Слайд 1Лекция № 7 Основные положение конституционного права
Введение
Понятие, предмет, метод, источники
и система конституционного права как отрасли права. Конституция Российской Федерации
как юридический документ
Основы конституционного строя России
Классификация прав и свобод человека и гражданина их гарантии и защита Конституционные обязанности человека и гражданина
Система органов государственной власти в РФ
Заключение
Слайд 4Метод конституционного права – императивный.
Слайд 7Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа
в целом или отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий
в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.
Слайд 14Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в
его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений
человека, общества и государства.
Слайд 25Личные права определяют статус человека как биосоциального организма.
Слайд 27Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности —
государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства.
(Отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина—его гражданам).
Слайд 28Основные политические права человека и гражданина в России:
• право на
объединение;
• право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
• право участвовать
в управлении государством;
• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
• иные политические права.
Слайд 29Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта
трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни.
Слайд 31Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и
не умаляет других прав, не названных в Конституции.
Слайд 32Конституционные обязанности человека и гражданина
Наряду с субъективными правами - мерами
возможного поведения существуют и обязанности - меры должного поведения человека
в обществе. Обязанности необходимы для поддержания жизнеспособности государства и порядка в нём.
Слайд 34Гарантированность прав и свобод подразумевает, что права и свободы не
только продекларированы, но и защищаются принудительной силой государства, которое в
лице компетентных органов правомочно пресечь нарушение и восстановить нарушенные права и свободы.
Слайд 37Политические гарантии — развитость политических институтов, их способность выражать и
защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе.
Слайд 39Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но
и механизм правовой защиты данных прав и свобод.
Слайд 41В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:
• конституционно-судебными органами
(Конституционным Судом РФ);
• судебными органами (судами общей юрисдикции);
• органами исполнительной
власти (в административном порядке);
• дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;
• путем законной самозащиты человеком своих прав.
Слайд 42В некоторых государствах (в частности западноевропейских) данный механизм дополнен органами:
•
административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами государственной власти
и управления);
• трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).
Слайд 43В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и
др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу,
конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод — их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).
Слайд 44Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека содержит и Конституция РФ.
Права и свободы человека в России могут быть ограничены только
в случаях.
- защиты:
• основ конституционного строя;
• нравственности;
• здоровья;
• прав и законных интересов других лиц;
- обеспечения:
• обороны страны;
• государственной безопасности.
Слайд 45Типичные формы ограничения прав и свобод:
• особый режим въезда в
РФ и выезда из нее;
• ограничение свободы передвижения внутри страны;
•
запрещение уличных шествий и демонстраций;
• ограничение свободы печати;
• введение комендантского часа;
• нарушение неприкосновенности жилища;
• аудиовизуальная слежка;
• прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;
• досмотр транспортных средств;
• задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
• содержание под стражей.
Слайд 47Формирует Правительство РФ и иных органов государственной власти. Помимо этого
Президент может принимать участие в его заседаниях, вносить вопросы в
повестку дня, а также в пределах своей компетенции издавать Указы, которыми в том числе он может отменять Постановления и Распоряжения Правительства РФ.
Слайд 48Из остальных полномочий Президента отметим следующие:
1) Президент определяет внутреннюю и
внешнюю политику государства;
2) формирует военную доктрину страны;
3) формирует и возглавляет
Совет Безопасности;
4) представляет страну в международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;
5) подписывает и обнародует федеральные законы (при этом обладает правом отлагательного вето. Обладает правом законодательной инициативы — может вносить в Государственную Думу законопроекты;
6) назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум;
7) может распустить Государственную Думу.
Слайд 49Федеральное Собрание РФ
Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган
государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат.
Слайд 50Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому
Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в
ней на профессиональной основе.
Слайд 52Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года,
дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Государственная Дума избирается на 5 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.
Слайд 53Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает
простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего
количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов депутатов.
Слайд 54Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению
должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).
Слайд 55Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых
Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов
войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.
Слайд 56Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания
согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации.
В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых право, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное молчание палаты считается согласием, и законопроект направляется на подпись Президенту.
Слайд 61Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного
надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем,
чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).
Слайд 62Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые разделены на
две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием
из числа судей Конституционного Суда РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами.
Слайд 63На Конституционный Суд РФ возложено разрешение споров о компетенции между
различными органами государственной власти. Помимо этого проверяется конституционность законов, применяемых
в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Слайд 64Конституционный Суд РФ работает только по запросам Президента РФ, Правительства
РФ, Парламента (либо его палат, либо отдельных депутатов), высших федеральных
судов (Верховного и Высшего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.
Слайд 65Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации.
Суды общей
юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.
Слайд 66Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими
лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст.
127 Конституции).
Слайд 67Независимость и самостоятельность судов определяется статусом судей и общими принципами
организации судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны.
Слайд 69Местное (территориальное) самоуправление осуществляется в интересах всех, кто проживает в
границах территориальных единиц, на которые разделяются субъекты федерации. Оно осуществляется
территориальными общностями через образуемые ими местные законодательные (представительные) органы самоуправления, а также местную администрацию, иные их органы, местные референдумы, собрания и сходы граждан, другие формы непосредственной демократии.
Слайд 70Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
РФ. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается, однако
акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также актам субъектов федерации.