Слайд 1Основные понятия правового регулирования конкуренции и монополии
Экономическое и правовое содержание
понятия «рынок»
Появление рынка связано с общественным разделением труда. Специализация производства
привела к обмену продуктами труда. Исторически рынок развивался постепенно и на начальных этапах своего развития означал свободную розничную торговлю товарами, для которой отводились специальные места.
«Рынок – площадь в городах и селах, для торговли съестными и другими припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням» (В.И. Даль).
В настоящее время многие экономисты сходятся во мнении, что рынок (market, marche, Markt) – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг. По сути речь идет о процессе, который с помощью взаимодействия предложения и спроса приводит к образованию цены. Рыночные отношения имеют место повсюду, где спрос и предложение соприкасаются друг с другом.
Спрос – «предельное (максимальное) количество товара, которое покупатели (потребители) могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сохраняется при ее росте. Цена спроса – это предельная (максимальная) сумма денег, которую поку-
патели согласны заплатить за приобретение товара (при данной величине предложения).
Слайд 2Предложение – предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят
на рынок для продажи по данной цене. Закон предложения заключается
в том, что оно растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении.
Цена предложения – это предельная (минимальная) цена, за которую производители (продавцы) еще согласны продавать товар (при данной величине спроса). Законы спроса имеют важное значение в конкурентном регулировании и при применении конкурентного права. Их необходимо учитывать для оценки ситуации на рынке, и в связи с этим мы специально остановились на понятиях рыночного спроса и предложения.
Рынок – процесс, который с помощью взаимодействия предложения и спроса приводит к образованию цены.
В экономической теории наиболее распространенным толкованием понятия «рынок» является особый механизм взаимодействия между продавцами и покупателями. Существует также трактовка рынка как совокупности сделок купли и продажи товаров.
В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине. По сути рынок сводится к обороту (обращению) товаров. Данное понимание рынка закреплено и в российском антимонопольном законодательстве.
Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающиеся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений. Соответствующий понятийный аппарат, используемый в правотворческой, правоприменительной и предпринимательской практике, зафиксирован в действующем антимонопольном законодательстве .
Слайд 3Товарный рынок (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006)-
сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который
не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами
Рынок товаров (работ, услуг) ст. 40 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 - сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
При явных различиях приведенных определений товарного рынка в них прослеживается сходство в том, что рынок не просто сфера обращения (территориальный аспект), но и совокупность субъектов и их взаимоотношений, что приближает эти определения к сущности рынка, отмеченной в зарубежных исследованиях.
Слайд 4«Конкуренция» от позднелат. «concurentia» – сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция
означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении более лучших
результатов в определенной общественной сфере. В экономической науке сложилось несколько определений понятия «конкуренция»:
• особая ситуация на рынке, которая характеризуется двумя факторами:
– наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;
– свободой для покупателей и продавцов входить на рынок или покидать его;
• постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;
• элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.
Данные определения характеризуют конкуренцию как экономическое явление, фактор достижения экономического успеха отдельным предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом.
Прежде всего конкурентные условия хозяйствования во многом способствуют эффективному распределению экономических ресурсов общества, развитию предпринимательской инициативы, создают возможность свободной предпринимательской деятельности в рамках закона. Конкуренция стимулирует расширение ассортимента и увеличение качества товаров производителями, ибо делать это вынуждает борьба на рынке за потребительский спрос. По этой же причине в условиях конкуренции поставщиками товаров поддерживаются более низкие цены, чем в условиях монополии, поскольку низкие или доступные цены привлекают клиентов и являются одним из факторов конкурентоспособности предприятия.
Экономическое и правовое содержание понятия «конкуренция». «Конкуренция»
Слайд 5В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить
цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли
на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Слайд 6Типология конкурентных рынков: виды (типы) конкурентных рынков,
исходя из критерия состояния
(развитости или ограниченного уровня)
конкурентной среды.
В экономической теории, в зависимости
от степени развитости конкурентной среды, выделяются три вида конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии.
Рынок совершенной («чистой») конкуренции , согласно экономической теории , состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Такая ситуация обусловлена однородностью предлагаемой продукции (товаров), полной свободой входа на рынок, выхода с него и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции достаточно редки.
Олигополия – рынок, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию. В условиях олигополии присутствуют некоторые препятствия при входе на рынок. К олигополии можно отнести мировой рынок сложной бытовой техники. Однако олигополия может проявляться и в другом качестве, когда на рынке действует не несколько крупных продавцов, а несколько крупных покупателей. Такая ситуация на рынке называется олигопсонией от греческих слов «немногие» и «покупаю».
Рынок монополистической конкуренции. Первый вид – рынок, на который множество мелких хозяйствующих субъектов поставляют разнородную (сходную, но не идентичную) продукцию. Примером служит рынок компьютерных игр или учебной литературы. Как отмечают исследователи, основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции.
Слайд 7Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый
из них занимает на рынке незначительную долю, однако обладают некоторой
рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка. Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свободы входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции, которая характеризуется широким ассортиментом товаров, дизайном, эргономикой, качеством упаковки. Все это многообразие различается товарными знаками. В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру.
Второй вид – рынок, на котором присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров.
В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие – аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой – модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции. Последнее в значительной степени зависит от характера продукции – степени ее стандартизированности или, напротив, возможности индивидуализации (сравните уголь и целлюлозу или кондитерские изделия).
Слайд 8Конкуренция как правовое явление
Для того чтобы осуществлять конкурентное регулирование, основные
понятия этой сферы, такие как конкуренция, монополия, рынок и иные,
должны получить определенное правовое измерение. Антимонопольное (конкурентное) законодательство той или иной страны может иметь или не иметь легального определения понятия «конкуренция», однако так или иначе в законодательстве ли, в судебной практике или доктрине должны существовать определенные подходы к определению юридического содержания понятия конкуренции, без которого правовое регулирование конкуренции представляется неполным. В зарубежном законодательстве, как правило, не содержится юридического определения исследуемого понятия, хотя и проводится ключевая идея правовой поддержки и защиты конкуренции в качестве необходимого элемента рыночной экономики. В связи с этим судебная практика и доктрина исходят из того, что конкуренция – это процесс, с помощью которого рыночные силы работают свободно, гарантируя продуктивное применение ограниченных ресурсов общества и максимизацию общего экономического благосостояния. В отличие от зарубежного российское антимонопольное законодательство содержит легальное определение конкуренции.
Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Слайд 9Определение во многом повторяет понятие, данное в ранее действовавшем Законе
о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, согласно
которому конкуренция понималась как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Новое определение лишь содержит термин «состязательность» вместо – «соперничество», понимаемое как действия, при которых не только ограничиваются, но и исключается возможность каждого из хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки понятия «конкуренция» :
состязательность (борьба) или соперничество на рынке между хозяйствующими субъектами
состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей
результат состязательности или соперничества – ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок.
Слайд 10В силу урегулированности правовыми нормами рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму
правоотношений со своими юридическими фактами, субъектами, содержанием и объектом. Все
указанные выше характеристики составляют суть такой экономико-правовой категории, как конкуренция.
Правовое значение используемого в российском антимонопольном законодательстве понятия «конкуренция», с точки зрения К.Ю. Тотьева, выражается в следующем:
– создание необходимых условий для развития конкуренции, ее защиты – цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности;
– недопущение, ограничение и устранение конкуренции (совершенное, например, с помощью картельного соглашения) и ее недобросовестные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями;
– сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции;
– содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных органов государственной власти, действующих совместно с антимонопольным органом; – условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.
Слайд 11Понятийный аппарат отечественного законодательства в сфере
конкуренции и монополии
Правовые понятия, касающиеся
конкурентного регулирования, содержатся в нормах международного права, отечественном законодательстве, подзаконных
нормативных правовых актах, а также исследуются, разрабатываются, раскрываются в правовой доктрине. Базовые, общие понятия, характерные для регулирования всего круга отношений конкуренции и монополии, даются в Законе о защите конкуренции. Более специфические понятия, характерные для узкой сферы регулирования, содержат такие законы как Закон о рекламе, Закон о естественных монополиях и некоторые другие нормативные правовые акты.
Закон о естественных монополиях содержит понятие «субъект естественной монополии» – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3).
Субъект государственной монополии – хозяйствующий субъект, действующий на монопольном рынке, и в отношении деятельности которого (субъекта монополии (монополиста)) законодательством Российской Федерации определены формы контроля и регулирования, а также компетенция контролирующего органа.
Субъекты временных монополий – хозяйствующие субъекты, обладающие:
– фактическим монопольным положением на рынке в силу сложившейся «в той или иной отрасли в силу особой рыночной конъюнктуры – экономической обстановки временного характера», до появления новых хозяйствующих субъектов – конкурентов на данном рынке, после и вследствие появления которых монополия данного одного хозяйствующего субъекта на данном рынке исчезает;
Слайд 12– сведениями, составляющими коммерческую тайну или какими-либо исключительными правами, защищаемым
законом.
Закон о защите конкуренции (ст. 4) содержит ряд важных определений:
конкуренция, «хозяйствующий субъект» – это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Это основное родовое понятие для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и являющихся субъектами и участниками рыночной конкуренции и, соответственно, носителями прав и обязанностей, определенных в правовом регулировании конкуренции и монополии. Хозяйствующим субъектом может быть лицо, действующее на различных рынках, в том числе финансовых.
Конкурентное регулирование финансовых рынков имеет особую специфику, и поэтому в Законе о защите конкуренции содержится много норм, определяющих антимонопольный контроль на рынках финансовых услуг. В целях такого контроля с учетом этой специфики дается и специальное определение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на финансовых рынках. Они называются финансовыми организациями.
Финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Уточнение этого понятия осуществляется посредством принятия закрытого перечня организаций, осуществляющих финансовые услуги, их различных видов (в широком смысле слова).
Слайд 13Финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, –
кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного
страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Особую разновидность хозяйствующих субъектов составляют субъекты легальных монополий, в том числе естественных, государственных, временных монополий.
«Товар» – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).
Виды объектов гражданских прав определены в Гражданском кодексе РФ: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). Под товаром согласно Закону о защите конкуренции во взаимосвязи с определением данного термина в ГК РФ понимаются не только продукция, работы, услуги, но, в частности, и имущественные права, и информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, и др. Понятие товара достаточно широко – это и услуги, и работы, и сама товарная продукция, и права, и другие объекты гражданских прав, и под товаром, что очень важно, понимается любой объект гражданских прав.
Слайд 14Финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке
ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая
финансовой организацией и связанная с привлечением и/или размещением денежных средств юридических и физических лиц, т.е. дается не абстрактное определение финансовой услуги, а перечень видов услуг, характеризующихся определенными признаками (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции)
Под товарным рынком понимается не только рынок товарной продукции, но и рынок прав, и рынок работ и услуг, и иных объектов гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ. Таким широким определением товара и товарного рынка подчеркивается, что объект регулирования Закона о защите конкуренции не ограничен какими-либо рынками и применяется в отношении всех товарных рынков, за исключением прямых указаний об обратном, изъятий, установленных в законодательстве Российской Федерации.
Товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических),
исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Ряд терминов, содержащихся в этом определении, требуют пояснений. Взаимозаменяемые товары – это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Слайд 15Помимо понятий товара, взаимозаменяемых товаров для определения конкретного товарного рынка
важны и такие понятия, как границы товарного рынка, субъектный состав
рынка, объем рынка, доли хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.\