Слайд 1Основные теоретические подходы к изучению малой группы в зарубежной социальной
психологии.
Слайд 2Теория поля
Это теоретическое направление берет начало в работах
К. Левина. Основная его мысль заключается в известном тезисе К.
Левина о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминантов. Структурные свойства заимствованы из типологии теории множеств, а динамические свойства - психологических и социальных сил.
Целостной теории группы создано не было, однако он лег в основу ряда мини-теорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики: сплоченности, социальной власти, соперничеству-сотрудничеству, образованию группы, внутригрупповому давлению, групповым притязаниям.
Слайд 3Интеракционистская концепция
Группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе
описывается тремя основными понятиями:
индивидуальной активностью
взаимодействием
отношением.
Интеракционистская концепция группового поведения может
быть описана исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами.
Слайд 4Психоаналитическая ориентация.
Базируется на идеях З. Фрейда и его последователей, фокусируя
внимание на мотивационных и защитных механизмах личности.
Фрейд первым включил идеи
психоанализа в групповой контекст в своей классической работе «Психология масс и анализ человеческого «Я»».
Слайд 5Общепсихологический подход.
Многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии,
применимы к анализу группового поведения. Это касается таких индивидуальных процессов,
как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.
Примером являются популярные в недавнем прошлом за рубежом теории когнитивного соответствия, подвергшиеся обстоятельному разбору в отечественной литературе.
С позиции этих теорий предпринята попытка целостного рассмотрения малой группы.
Слайд 6Эмпирико – статистическое направление.
Основные понятия групповой теории должны выводиться из
результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно.
Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кеттелл. Им предложена одна из теорий группового поведения.
Слайд 7Формально – модельный подход.
Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные
модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории
множеств.
По мнению специалистов, представители этого подхода часто больше интересуются внутренней консистентностью своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям. Поэтому данное направление не смогло пока оказать сколько-нибудь существенного влияния на понимание группового процесса.
Слайд 8Теория подкрепления.
Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на
широко известной в психологии концепции оперантного обусловливания Б. Скиннера.
Поведение индивидов
в группе есть функция двух переменных:
вознаграждений (положительных подкреплений);
расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).
Теории подкрепления легли в основу двух крупных социально-психологических теорий малых групп (Дж. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли) избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения, экстраполируя результаты анализа на большие по объему группы.
Слайд 9Социально- когнитивное направление.
Это дальнейшее развитие общепсихологического подхода, но в силу
влияния, оказываемого на разработку групповой проблематики, может рассматриваться как самостоятельное
направление.
Это наиболее молодой подход к исследованию группы. Возник как результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, или познавательных, позднее – социально-когнитивных процессов к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия.
Слайд 10Основные этапы направления исследования малой группы в России.
Слайд 11Деятельностный подход.
Основывается на фундаментальнейших принципах отечественной психологии – принципе деятельности.,
успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях и в ряде частных
психологических дисциплин. Использование принципа деятельности в исследовании социальной группы весьма плодотворно сказалась на построении ряда теорий группового поведения: например, стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского и программно-ролевого подхода к изучению научного коллектива М.Г. Ярошевского.
Идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социально группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально- перцептивных процессов в группе.
Слайд 12Социометрического направление.
Использование этого направления специалистами в конкретной эмперической работе в
качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста.
В
отечественной социальной психологии большой вклад в развитие этого направление внес Я.Л. Коломенский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст.
Слайд 13Параметрическая концепция.
Создателем является Л.И. Уманский, в 60-70-е годы разработавший концепцию
групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное
развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.
Слайд 14Организационно-управленческий подход.
В основу положены разрабатываемые в социологической и социально-психологической науке
представления о социальной организации и управленческой деятельности.
К рассматриваемому подходу многочисленные
исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
Слайд 15Тренингово-терапевтическое направление.
Сложилось в 70-80-е годы усилиями ученных Москвы и Ленинграда
в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью
развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтический воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.
Слайд 16Эмпирические методы исследований в малой группе.
Слайд 17Обработка полученных данных.
Метод количественной обработки данных
с использованием аппарата математической
статистики, позволяющего с высокой степенью точности судить о подтверждении или
неподтверждении исследовательских гипотез.
Главное на этом этапе работы – грамотный выбор соответствующего статистического критерия, поскольку в случае ошибочного выбора под сомнение ставится достоверность итоговых выборов исследователя.
Слайд 18Метод качественного анализа деятельности
Используемый как для интерпретации результатов их математической
обработки, так и для содержательного обсуждения отдельных фиксируемых исследователем случаев
группового поведения, не вписывающихся по тем или иным причинам в какие то жесткие рамки статистических закономерностей.
Таковы, данные первой серии проведенных в свое время под руководством К. Левина знаменитых экспериментов Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению стилей руководства.
Слайд 19Преобразование наличных процессов групповой жизни.
Формирующий эксперимент – метод, в прошлые
в годы часто использовавшийся отечественными психологами, в частности Л.И. Уманским
и его сотрудниками, при изучении процессов коллективообразования. Стоит заметить, что в любом формирующем эксперименте, а применительно к человеческой группе как к сложному объекту, критическим является вопрос устойчивости формируемых свойств.
Слайд 20 Развивающий эксперимент – активный способ внутригруппового преобразования, более реалистичный в
приложении к группе взрослых людей.
В реальной жизни вести речь о
вполне доступном усилиям специалистов развитии в малой группе определенных процессов и свойств, связанных с теми или иными аспектами ее функционирования.
Слайд 21 Активное социально-психологическое обучение – различные формы тренинга в малых группах,
признанные способствовать оптимизации психической активности членов группы.
Данный метод весьма
широко используется как для решения задач, связанных с индивидуальным поведением в группе, так и для оптимизации собственно группового взаимодействия, приближаясь в ряде случаев к развивающемуся эксперименту.