Слайд 1Основные определения
Устойчивостью на курсе называется способность судна сохранять заданное направление
прямолинейного движения
Для сохранения заданного направления движения необходимо создавать стабилизирующие воздействия
средствами управления (рулевым устройством)
Слайд 2Эксплуатационная устойчивость
Эксплуатационная устойчивость судна –это способность сохранять заданное направление движения
с помощью средств управления (перекладок руля)
Судно должно обладать эксплуатационной устойчивостью
Слайд 3Теоретическая устойчивость
Теоретическая устойчивость – это устойчивость без участия средств управления
(с зафиксированным рулем в ДП)
Обеспечение эксплуатационной устойчивости судна зависит от
степени его теоретической устойчивости
Слайд 4Проверка теоретической устойчивости:
Судно, движущееся прямым курсом, отклоняется и предоставляется самому
себе, без использования рулей
Поведение судна после такого отклонения указывает на
его устойчивость или неустойчивость
Слайд 5Теоретически
неустойчивое
судно
Теоретически
устойчивое
судно
Слайд 6x1
x*
Zк
z1
V
Судно мгновенно получило дрейф
Zр и Zк - позиционные
гидродинамические силы,
приложенные в центрах давления руля и корпуса
G
Zр
Слайд 7x1
x*
Zп
z1
V
Zп = Zк + Zр
Сила Zп стремится увеличить
G
l
Судно
теоретически (статически) неустойчиво на курсе
l > 0
Слайд 8x*
Zп
z1
V
G
l
Судно теоретически (статически)
устойчиво на курсе
x1
Zп = Zк + Zр
Сила Zп стремится уменьшить
l < 0
Слайд 9Условие теоретической устойчивости судна по курсу:
Точка приложения силы Zп должна
лежать в корму от центра тяжести
Для достижения этого нужно увеличивать
полноту кормы:
увеличивать площадь пера руля
увеличивать полноту дейдвуда и т.п.
У многих судов Zп приложена в нос от центра тяжести G
Слайд 10Условие эксплуатационной устойчивости судна по курсу
Эксплуатационная устойчивость обеспечена, если:
l
(0,20,3)L
Сила Zп может быть приложена на небольшом удалении в
нос от Ц.Т. судна
Слайд 11Большинство судов, находящихся в эксплуатации, теоретически неустойчивы, но обладают достаточной
эксплуатационной устойчивостью
Слайд 12Корабль неустойчив
Дейдвуд
Вырез
15 м2
Зашивка
Устойчивость на курсе обеспечена
Кормовая оконечность
Слайд 13
Эксплуатационная устойчивость обеспечивается работой средств управления
Необходимо рассмотреть структурную схему управления
движением судна
Слайд 14СУДНО
ВУ
ЗУ
РМ
Р
Измерительные элементы
КУ
зад
, ()
Mвр б
(t)
ЗУ – задается курс зад, вычисляет =-зад
ВУ
– вырабатывает ()
РМ – передает момент на балер Mвр б
Р
– воздействует на судно: Zр ,Myб
Zр ,Myб
Слайд 15ЗУ – задающее устройство
ВУ – вычислительное устройство
РМ – рулевая машина
(усилитель)
Р – руль (исполнительное устройство)
КУ – корректирующее устройство
Слайд 16Схема управления движением
ЗУ сравнивает задаваемый курс с фактическим i и
вырабатывает сигнал разности i = зад - i
ВУ - на
основе закона управления i преобразуется в сигнал для рулевой машины
РУ – создает момент, перекладывающий руль на требуемый угол
Руль воздействует на судно Zр и Myб .
КУ контролирует правильность значения
Слайд 17Схема управления движением
Измерительные элементы передают параметры движения в ЗУ и
ВУ, замыкая систему
Система стабилизирует ход судна или изменяет курс в
соответствии с введенным новым значением
Это – принципиальная схема авторулевого
Слайд 18Обеспечение эксплуатационной устойчивости судна.
Устойчивость движения прямым курсом может быть обеспечена
двумя способами:
а) Ручным управлением, осуществляемым рулевым
б) Автоматической стабилизацией, осуществляемой авторулевым
Слайд 19Ручное управление
Человек опирается на свой опыт, используя интуитивный закон управления
Качество
ручного управления судном зависит от опыта рулевого, его состояния, длительности
несения вахты и других субъективных факторов
Слайд 20Автоматическое управление
Авторулевой использует законы управления (стабилизации)
Законы управления связывают требуемые перекладки
руля с отклонением курса судна от задаваемого i=зад -
i
Слайд 21Законы управления:
Пропорциональный:
Дифференциальный:
Интегральный:
k, k1, k2
–коэффициенты управления
Слайд 23Характеристики эксплуатационной устойчивости судна на курсе
Средняя частота перекладок руля, необходимых
для поддержания заданного курса
Средняя амплитуда перекладок руля
Амплитуда рыскания
Слайд 24Характеристики хорошей эксплуатационной устойчивости:
(волнение моря до 2 баллов).
Слайд 25Маневр изменения курса теоретически неустойчивого судна
зад
зад
T0
Расчетная перекладка руля
Фактические перекладки руля
0
0
Слайд 26Маневр изменения курса теоретически неустойчивого судна
Опытный рулевой выполняет маневр изменения
курса значительно быстрее авторулевых, построенных по принципу рассогласования зад
Рулевой
интуитивно оптимизирует маневр
Перекладки руля по любому из приведенных законов маневр не делают оптимальным
Слайд 27 Диаграммы управляемости
Диаграммы управляемости – обобщенные характеристики маневренных свойств судна
В морской практике приняты два вида диаграмм в осях:
угол
перекладки руля - угол дрейфа ;
угол перекладки руля - безразмерная угловая скорость
Слайд 28Диаграмма управляемости теоретически устойчивого судна
- (на ПБ)
(на ПБ)
0
10
20 30
-30 -20 -10
-15
-10
-5
5
10
15
Слайд 29Диаграмма управляемости теоретически неустойчивого судна
0
к
- к
- с
с
Слайд 30Теоретически неустойчивое судно
к - критические углы перекладки руля
В диапазоне (-к,
к) каждому значению соответствуют три угла дрейфа
Углы
с (при =0) называют углами дрейфа самопроизвольной циркуляции
Углу =0 соответствуют угловые скорости самопроизвольной циркуляции
Слайд 31Теоретически неустойчивое судно
- y (циркуляция на ПБ)
(на ПБ)
к
- к
Неустойчивое
движение
0
Слайд 32Теоретически неустойчивое судно
При больших углах направление циркуляции соответствует перекладке
руля
При положении руля в ДП (=0) судно совершает самопроизвольную циркуляцию
на ПБ или ЛБ, в зависимости от предыстории движения
Слайд 33Теоретически неустойчивое судно
Для вывода судна из самопроизвольной циркуляции нужно перекладывать
руль на противоположный борт
Судно адекватно реагирует на перекладку до
= к
При = к судно совершает циркуляцию на противоположный борт
Слайд 34Теоретически неустойчивое судно
Движение прямым курсом ( =0) с =
0 неосуществимо, - это неустойчивый режим
Движение прямым курсом обеспечивается непрерывными
перекладками руля
Слайд 35Теоретически неустойчивое судно
Участок диаграммы, соответствующий неустойчивому режиму, обычно не изображают
Слайд 36Гидродинамический «люфт»
(петля неустойчивости)
-
к
- к
0
Слайд 37Диаграммы управляемости
Диаграмма управляемости одновинтового судна не симметрична для маневров в
сторону ПБ и ЛБ
Диаграммы двухвинтовых судов практически симметричны
Слайд 38Требования к диаграмме управляемости
Судно обладает хорошей эксплуатационной устойчивостью на прямом
курсе, если:
y30 - угловая скорость при = 30