Слайд 1доктор педагогических наук, профессор
Долматов Александр Васильевич,
профессор кафедры управления образованием
и кадрового менеджмента
РГПУ им. А.И. Герцена
Основные направления развития высшего и
среднего профессионального образования
Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена
Слайд 2Правовые, организационные и экономические основы развития вузов и профессиональных образовательных
организаций и учреждений СПО (ОО СПО). Многоуровневая система высшего образования.
Развитие системы непрерывного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты ВО. Профессиональные стандарты. Типология образовательных программ.
Международный опыт организации уровневого обучения. Признание российских документов об образовании в международной практике. Организация академической мобильности.
Проблематика обсуждения
Слайд 3Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Основные направления
развития ВО в соответствии с Федеральной программой инновационного развития 2020,
Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы.
Проекты Министерства образования и науки
Нормативно-правовое обеспечение федеральных программ модернизации высшего образования
Создание опорных вузов
Типология образовательных программ
Основные модули
Слайд 4Направления развития образования
Повышение информационной открытости образования — от детских
садов до вузов и Высшей аттестационной комиссии — обеспечение прозрачности
результатов и процессов в системе высшего образования.
Повышение качества и конкурентоспособности образования, развитие системы оценки системы образования.
Модернизация высшего образования (новые ФГОС и профессиональные стандарты, компетентностный подход – практика, интеграция науки и образования, пилотные проекты развития сетевого взаимодействия).
Слайд 5Направления развития образования
Повышение значимости дополнительного образования и трансформация его
в сферу непрерывного образования в течение всей жизни.
Через 10-15
лет оно станет более значимым, чем высшее образование.
Этому будет способствовать увеличение числа выпускников вузов с некачественным высшим образованием.
В ближайшее время будут востребованы курсы для населения от 45 лет и старше.
Слайд 6Задачи, поставленные Федеральной программой инновационного развития
Достижение необходимого качества образования на
всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального
образования до высшего
Преодоление недофинансирования сфер образования и науки.
Организация целенаправленной работы по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях
Повышение уровня восприимчивости бизнес-структур к инновациям технологического характера
Повышение уровня инновационной активности и отдачи от реализации технологических инноваций.
Слайд 7Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ
Безопасность и противодействие терроризму
Живые системы
Индустрия
наносистем и материалов
Информационно-телекоммуникационные системы
Перспективные вооружения, военная и специальная техника
Рациональное природопользование
Транспортные,
авиационные и космические системы
Энергетика и энергосбережение
Слайд 8Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы
Цель
программы:
создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на
обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Слайд 9Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы
Основные
задачи
1. "Создание и распространение структурных и технологических инноваций в
среднем профессиональном и высшем образовании"
2. "Развитие современных механизмов и технологий общего образования"
3. "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей"
4. "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики"
5. "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов".
Слайд 10Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы
Основные
целевые индикаторы:
доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в
которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций;
доля направлений подготовки (специальностей), по которым обеспечена реализация образовательных программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве направлений подготовки (специальностей);
доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе в общем количестве образовательных организаций высшего образования;
Слайд 11доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров
по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям
и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций;
доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрена система мониторинга непрерывного образования и профессионального развития, а также трудоустройства и карьеры выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования;
доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели;
количество мест в общежитиях для студентов, введенных в эксплуатацию с начала реализации Программы;
Слайд 12доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных
программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального
образования;
доля организаций среднего профессионального и высшего образования, организующих проведение национальных заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, в общем количестве таких организаций;
доля образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, в которых реализованы основные требования Болонского процесса, в общем количестве образовательных организаций высшего образования.
Слайд 13Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных
центров (5-100)
Слайд 14Проект «Топ – 5 – 100»
Цель проекта. Вхождение к 2020
году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих
мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Направления реализации проекта
В соответствии с постановлением отбор вузов на получение государственной поддержки осуществляется на конкурсной основе.
Принцип ориентации на сильнейших
Поддержка ведущих вузов
Финансирование мобильности ученых и обучающихся
Инициация вузами собственных проектов и программ
Слайд 15Рейтинг QS World University Rankings учитывает шесть индикаторов:
авторитетность в
академической среде,
соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов,
репутация среди
работодателей,
индекс цитируемости,
доля иностранных преподавателей и студентов.
Слайд 1615 сентября 2015 г. опубликован очередной всемирный рейтинг университетов QS
(QS World University Rankings). В общий список рейтинга вошел 21
российский университет, 12 из них представляют Проект 5-100.
Лидером среди всех отечественных вузов стал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, занявший 108-ю позицию.
Лучший результат среди участников Проекта 5-100 показал Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, сумевший подняться по сравнению с прошлым годом с 328-й на 317-ю строчку рейтинга.
Слайд 17Укрепили позиции в рейтинге
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (группа 471-480),
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет
(оба в группе 481-490) и
Дальневосточный федеральный университет (651-700)
Слайд 18Стабильно успешны
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (501-510), Казанский (Приволжский)
федеральный университет (551-600),
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского (оба в группе 701+).
Как и год назад, в рейтинг QS включены Московский физико-технический институт (государственный университет) (431-440),
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (501-550) и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (601-650).
Слайд 19Одновременно с институциональным компания QS обнародовала отраслевые рейтинги (QS World
University Rankings by Faculty).
В разделе «Гуманитарные науки» Проект представляют
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (289-е место) и Казанский (Приволжский) федеральный университет (335-е место), включенные в список лидеров впервые.
В число ведущих инженерно-технологических университетов мира попали Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (311-е место) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (334-е).
Отраслевые рейтинги
Слайд 20В отраслевом рейтинге «Точные науки» улучшили результаты Новосибирский национальный исследовательский
государственный университет (209-я строчка) и Московский физико-технический институт (государственный университет)
(316-я строчка).
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» достиг значительного прогресса в рейтинге «Общественные науки и менеджмент», поднявшись более чем на 70 пунктов и заняв 161-е место.
Отраслевые рейтинги
Слайд 21ФГОС ВО и тенденции в области стандартизации
Непрерывное образование:
Образовательные программы аспирантуры
Дополнительное
профессиональное образование
Слайд 22С июля 2012 года реализуется проект «Открытое министерство»: осуществляется переход
на новый формат взаимодействия власти и общества
Слайд 23Цель проекта
«Открытое министерство» обеспечивает наилучшую доступную экспертизу, вовлечение гражданского общества
и бизнеса в принятие государственных решений.
Важнейшими приоритетами являются:
-
повышение информационной открытости и «понятности» действий органов власти;
предоставление ими открытых данных;
обеспечение прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок и инвестиций;
реализация эффективной системы общественного контроля.
Это направление курирует
Департамент информационной политики
Слайд 24Опорные вузы
17 сентября 2015 г. Министр образования и науки Российской
Федерации Дмитрий Ливанов на совещании с ректорами российских вузов анонсировал
ближайший старт конкурса по созданию региональных опорных вузов.
«До конца сентября мы опубликуем конкурсную документацию по созданию опорных вузов в регионах России, – сказал глава Минобрнауки России. – Это вузы, которые будут возникать путем объединения, однопрофильных лучших учебных заведений по модели создания федеральных университетов».
По словам Министра, создание таких вузов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и созданию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов.
Слайд 25Научно-просветительский проект «Наука»
Слайд 26Цель и каналы распространения
Просветительский информационный проект Министерства образования и науки
имеет своей целью информировать общество о достижениях российской науки,
показать
всеобъемлющий масштаб работы отечественных ученых, их гигантский вклад в развитие страны в целом и отдельных отраслей ее экономики,
обозначить государственные приоритеты в научной работе и прояснить государственную научно-технологическую политику.
Слайд 27Поддержка молодых ученых, аспирантов и ведущих научных школ Российской Федерации
Слайд 28Цель проекта
Развитие системы эффективного воспроизводства кадрового потенциала в сфере образования
и науки, улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров, усиление
государственной поддержки научной молодежи.
Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ: ежегодно осуществляется адресная поддержка 400 молодых (до 35 лет) российских ученых – кандидатов наук (по 600 тыс. рублей в год), 60 молодых (до 40 лет) российских ученых – докторов наук (по 1 млн рублей в год) и ведущих научных школ Российской Федерации (по 400 тыс. рублей в год).
Стипендии Президента Российской Федерации устанавливаются в размере 20 тыс. рублей каждая и назначаются на срок до трех лет.
Общее число лиц, ежегодно получающих стипендию Президента Российской Федерации, составляет 1000 человек.
Слайд 29Проект Министерства образования и науки «Образование студентов с особыми образовательными
потребностями»
Актуальность. Люди с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной
комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий…
Цель проекта. Обеспечить возможности для получения доступного качественного образования детям с инвалидностью и детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного образования.
Текущие результаты проекта. В настоящий момент в 3345 школах и 200 университетах созданы соответствующие условия
Слайд 30Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Типология образовательных программ