Слайд 1Основные психологические теории в XX веке
Слайд 2Введение
В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный
прежде всего с трудностями, возникших при поиске объективных методов исследования
психики.
20 –е годы XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по- разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического.
Слайд 5Бихевиоризм
(от англ. behavior - поведение)
направление в американской
психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций
на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.
Слайд 61.Выявить и описать типы реакций
2. Исследовать процесс их образования
3. Изучить
законы их комбинаций- образования сложного поведения
Задачи бихевиоризма
Слайд 10Джон Бродес Уотсон
Основоположником бихевиоризма является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958).
Он сформировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение».
S
- R
Слайд 11Эдвард Ли Торндайк
Э.То́рндайк (1874-1949), изучая реакции животных в эксперименте, установил,
что решение проблемы достигается методом проб и ошибок, истолкованным как
«слепой» отбор произведенных наугад движений.
Слайд 14Необихевиоризм
Направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Необихевиоризм
свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность
поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма.
Возглавили это движение американские психологи Э. Толмен (1886-1959) и К. Халд (1884-1953).
Слайд 15Эдвард Чейс Толмен
Эдвард Толмен (1886-1959) занимался изучение деятельности системы
организм-среда, формирование целостного, молярного полхода к проблеме поведения.
Основные результаты:
внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении.
S-O-R
Слайд 16Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и
человека», «Когнитивные карты у крыс и человека».
Экспериментальную работу вел в основном на
животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
Слайд 17Халл Кларк Леонард
К. Халл (1884-1952) формировал гипотетико-де-дуктивного подход к изучению
поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R.
Основные результаты:
ввел понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения.
Слайд 18Халл Кларк Леонард
К.Халл опирался на учение И.Л.Павлова об условных рефлексах,
считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать
силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы - определенные физиологические потребности.
Решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности (чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка); Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.
Слайд 19К. Халл ввел термины
Первичное подкрепление
Вторичное подкрепление
Физическое воздействие на организм
Реакция =
Потребность + Раздражитель
Слайд 20Скиннер Беррес Фредерик
Б. Скиннер (1904-1990) разработал методы целенаправленного обучения, управления
и коррекции поведения. Изучал оперантного поведения.
Основные результаты: Законы оперантного обучения,
программированное обучение, методы коррекции поведения
Слайд 21Бихевиоризм.
Достоинства и недостатки
1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания
предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений
поведение человека, сделав его предметом своих исследований
1. Потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, так как игнорировалось сознание как
объективная сущность
2. В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков
2. Были проигнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия
3.Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и вводит практику проведения опытов на животных.
3.Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных
Слайд 23Гештальтпсихология
Гештальтпсихология (от нем.Gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее
в Германии в первой трети XX в. Основана Максом Вертгеймером
в 1912 году.
Слайд 25Вертгеймер Макс
В. Макс (1880-1943) исследовал феномены психического поля и законы,
по которым оно образуется и реорганизуется.
Слайд 26Коффка Курт
Коффка Курт (1886-1941) исследовал свойства и законы восприятия, механизмы
творческого мышления
Слайд 27Келер Вольфганг
Келер Вольфганг (1887-1967) исследовал законы и развитие образно-схематического мышления,
изоморфности психического.
Слайд 28Левин Курт
Левин Курт (1890-1947) исследовал психологическое поле личности, социальное поле
группы, групповую дифференциацию и виды лидерства
Слайд 29Перлз Фриц Фридрих Соломон
Перлз Фриц Фридрих Соломон
(1893-1970) разработал теорию
личностного развития и терапевтического изменения, основы групповой гештальттерапии.
Слайд 30Принципы гештальтпсихологии
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря
следующим принципам:
близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе);
схожесть (стимулы,
схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе) ;
целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности) ;
замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму) ;
смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое) ;
общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Слайд 31Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки
Слайд 32Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
Слайд 33Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как
круг и прямоугольник
Слайд 42Глубинная психология
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии,
врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения
истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Слайд 45Структура защитного механизма по теории психоанализа
Слайд 48Сигизмунд Шломо Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856-1939) основатель психоанализа, который оказал
значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство
XX века.
Слайд 49Структура личности в теории З. Фрейда
Слайд 50Изменение сексуальных влечений в процессе развития человека. З.Фрейд
Слайд 52Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог,
психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Юнг.
Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы - сознание и психическое бессознательное. Психология - в первую очередь и по преимуществу наука о сознании. Она же и наука о содержании и механизмах бессознательного. Сознание - в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспаривал также позицию Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании Юнг различал эктопсихические и эндопсихические функции ориентации. К эктопсихическим функциям автор относил систему ориентации, имеющую дело с внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим - систему связей между содержанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят:
ощущения
мышление,
чувства,
интуиция.
Слайд 53Архетипы коллективного бессознательного в теории К.Юнга
Слайд 54Психологические типы личности в теории К. Юнга
Слайд 55Индивидуальная психология
Индивидуальная психология (от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая
система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.
Слайд 56В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера
врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре
и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов. В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, в индивидуальной психологии, являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека. Главными человеческими пороками, проистекающими из этого комплекса, выступают тщеславие и честолюбие, а добродетелями,- мужество и стремление к сотрудничеству. Индивидуальная психология была популярна в странах Западной Европы и США в 1920—1940-х годах XX века и оказала значительное влияние на зарождение неофрейдизма.
Слайд 58Фрейд Анна
Фрейд Анна
(1895-1982). Основатель эго-психологии. Расширила роль эго, допустив его
независимое от ид функционирование. Дала четкое и ясное описание защитных
механизмов личности. Разработала направление психоаналитической терапии – детский психоанализ, в котором учитывались незрелость детской психики и сравнительно низкий уровень вербализации. Разработала на основе психоанализа игровые методы терапии.
Слайд 59Хорни Карен Клементина
Х.К. Клементина
(1885-1952). Лидер неофрейдизма. Работала над проблемами женской
психологии. Доказывала, что невроз – это реакция на тревожность, порождаемая
в детстве отношениями ребенка с родителями. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность во власти (порождающая ненависть, протест и агрессию)
Слайд 60Мюррей Генри Александр
Мюррей Генри Александр
(1902-1994). Специалист в области клинической психологии,
проективных тестов, психологии личности, поведения отбора персонала. Его персонология направлена
на анализ индивидуальных проявлений. Разработал ряд методик для личностных потребностей (ТАТ)
Слайд 61Эриксон Эрик Хомбургер
Эриксон Эрик Хомбургер
(1902-1994). Один из создателей эго-психологии и
концепции идентичности эго. Наибольшее количество разработок посвящено исследованию детского возраста.
Разработал концепцию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных стадий решения возрастных «задач развития», полагая, что личность человека меняется на протяжении жизни. Признавал влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.
Слайд 62Салливан Гарри Стек
Салливан Гарри Стек
(1892-1949). Автор концепции психиатрии как науки
о межличностных отношениях. Создатель интерперсонального психоанализа. Разработал представление о личности
как многокомпонентной системе, являющейся продуктом межличностных отношений. Выделял ряд стадий онтогенетического развития личности. В качестве элементов структуры личности выделял: 1)систему динамизмов; 2) систему персонификаций; 3) систему когнитивности.
Слайд 63Фромм Эрих
Фромм Эрих
(1900-1980). Автор теории аналитической социальной психологии и социальной
характерологии. Разработал психотерапевтическую методику «гуманистический психоанализ», которая была призвана гармонизировать
взаимоотношения между человеком, природой и обществом. Выдвинул два способа реализации внутренней свободы – способ «быть» и способ «иметь». Особое место в теории Э. Фромма занимает проблема индивидуализации, его стадии и диалектика.
Слайд 64Достоинства и недостатки теории Э. Фромма
Положительные стороны
Опираясь на знания в
области истории, социологии, философии, педагогики и др., Э.Фромм утвердил междисциплинарный
подход в изучении человека.
Э.Фромм раскрыл ключевые противоречия, возникающие в жизни человека в результате его общения с окружающими, показав роль общества в развитии личности.
Отрицательные стороны
Однако большинство его теоретических убеждений сформулированы настолько глобально, что недоступны эмпирическому контролю.
Однако наблюдается некоторая трансформация неофрейдизма в «моральную проповедь».
Слайд 69направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом
личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто
заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология
Слайд 70Роджерс Карл Рэнсом (1902-1990)
Разработал клиент-центрированный подход, реализованный в возрастной,
педагогической, социальной и политической психологии. Сформировал общую теорию межличностных взаимоотношений.
Личностно-центрированная терапия характеризуется: 1)верой в конструктивную и творческую мудрость человека; 2) убеждением в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека; 3)представлением о закономерных стадиях протекания группового процесса. Является создателем гуманистического идеала свободного и целостно функционирующего человека (характеризуется свободой, ответственностью, гармоничностью, целостностью, актуализацией и реализацией потенциальных возможностей).
Слайд 71Маслоу Абрахам Харольд
(1908-1970)
Специалист в области психологии личности, мотивации, один
из лидеров трансперсональной психологии. Автор нового направления в психологии личности
- психологии Бытия человека. Создатель образа самоактуализированной личности, на основе которого им была разработана теория человеческой мотивации, основанная на идеи иерархии удовлетворения потребностей в самоактуализации.
Слайд 72Олпорт Гордон (1897-1967)
Создатель диспозициональной концепции личности. Развивал теорию личности
на основе понятий «Я» и самоактуализации, обозначающей стремление личности к
достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Выдвинул положение о том, что мотивы. Возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (принцип функциональной анатомии).
Слайд 73Франкл Виктор Эмиль (1905-1997)
Автор логотерапии, психолог экзистенциональной ориентации. Его
теория личности состоит из трех частей: учение о стремлении к
смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Считал, что причиной ноогенного невроза (утрата интереса к жизни, апатия, депрессия) является отсутствие смысла и его реализации, что вызывает состояние экзистенционального вакуума и фрустрации. Описал смысловые универсалии – три класса ценностей: ценности творчества (в т.ч. труд), ценности переживания (в т.ч. любовь) и ценности отношений. Особое место отводил изучению проблемы ответственности.
Слайд 74Учение о смысле жизни. В. Франкл
Слайд 75Средства достижения целей и в теории В. Франкла
Слайд 76Бюлер Шарлота (1893-1974)
Ее исследования посвящены детской и юношеской психологии.
Развивала целостный подход к изучению жизненного пути личности через психолого-биографические
исследования. Ей принадлежит идея о фазах развития и периодизации жизненного пути личности. Разработала тестовые методы.
Слайд 77Мэй Ролло Риз (1909-1994)
Теоретический, организационный и идейный лидер гуманистической
психологии. Анализируя проблемы современного человека, выдвигает на передний план проблему
тревоги, где гибкость личностных ценностей является, фактором, облегчающим совладение с нормальной тревогой. Источником высших человеческих свойств считал самосознание, с помощью которого человек способен управлять собственным развитием. Отсюда понятие свободы связывал с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Целью психотерапии считал освобождение от симптомов, от принуждений, от неконструктивных навыков и т.д.
Слайд 78В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие
ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье,
межличностное общение.
Слайд 79Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х
годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа
в США. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Слайд 81Когнитивная психология
Когнитивная психология это: раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть
познавательные процессы человеческого сознания.
Исследования в этой области обычно связаны с
вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Слайд 82«Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с
приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех
живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).
Слайд 83Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая
поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Слайд 84Брунер Джером Сеймур (р.1915)
Специалист в области исследования когнитивных процессов.
Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий на основе кросс-культурных исследований.
Дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей» его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей. Один из первых исследовал, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия (восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок и защитных механизмов). Ввел термин «социальное восприятие».
Слайд 85Найссер Ульрик (1928)
Специалист в области экспериментальной, когнитивной и экологической
психологии, философии психологии. Занимался экспериментальными исследованиями познавательных процессов, моделируя информационный
поток, проходящий через различные ментальные стадии. Ввел термины «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез». Разработал различные теории организации и преобразоания знания – от мгновенно воспринимаемых и охраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания
Слайд 86Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов,
внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения,
в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.
Слайд 88Генетическая психология
Генетическая психология это: отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие
психики животных и человека.
Слайд 89Пиаже Жан (1896-1980)
Автор генетической эпистемологии, специалист в области психологии
развития, детской психологии, психологии образования, экспериментальной и теоретической психологии. Автор
теории стадий развития интеллекта (использовал метод клинической беседы). Разработал логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка. Выдвинул концепцию развития рационального знания, механизмы и последовательность которого были описаны в исследовательской программе
Слайд 90Генетическая психология
Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов
в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим,
что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике.
Слайд 91До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству.
Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни,
связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека.