадиям федерального законода тельного процесса, с обязательным подключением к ней всех субъектов права законодательной инициативы;
Слайд 10Приоритеты в сфере гос. управления-2
2) повышение эффективности правоприменительной деятельности федеральных
органов государственной власти на основе создания и развития:
систем учета и
анализа объектов государственного управления, в том числе объектов, являющихся государственным имуществом;
систем планирования и анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений;
систем, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации о деятельности федеральных ОГВ, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций;
Слайд 11Организация управления внедрением ИТ
На межведомственном уровне - требуется коорди нация
ОГВ для обеспечения эффективного распре деления ресурсов по приоритетным направлениям,
выработки оптимальных решений при внедрении комплексных информационных технологий, интег рации систем на межведомственном уровне.
На ведомственном уровне - разработка и внедрение ИТ - стратегий ведомств, формулирование задач и контроль за их реализацией требуют высочайшей квалификации руководителей и исполнителей и организационно сильных структур управления, наделенных полномочиями для внедрения информационных технологий и реформиррования соответствующих административных процессов.
Слайд 12Построение единой организационной вертикали управления внедрением ИТ
эффективное стратегическое руководство информатизацией
федеральных ОГВ;
единое управление процессами внедрения ИТ в деятельность федеральных ОГВ
для реализации стратегических целей и задач;
унификация и укрепление структур управления внедрением информационных технологий на ведомственном уровне;
создание координационного совета управляющих по информационным технологиям ведомств при ГКИ.
Слайд 13Основные задачи ФЦП “Электронная Россия” (2002-2010 г. г.)
эффективная нормативная правовая
база в сфере ИКТ
эффективность взаимодействия органов государственной власти и
органов местного самоуправления
эффективность использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
повысить уровень подготовки и переподготовки кадров;
содействовать развитию независимых СМИ;
содействовать развитию возможностей подключения к открытым информационным системам дя граждан и хозяйствующих субъектов;
сформировать единую информационную и телеком муникационную инфраструктуру для работы ОГВ, органов местного самоуправления, предприятий;
сформировать условия для использования механизмов электронной торговли
Слайд 14Повышения квалификации государственных служащих в области ИТ
1)определение требований к квалификации
и навыкам использования ИТ
2)внедрение унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников
3)развитие
инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации гос. сл.
4)разработка и финансирование программ обучения для различных категорий гос.служащих
5)проф. обучение и сертификация персонала
6)улучшение материально-технического обеспечения государственной службы
7)информирование гос.служащих о передовом опыте и инновациях в сфере ИТ
8)создание системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования гос.служащими ИТ.
Слайд 15Приоритетные функциональные потребности федеральных органов государственной власти в использовании информационных
технологий
обеспечение поддержки принятия управленческих решений в области социально-экономического развития;
обеспечение
поддержки законодательной и судебной деятельности;
управление государственными ресурсами: государственными финансами, управление федеральной собственностью и природными ресурсами;
управление ключевыми сферами социально-экономического развития: жилищно-коммунальным хозяйством, трудовыми отношениями, социальными выплатами и др.;
предоставление органами власти услуг гражданам и организациям.
Слайд 16Основные направления использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной
власти
создание общегосударственных информационных регистров в области государственного управления и
средств их актуализации;
создание единых средств мониторинга, анализа, прогнозирования, моделирования и поддержки принятия решений;
обеспечение доступа к информационным ресурсам на межведомственном уровне;
создание и развитие средств взаимодействия органов власти с гражданами и организациями в целях повышения прозрачности, информационной открытости деятельности органов власти и предоставления услуг.
Слайд 17Поддержка принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития
внедрение практики
долгосрочного и среднесрочного планирования в деятельность федеральных органов исполнительной власти
по достижению целей социально-экономического развития;
проведение непрерывного мониторинга и систематического анализа эффективности результатов деятельности органов государственной власти по достижению плановых показателей социально-экономического развития в отдельных областях;
проведение анализа, прогнозирования и моделирования возможных путей повышения эффективности государственной политики в отдельных областях социально-экономического развития;
составление и уточнение комплексных стратегий и плановых показателей развития отдельных областей социально-экономического развития;
повышение прозрачности процесса выработки решений, внедрение практики применения вневедомственной экспертизы.
Слайд 18Поддержка принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития
Основным средством повышения
эффективности деятельности в сфере управления социально-экономическим развитием должно стать создание
федеральной интегрированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений ( ИАС ППР) в области социально-экономического развития.
В соответствии с основными принципами организации деятельности федеральных органов исполнительной власти система должна представлять собой многоуровневую территориально-распределенную технологию сбора, обработки, хранения, предоставления, анализа статистических данных, а также прогнозирования, моделирования и планирования.
Слайд 19Назначение ИАС ППР
Обеспечивается информационная поддержка процессов принятия решений по вопросам
повышения эффективности государственной политики социально-экономического развития и ее ключевых направлений
реализации, проводится комплексный анализ и экспертная оценка информации, ее визуализация и мультимедийное представление в виде, удобном для анализа, ведется прогнозирование и моделирование возможных сценариев развития ситуации, согласование и утверждение стратегических планов отраслей
Слайд 20ИАС ППР- области применения
Система обеспечит поддержку принятия управленческих решений в
рамках реализации государственной политики в следующих областях:
экономическое развитие и
торговля;
управление природными и рекреационными ресурсами;
промышленность и строительство;
энергетика;
транспорт;
сельское хозяйство;
социальное обеспечение;
жилищно-коммунальный комплекс;
связь и информатизация;
управление государственными финансами;
управление федеральной собственностью и имущественными отношениями;
сбор неналоговых поступлений и налогообложение.
Слайд 21Модели
Алгоритмы
ИТ
используемые в ИАС ППР будут рассмотрены на семинарских и
практических занятиях
Слайд 22Поддержка судебной власти
В целях повышения эффективности и качества правоприменительной деятельности
судов, открытости всей судебной системы, оперативности сбора и оформления судебных
документов в процессе подготовки и слушания дел, сокращения сроков их рассмотрения на основе информационных технологий необходимо обеспечить:
создание единой системы учета и анализа обращений граждан;
создание единой системы учета судебных дел и единого реестра судебных решений;
создание системы доступа к вступившим в законную силу судебным решениям;
создание системы информационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей;
создание единой системы судебного делопроизводства;
система обобщения судебной практики;
совершенствование системы информирования сторон и иных заинтересованных лиц о времени, месте и результатах рассмотрения дел судами;
создание системы ведения судебной статистики.
Слайд 23Поддержка законодательной деятельности и обеспечение контроля за исполнением законов
создание
системы учета обращения граждан и контроля исполнения документов по результатам
их рассмотрения;
создание единой системы мониторинга и анализа правоприменительной практики для оценки эффективности действующего законодательства, распространения положительного опыта, создания эталонных моделей законов;
создание единой системы обеспечения законодательной деятельности с обязательным подключением всех субъектов права законодательной инициативы, обеспечивающей размещение электронных версий соответствующих документов и сопроводительных материалов, а также учет прохождения законопроектов и законов по всем стадиям федерального законодательного процесса, а также;
создание системы учета парламентских запросов и поручений, а также результатов их рассмотрения и выполнения;
создание системы поддержки пленарных заседаний и электронного голосования;
создание прикладных экспертных систем по направлениям деятельности законодательных органов;
распространение правовых и парламентских документов, информации о парламентской деятельности;
создание электронной парламентской библиотеки, обеспечение доступа к парламентским и правовым информационным ресурсам;
реализация системы доступа к открытой информации о ходе и результатах законодательной деятельности на федеральном и региональном уровнях, обеспечение обратной связи с гражданами;
создание комплексной информационной системы надзора за исполнением законов.
Слайд 24Государственная система
правовой информации
Центральный орган – МИНЮСТ РФ с функциями
сбора, обработки, хранения, анализа и использования правовой информации
Центральный узел
- Научный центр правовой информации при МИНЮСТЕ РФ (НЦПИ)
Региональные органы МИНЮСТА - центры правовой информатизации (ЦПИ).
Слайд 26НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СПС - появились более 20 лет назад.
В 1989
г. - система ЮСИС (Интралекс),
На негосударственные СПС сейчас приходится более
95% пользователей.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - всего в России насчитывается более 10 производителей СПС. Наиболее известными и распространенными можно считать СПС «ГАРАНТ», «КОНСУЛЬТАНТ», «КОДЕКС».
СВЕДЕНИЯ по базам данных страны можно узнать:
- из каталогов «Базы данных России»,
- из издания НТЦ ИНФОРМРЕГИСТР «Электронный каталог
отечественных баз и банков данных, а также,
- из «Российской энциклопедии информации и
телекоммуникаций» Международного бюро информации и
телекоммуникаций.
Слайд 28Регистр представляет собой федеральный банк данных,
содержащий нормативные правовые акты
субъектов РФ,
и ведется Минюстом РФ как в электронном, так
и в
документальном виде.
(Постановление Правительства РФ от 29.11. 2000 г.
N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения
Федерального регистра нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации")
Слайд 29Управление государственными ресурсами и активами
В целях повышения эффективности планирования и
прогнозирования бюджета необходимо обеспечить:
создание системы сбора бюджетных заявок и формирования
проектов бюджета;
создание системы учета доходов в рамках исполнения бюджета;
создание системы учета расходов в рамках исполнения бюджета;
создание системы сбора отчетности об исполнении бюджета и бюджета целевых программы;
создание системы анализа основных показателей и контроля исполнения бюджета бюджета;
доступ граждан, организаций и органов власти к информации о результатах исполнения бюджета и др.
Слайд 30Управление государственными ресурсами и активами
В целях обеспечения стабильного поступления
налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков
от выполнения ими налоговых обязанностей, улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей и повышения эффективности функционирования налоговой системы в целом на основе современных информационных технологий необходимо обеспечить:
развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения;
развитие системы выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налоговой базы за счет создания единого банка данных налоговых органов, его интеграции с информационными ресурсами других ведомств;
развитие системы автоматизированной камеральной проверки, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценки потенциальных сумм доначислений;
создание системы сопровождения выездных налоговых проверок;
совершенствование системы учета налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
развитие и внедрение системы формирования в электронном виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, накопления данных о доходах и имуществе граждан;
Слайд 31Управление государственным имуществом
необходимо обеспечить:
создание единой системы учета всех категорий
объектов собственности, а также контроля ее использования;
создание системы мониторинга и
анализа эффективности использования собственности;
создание системы планирования программ приватизации, прогнозирования и контроля поступлений средств от использования собственности;
доступ к информации о приватизируемом имуществе, об имуществе, которое может быть передано в аренду, доверительное управление или по договорам концессии, включая как объекты казны, так и имущество, находящиеся в ведении государственных предприятий и учреждений (в том числе объектов незавершенного строительства).
Слайд 32Использование ИТ и ИС в управлении ключевыми сферами социально-экономического развития
Развитие предпринимательства и конкуренции на товарных рынках
Управление развитием транспортного комплекса
Управление
развитием здравоохранения
Управление развитием образования
Управление развитием жилищно-коммунального хозяйства
Управление развитием системы социальной защиты населения
Слайд 33Организационная структура управления процессами информатизации
Данный вопрос выносится на семинарское
занятие
К семинарскому занятию найти ответы на следующие вопросы:
Какие федеральные министерства
и службы участвуют в выработке государственной политики в области информатизации государственного управления
Указать функции и задачи министерств и служб в указанной области
Какая организационная структура управления процессами информатизации существует в Нижегородской области. Описать функции и задачи существующих элементов (подразделений) системы управления
Слайд 34Основные направления реализации государственной политики
в сфере региональной информатизации
Базовые материалы:
Концепция
региональной информатизации
Программа информатизации Нижегородской области
Слайд 35Государственная политика в сфере региональной информатизации, направленная на обеспечение выравнивания
темпов и уровня региональной информатизации, основывается на следующих принципах
использование информационных
технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, совершенствование системы управления субъектов Российской Федерации, обеспечение прав и свобод граждан;
концентрация ресурсов на решении важнейших задач региональной информатизации, управление региональной информатизацией на основе программно-целевого метода;
информационная открытость программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации;
Слайд 36Государственная политика в сфере региональной информатизации, направленная на обеспечение выравнивания
темпов и уровня региональной информатизации, основывается на следующих принципах
стандартизация, унификация
и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации;
гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством;
обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;
обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации;
обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней.
Слайд 37Региональная информатизация осуществляется по следующим основным направлениям:
создание комплекса государственных и
муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее - электронное правительство региона);
интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизацией, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов региональной информатизации, формирование совета региональной информатизации и соответствующих органов управления, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов региональной информатизации.
Слайд 38Управление региональной информатизацией
Совершенствование нормативной правовой базы
региональной информатизации
Разработка стандартов региональной
информатизации
Создание совета региональной информатизации
Создание типовых решений в сфере региональной информатизации
Сертификация
решений в сфере региональной информатизации
Разработка программ региональной информатизации
Формирование органов управления региональной информатизацией
Финансирование программ региональной информатизации
(Цели, задачи, содержание каждого из перечисленных элементов предлагается подготовить к семинару самостоятельно на основе указанных источников)
Слайд 39Цели программы информатизации НН области
создание необходимых условий для достижения нового
уровня информационной открытости, результативности и эффективности управления Нижегородской областью;
повышение уровня
и качества жизни населения Нижегородской области за счет системы государственных услуг, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий;
преодоление информационного неравенства и создание предпосылок построения информационного общества;
снижение нагрузки (времени и количества непосредственных личных обращений) для населения и организаций, связанной со взаимодействием с органами государственной власти и местного самоуправления и с предоставлением информации, необходимой для получения ими государственных и муниципальных услуг;
обеспечение оперативности и полноты общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
устранение дублирования бюджетных расходов и повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;
обеспечение актуальности, целостности и безопасности информационных систем и ресурсов Нижегородской области.
Слайд 40Задачи программы информатизации НН области
повышение эффективности государственного управления регионом;
повышение информационной
открытости органов государственной власти и местного самоуправления и эффективности взаимодействия
с населением и организациями за счет развития информационных порталов и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием принципа «одного окна»;
повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления за счет совместного использования информационных ресурсов и интеграции информационных систем различных уровней;
обеспечение доступа к социально значимой информации и информационно-коммуникационным услугам для всех жителей Нижегородской области;
оснащение компьютерной техникой и развитие информационных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы в сфере использования информационных технологий;
Слайд 41Задачи программы информатизации НН области
развитие территориальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение доступа к
сети Интернет населению области;
создание и развитие территориальных информационных ресурсов (баз
данных, кадастров и регистров) и систем управления ключевыми сферами социально-экономического развития региона;
повышение эффективности управления программами и проектами в сфере информатизации, реализуемыми в регионе;
обеспечение информационной и общественной поддержки хода реализации Программы;
повышение уровня квалификации государственных и муниципальных служащих и навыков населения в сфере использования информационных технологий;
обеспечение информационной безопасности, предотвращение нарушений целостности и незаконного использования территориальных информационных ресурсов.
Слайд 42Перечень программных мероприятий программы информатизации НН области
В Программе предусматривается реализация
мероприятий по 6 основным разделам (направлениям).
Описание мероприятий , их содержание
и результаты – обсуждаются на семинарском занятии (базовый материал – Программа информатизации НН области)